СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение "Формирование познавательного интереса в обучении младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сообщение "Формирование познавательного интереса в обучении младших школьников"»

Формирование познавательного интереса в обучении младших школьников

Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современной образовательной школы. Актуальность этой проблемы можно объяснить тем, что методика и практика обучения все больше стали обращаться к личности обучающегося.

Познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на познание и избирательный характер, выраженный в той или иной предметной области знаний. Проблема формирования познавательных интересов младших школьников – одна из важнейших задач современной школы. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении.

Познавательный интерес самопроизвольно не возникает из потребностей, а специально формируется и развивается образовательным учреждениям, начиная с начальной школы, следовательно, нужно решать задачу формирования познавательного интереса с начальной школы, так как именно в это период выявляются задатки и способности ребенка, формируются его нравственные убеждения и потребности в определенных видах деятельности.

Сформированность у младшего школьника познавательного интереса ведет к возникновению внутренней цели деятельности самого ученика, превращая его в активный субъект учебной деятельности. И тогда время, проводимое школьником на уроке, становится не подготовкой к жизни, а собственно жизнью, осмысленной и значимой для самого ученика.

С позиций научно-педагогической значимости познавательный интерес — это важный фактор совершенствования процесса обучения и одновременно показатель его результативности и эффективности, так как он стимулирует самостоятельность, познавательную активность, творческий подход к изучению материала, побуждает к самообразованию. Психологи сходятся во мнении, что ядром личности как субъекта сознательной деятельности является мотивационная сфера человека и, прежде всего, его интересы и потребности.

Многие исследователи истоки проблемы интереса к учению находят в обращении к педагогическим теориям прошлого. Прежде всего, это великие системы зарубежных педагогов Я.А. Коменского, Д. Локка, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, А. Дистервега и другие. Чешский педагог Я.А. Коменский, впервые обратившись к интересу как к педагогическому понятию, считал, что «всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению». Интерес к знаниям является ядром воспитательной концепции великого гуманиста.

Современные педагоги говорят о формировании интереса к познанию как слитной задачи теории и практики воспитания.

Младший школьный возраст - период жизни ребенка от 6–7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах начальной школы.

Когда ребенок идет в школу, жизнь у него резко меняется. Меняется социальный статус, ведущей деятельностью – учение, а важной обязанностью - учиться. Учение - это серьезный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребенка. Основной деятельностью становится учение, т.е. получение знаний, умений и навыков. Школьник включается в новый для него коллектив. На первых этапах учебы ребенку помогают учиться родители, либо мотивация работы в коллективе. Также большую роль играет и личный мотив - желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей. [1].

После возникновения интереса к результатам своего труда формируется интерес к приобретению новых знаний. Такая основа является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов для учебы, связанных с ответственным отношением к учебным занятиям.

Объективной основой развития познавательных интересов школьников является высокий уровень обучения с его подлинно научным содержанием и педагогически целесообразной организацией активного и самостоятельного познания [2].

Щукина выделяет ряд черт  влияния познавательного интереса на формирование личности:

- уровнем развития интереса (его силой, глубиной, устойчивостью);

- характером (многосторонними, широкими интересами, локальными - стержневыми);

- местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействием;

- своеобразием интереса в познавательном процессе (теоретической направленностью или стремлением к использованию знаний прикладного характера). [4]

Формирование познавательных интересов у детей в обучении может происходить по двум основным направлениям:

– отбор соответствующего содержания учебных предметов;

– собственно, организация познавательной деятельности учеников [2].

И еще одним главным условием формирования познавательного интереса является осуществление максимальной опоры на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития, подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок и т.д.

Формирование познавательных интересов прямо зависит от правильной  организации учебной работы. Учителю необходимо помнить, что развитие идет от простого к сложному, от известного к неизвестному. Для развития познавательных интересов важно соблюдать принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее должно быть обучение и тем большую роль должно играть активное действие.

Многие авторы отмечают, что собственно познавательный интерес к знаниям еще не свойственен младшим школьникам. Во-первых, еще сильны интересы, характерные для дошкольного возраста; во-вторых, доминирующее положение занимают социальные мотивы.

У младших школьников по-прежнему сильна потребность в игровой деятельности, правда, содержание игры меняется. Младший школьник продолжает играть в учителя, в школу. Но в игре он может часами решать, писать, петь, читать, рисовать и т. д. Это важно учитывать педагогу при организации учебной деятельности, применяя игровые технологии и делая процесс учебы увлекательным.

У младшего школьника сохраняется сильная потребность в движениях. Он не может долго сидеть неподвижно.

Для него также особо характерна потребность во внешних впечатлениях. Именно она, как показывают исследования, впоследствии преобразуется в собственно познавательный интерес.

Школьника в первую очередь привлекает внешняя сторона предметов, событий, явлений. Потребность во внешних впечатлениях — основная движущая сила развития психики младшего школьника. В начале обучения она удовлетворяется в первую очередь учителем. Он вводит ребенка в новую сферу деятельности и помогает ему понять новые впечатления, разобраться в них. Исследования мотивов учения младших школьников показали, что мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, ее процессом и содержанием, не занимают ведущего места.

В ходе обучения познавательные интересы младшего школьника постепенно претерпевают существенные изменения. Одни из них превращаются в устойчивые, другие исчезают, появляются новые.

Большое место в стимулировании познавательного интереса младшего школьника занимает оценка. Но не все дети в начале школьного обучения хорошо понимают ее объективную роль и смысл.

Установлено, что с самого начала обучения в школе у детей происходят значительные изменения в направленности их интересов.

Младший школьный возраст — это тот период, в который происходит развитие школьной мотивации, от которой зависит уровень и содержание познавательных интересов.

Познавательный интерес, и желание овладеть необходимыми знаниями у младших школьников появляется под влиянием учителя, что способствует нарастанию потребности в новых знаниях.

Если в начальной школе складываются устойчивые познавательные интересы, то они оказывают решающее влияние на ход дальнейшего обучения ребенка.

Устойчивое позитивное отношение младших школьников к учению и познанию во многом определяется успешным развитием и качеством содержания самой учебной деятельности, обеспечивающей переход от познавательной потребности к развитию познавательных интересов.

Список использованной литературы

1. Выготский JI. C. Лекции по психологии: психологические функции и их развитие в детском возрасте. — СПб.: Союз, 1999. — 143с.

1. Найн М. В. Формирование познавательных интересов младших школьников в совместной учебной деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Магнитогорск, 2004. — 25с.

2. . Пастушкова М. А. Формирование познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 2009. — 17с.

3 Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике Учебник для вузов / Г.И. Щукина - Москва: Изд-во «Педагогика», 1971. – 456 с.

4. Трубинова, К. М. Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе / К. М. Трубинова.// Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). — Казань : Молодой ученый, 2017. — С. 9-14.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!