СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Солнце, растения и мы с вами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети узнают как питаются растения,дышат. 

Просмотр содержимого документа
«Солнце, растения и мы с вами»

Солнце, растения и мы с вами.

Добрый день, ребята. Очень рада вас видеть. Хочу поприветствовать вас стихотворением

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Делать выводы и рассуждать,

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

На прошлом уроке мы изучили с вами тему «Разнообразие растений»

1.Угадайте группы растений:

*Это – жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. (Водоросли)

* Они растут во влажных местах. Они имеют стебель и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами. (Мхи)

*Их можно узнать по красивым листьям, похожими на большие перья. У есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает. (Папоротники)

* У этой группы растений не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена. (Хвойные растения)

А сейчас я вам загадаю загадки. Их отгадки нам будут нужны на уроке.

Отгадывание загадок:

1. Не огонь, а больно жжёт

Не фонарь, а ярко светит

И не пекарь, а печёт. (СОЛНЦЕ)

2. Вокруг нас растут, цветут,

Кислород всем нам дают.(РАСТЕНИЯ)

3. Может сеять и пахать,

И машиной управлять,

Ну, а если захотите

Может в облака слетать. (ЧЕЛОВЕК)

- У вас на столе лежат карточки на столе, рядом с названиями растений напишите цифры, соответствующие названиям органов растений.

РАСТЕНИЕ

ОРГАНЫ РАСТЕНИЙ

ЦИФРА

Капуста

  1. Плоды

  2. Семена

  3. Корни

  4. Листья

  5. Стебли

4

Слива

1

Огурец

1

Горох

2

Морковь

3

Кукуруза

2

- А теперь проверим домашнее задание. Какие виды растений вы знаете? (Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения).

- Мы перечислили основные части растений. А теперь подумаем, без чего не могут обходиться растения? (солнце, свет, почва, вода)

Тема нашего урока «Солнце, растения и мы с вами». Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

- Ребята, а как слова «солнце», «растение», «человек» распределить в две группы? (объекты живой и неживой природы)

-Какие признаки живой природы мы знаем? (дышат, питаются, растут, развиваются, размножаются и умирают)

Все это относится и к растениям. И сегодня мы поговорим о том, как растения дышат и питаются.



-Мы говорили, что все объекты живой природы дышат. Как же это происходит у растений? В почве как мы знаем есть воздух. И растения этот воздух из почвы берут. Причем дышат растения тем же газом, что и мы с вами. Кислородом. А выдыхают углекислый газ.

В воздухе тоже содержится кислород и растения его пусть и в малом количестве поглощают, когда дышат. А выделяют обратно углекислый газ.

- Откуда растения получают питательные вещества и воду? (из почвы)

- А что содержится в почве, необходимое для жизни растений? (вода, воздух, перегной, минеральные соли)

- Какие у вас версии: как питаются растения? (Своими корнями растения высасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.)

- -Но как же растения получают главные питательные вещества – сахар, крахмал?

Ведь их  в природе нет, а в растениях есть?

- Когда мы едим морковку, мы говорим: «Она сладкая» Почему?

-Давайте теперь сравним две схемы: «Питание растений» и «Дыхание растений».

-Чем они похожи? Чем отличаются? (Растения дышат кислородом, но и образуют его при питании. Причем при питании растения выделяют значительно больше кислорода, чем поглощают при дыхании).

- Давайте откроем рабочие тетради на странице 42, задание 1. Вам нужно будет с помощью схемы заполнить пропуски.

-Посмотрите на доску, здесь изображены карточки с разными буквами. Ваше задание: нужно из букв составить название вещества, которое образуется в зеленой «кухне» растения

- Давайте посмотрим видеоролик про питание растений. - А теперь послушайте сказку.

Очень любила Маринка ходить по лесу и удивляться: запоет птица — Маринке удивительно, почему у нее не такие песни, как у других. Скачет по веткам белка — Маринке интересно знать, куда и зачем она скачет.
Как-то однажды, умаявшись, села девочка отдохнуть под старым дубом, а глаза, хоть и тоже устали, все равно зорко смотрели вокруг, а уши слушали.
«И почему это листья такие зеленые, и о чем они все время перешептываются?» — подумала Маринка.
И вдруг почудились ей в шелесте тихие голоса и показалось, будто она стала эти голоса понимать.

— Эй, малыш-ш-ш-ш, что глядишь-шь-шь? — лопотали над ней листья. — Разве ты нас поймешь-шь-шь?
— Пойму, — решительно сказала девочка.
— Ишь-ишь какая, ишь-ишь, — засмеялись листья. — Да ведь ты спишь-шь-шь!
— И вовсе не сплю, — про­бормотала Маринка. — Это вам так кажется.
— Ну если не спишь-шь-шь, тогда слушай, — зашептали листья. — Мы потому ш-ше-лестим, шшепчемся, что солнышку радуемся. А зеленые мы оттого, что в каждом листе полным-полно чудесных зеленых хлорофилловых зерен. Зерна так малы, что не разглядеть. И тем не менее каждое такое зернышко — как бы крохотный заводик. Спрятанные у нас, листьев, под кожицей, эти крохотные заводики готовят пищу всему дереву.
— А вот и нет, — прошептала сквозь сон Маринка. — Я знаю — дерево кормят корни.
— Несмыш-ш-шленыш-ш-ш! — наперебой зашелестели листья. — Корни само собой. Без корней тоже не прожить: они из-под земли воду высасывают, выкачивают. В той воде растворено много необходимых растениям веществ, и все-таки из того, что добывают под землей корни, не то что ствол или сук — даже малой веточки не построить. Вот потому-то и работает в листьях бессчетное множество хлорофилловых зерен. Они берут из воздуха невидимый углекислый газ. Из этого газа, воды и растворенных в ней веществ, добытых корнями, чудесные зернышки-заводики и делают строительный материал для новых веток, почек, корешков и, конечно, для самого ствола. Как не подняться новому дому без бетона и кирпича, так не вырасти и дереву без материала, который готовят зеленые зернышки-заводики.

— Ну да, вы уж скажете, — засомневалась Маринка. — Заводам, пускай даже самым маленьким, нужно электричество. Или жаркий огонь.
— Верно говоришь-шь-шь, — зашелестели листья. 
— Заводам для работы обязательно нужна энергия: либо электричество, либо тепло, либо то и другое. Ну, а нашим зеленым заводикам энергию дает солнце. Для каждого листа, для каждой травинки солнечный свет — самое главное! Крохотные хлорофилловые зерна с утра до вечера ловят свет. С его-то помощью они и соединяют различные вещества в одно чудесное — живое. Благодаря нам, листьям, а вернее, спрятанным в нас хлорофилловым зернам из маленького, слабенького ростка вырастает высоченная сосна, или капуста, или яблоня, гнущаяся под тяжестью сочных плодов, или золотая пшеница, или такой могучий дуб, как наш. Ну, а когда дерево, отжив свой век, упадет или люди срубят его, распилят на дрова, солнечный свет, пойманный когда-то зелеными зернышками и запасенный деревом, вновь вырывается на свободу, обернувшись веселым, горячим огнем.
— Значит, огонь — это тоже солнышко? — удивилась Маринка.
— Конечно! — дружно за лепетали листья. — Только не сегодняшнее, а давнишнее. Сегодняшнее солнышко светит и греет сейчас, а солнышко давно минувших лет помогает хозяйкам готовить обед, обогревает дома.
— А меня, — подумав, сказала Маринка, — зимой обогревают батареи, в них горячая вода, а она пришла со станции, мне об этом папа рассказывал. На теплоэлектростанции горит в топках каменный уголь. Он и электричество добывает, и воду греет для домов.
— А разве ты не знаешь, — наперебой зашумели листья, — что каменный уголь — это остатки деревьев, живших десятки миллионов лет назад?
И они принялись рассказывать о растениях, шумевших на земле давным-давно, — о папоротниках и хвощах, только огромных, выше елок.
— Десятки миллионов лет! — подумала девочка. — Как же долго спало под землей пойманное солнышко, чтобы однажды вдруг проснуться, обернуться огнем и согреть меня, Маринку! Десятки миллионов лет — это ведь ужасно долго. 

Над Маринкой сквозь листья поблескивало яркое солнце. Такое яркое, что пришлось зажмуриться.
— Послушайте! — сказала Маринка. — Выходит, если я ем яблоко или картошку, значит, я ем то, что приготовили за лето зеленые заводики? Значит, во мне тоже пойманное ими солнышко?
— Солныш-шко, солныш-шко, солныш-шко… — напере-бой повторяли листья над головой девочки.
И кроме этого слова, Маринка ничего не смогла различить в зеленом шелесте.

- О чем рассказывали зеленые листочки Марине?

- что берут из воздуха клетки листа?(УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ)

-Как называются те вещества, которые вырабатывают клетки? (САХАР И КРАХМАЛ)

-Что дает энергию зеленым листьям? (СОЛНЦЕ)

– Разгадаем кроссворд

1. За один теплый солнечный день 1 гектар леса поглощает 220–280 кг углекислого газа и выделяет 180–200 кг кислорода. При каком процессе жизнедеятельности растений это происходит? (Питание.)

2. Что необходимо растению для производства кислорода из углекислого газа и воды? (Свет.)

3. Какой газ выделяют растения при дыхании? (Углекислый.)

4. Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ? (Дыхание.)

5. Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород.)

- И так, подведем итог урока.

-Как дышат растения?

-Как питаются растения?

-Почему люди и животные не могли бы жить без растений?

Запишите домашнее задание

Стр 43 упр 2

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!