СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение "Формирующее оценивание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы знаем, что новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и, наконец, адекватно оценивать свои достижения.

Просмотр содержимого документа
«Сообщение "Формирующее оценивание"»

СЛАЙД 1

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать о системе формирующего оценивания в начальной школе и о том, какие техники можно применять для его обеспечения.

СЛАЙД 2

Свое выступление мне хотелось бы начать со слов Уильяма Джеймса «Глубочайшим свойством человеческой природы является стремление людей быть оцененными по достоинству»

СЛАЙД 3

Мы знаем, что новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и, наконец, адекватно оценивать свои достижения.

СЛАЙД 4

Здесь возникает довольно острая для нашего образования проблема: для того, чтобы этот процесс реализовался на практике ученику необходим доступ к оцениванию, так как согласно ФГОС, оценка – это особое действие, которое должно отражать то, чему научился обучающийся, насколько он продвинулся к цели, что нового узнал. 

СЛАЙД 5

Существует два подхода к вопросу оценивания:

Формирующее оценивание, когда оценка применяется для получения данных о текущем состоянии для определения ближайших шагов в направлении улучшения.

Итоговое оценивание, когда оценка применяется для определения количества изученного материала за пройденный период.

СЛАЙД 6

Формирующее оценивание можно сравнить с поливом растения. «Поливаем, чтобы росло, учим, чтобы ученики почувствовали «вкус к учебе!»

СЛАЙД 7

Формирующее оценивание – имеет место в тех случаях, когда учащиеся анализируют свой процесс обучения в ходе работы над учебным материалом и позволяет учителю:

‐ четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;

‐ сделать обучающегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.

СЛАЙД 8

Цель формирующего оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основания для выставления отметок 

Формирующее оценивание строится на применение различных оценочных техник, обеспечивающих эффективную обратную связь учителя и учеников.

СЛАЙД 9

Это процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом

СЛАЙД 10

Этапы введения техник внутриклассного оценивания:

1. Решить, что надо узнать посредством формирующего оценивания;

2. Выбрать техники, соответствующие стилю работы учителя и легко вводимые в данный класс;

3. Объяснить цель происходящего ученикам;

4. После завершения оценить результаты и определить, что надо изменить в учебном процессе;

5. Дать информацию детям о том, что узнал учитель и как он собирается это использовать.

Я хочу рассказать о техниках формирующего оценивания.

СЛАЙД 11-12

Мы уже знаем такие техники, как «Лесенка успеха»

СЛАЙД 13

Символы – фиксация оценки производится следующим образом:

«+» - ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации

« - » - ученик не знает материал и не справляется с заданием

 «Светофорик» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов:

· зеленый – я умею сам,

· жёлтый – я умею, но не уверен,

· красный - нужна помощь, «Смайлики».

СЛАЙД 14

Техника «Сигналы рукой».

СЛАЙД 15

Прием кретириального оценивания «Закончи предложение».

СЛАЙД 16

Техника формирующего оценивания «Волшебная линеечка»

На полях тетрадей ученики чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа (внизу – не справился, посередине – выполнил, но допустил ошибку, вверху – справился без ошибок).

СЛАЙД 17

При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.

СЛАЙД 18

«Карта понятий»

СЛАЙД 19

Сегодня я хочу рассказать о других техниках, которые есть и, которые мы применяем в своей практике.

СЛАЙД 20

«Недельные отчёты» – это листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса:

  • Чему я научился за эту неделю?

  • Какие вопросы остались для меня неясными?

  • Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

СЛАЙД 21

Читая отчёты, преподаватель может узнать о концептуальных затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников. Получить полезную обратную связь и реорганизовать содержания курса. Проникнуть в то, как ученик осознаёт собственную учебную деятельность.

СЛАЙД 22

«Листы самооценки». Самооценка – одно из центральных образований личности, часть её ядра. Она изменяется, формируется в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Основная цель учителя развивать у ребенка объективную сторону самооценки. Если учитель будет целенаправленно формировать действие оценки и самооценки, то ребенок научится не только фиксировать трудность, анализировать её причину, но и научится эту трудность преодолевать. Ученик должен четко определять для себя «Это я знаю, а этому я должен научиться.

СЛАЙД 23

Не могу не поделиться одним из самых простых и действенных приёмов, это таблица «ЗХУ» (Знаю. Хочу узнать. Узнал) или ещё одно её название, которое не меняет содержания – «ЗИУ» (Знаю. Интересуюсь. Узнал).

Работа с таблицей ведётся на всех трёх стадиях урока.

На «стадии вызова» обучающиеся заполняют первый столбец таблицы «Знаю».

Второй столбец таблицы «Интересуюсь» или «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» обучающиеся получают новые представления на основании уже имеющихся знаний.

Учитель предлагает детям поставить вопросы к изучаемой теме до ее изучения. Что было бы интересно узнать?

Последняя часть таблицы «Узнал» заполняется по завершению работы с книгой, просмотра фильма, обсуждения изученного материала в группе в ходе урока или в конце урока.

СЛАЙД 24

Резюме-обзор и мини-обзор.

  • Краткий пятиминутный обзор-резюме результатов прошлого урока. 

Дети обсуждают с партнером то, что они поняли или не поняли на прошлом уроке. Это позволяет включить в работу всех учащихся.

Мини (минутный) обзор

  • В течение последних нескольких минут урока попросите учеников ответить на половинке листка бумаги на следующие вопросы: «Какой момент был наиболее важным в том, что вы сегодня изучали?» и «Какой момент остался наименее ясным?» Цель – получить данные о том, как ученики поняли то, что проходили в классе.

СЛАЙД 25

Саммари (краткое изложение чего-либо объемного) одного предложения.

Ученики делают саммари изученной темы, в форме простых предложений, отвечающих на вопросы: «Кто сделал, что, кому, когда, как, почему?»

Задача – требуется отбирать только чёткие характеристики для каждого пункта.

СЛАЙД 26

Трёхминутная пауза.

Педагог предоставляет учащимся возможность обдумать понятия, идеи занятия, связать с предыдущим материалом, знаниями и опытом, а также выяснить непонятные моменты.

СЛАЙД 27

Техника «Формативный опрос» – это форма проверки знаний учащихся, когда педагог задает дополнительные уточняющие вопросы, позволяющие ребенку проанализировать, обобщить, сделать выводы по пройденному материалу.

Например:

  • Как, чем _________ похожи или отличаются от________?

  • Что неверно в ___________________________________?

  • Какое заключение вы можете сделать _______________?

СЛАЙД 28

Проверка ошибочности понимания.

  • Учитель намеренно допускает ошибки, а затем он просит учащихся высказать свое согласие или несогласие со сказанным и объяснить свою точку зрения.
    Учитель проводит индивидуальные беседы с учащимися для проверки уровня их понимания 

СЛАЙД 29

Кроме представленных техник формирующего оценивания, можно использовать приёмы и для работы в группе.

СЛАЙД 30

Результатами применения, формирующего оценивание является:

  • формирование оценочной самостоятельности учащихся,

  • формирование адекватной самооценки.


Мы рассмотрели несколько техник формирующего оценивания. Эти техники дают положительный результат. Показывают, насколько успешно учатся ученики у учителя, который использует эти техники.

Да, это сложная работа. Но методом проб и ошибок каждый учитель выбирает наиболее удачные, эффективные, работающие техники.

СЛАЙД 31

Сейчас, чтобы подвести итог, я предлагаю вам заполнить таблицу «ЗИУ».