СЛАЙД 1
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать о системе формирующего оценивания в начальной школе и о том, какие техники можно применять для его обеспечения.
СЛАЙД 2
Свое выступление мне хотелось бы начать со слов Уильяма Джеймса «Глубочайшим свойством человеческой природы является стремление людей быть оцененными по достоинству»
СЛАЙД 3
Мы знаем, что новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и, наконец, адекватно оценивать свои достижения.
СЛАЙД 4
Здесь возникает довольно острая для нашего образования проблема: для того, чтобы этот процесс реализовался на практике ученику необходим доступ к оцениванию, так как согласно ФГОС, оценка – это особое действие, которое должно отражать то, чему научился обучающийся, насколько он продвинулся к цели, что нового узнал.
СЛАЙД 5
Существует два подхода к вопросу оценивания:
Формирующее оценивание, когда оценка применяется для получения данных о текущем состоянии для определения ближайших шагов в направлении улучшения.
Итоговое оценивание, когда оценка применяется для определения количества изученного материала за пройденный период.
СЛАЙД 6
Формирующее оценивание можно сравнить с поливом растения. «Поливаем, чтобы росло, учим, чтобы ученики почувствовали «вкус к учебе!»
СЛАЙД 7
Формирующее оценивание – имеет место в тех случаях, когда учащиеся анализируют свой процесс обучения в ходе работы над учебным материалом и позволяет учителю:
‐ четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
‐ сделать обучающегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.
СЛАЙД 8
Цель формирующего оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основания для выставления отметок
Формирующее оценивание строится на применение различных оценочных техник, обеспечивающих эффективную обратную связь учителя и учеников.
СЛАЙД 9
Это процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом
СЛАЙД 10
Этапы введения техник внутриклассного оценивания:
1. Решить, что надо узнать посредством формирующего оценивания;
2. Выбрать техники, соответствующие стилю работы учителя и легко вводимые в данный класс;
3. Объяснить цель происходящего ученикам;
4. После завершения оценить результаты и определить, что надо изменить в учебном процессе;
5. Дать информацию детям о том, что узнал учитель и как он собирается это использовать.
Я хочу рассказать о техниках формирующего оценивания.
СЛАЙД 11-12
Мы уже знаем такие техники, как «Лесенка успеха»
СЛАЙД 13
Символы – фиксация оценки производится следующим образом:
«+» - ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации
« - » - ученик не знает материал и не справляется с заданием
«Светофорик» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов:
· зеленый – я умею сам,
· жёлтый – я умею, но не уверен,
· красный - нужна помощь, «Смайлики».
СЛАЙД 14
Техника «Сигналы рукой».
СЛАЙД 15
Прием кретириального оценивания «Закончи предложение».
СЛАЙД 16
Техника формирующего оценивания «Волшебная линеечка»
На полях тетрадей ученики чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа (внизу – не справился, посередине – выполнил, но допустил ошибку, вверху – справился без ошибок).
СЛАЙД 17
При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.
СЛАЙД 18
«Карта понятий»
СЛАЙД 19
Сегодня я хочу рассказать о других техниках, которые есть и, которые мы применяем в своей практике.
СЛАЙД 20
«Недельные отчёты» – это листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса:
Чему я научился за эту неделю?
Какие вопросы остались для меня неясными?
Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?
СЛАЙД 21
Читая отчёты, преподаватель может узнать о концептуальных затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников. Получить полезную обратную связь и реорганизовать содержания курса. Проникнуть в то, как ученик осознаёт собственную учебную деятельность.
СЛАЙД 22
«Листы самооценки». Самооценка – одно из центральных образований личности, часть её ядра. Она изменяется, формируется в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Основная цель учителя развивать у ребенка объективную сторону самооценки. Если учитель будет целенаправленно формировать действие оценки и самооценки, то ребенок научится не только фиксировать трудность, анализировать её причину, но и научится эту трудность преодолевать. Ученик должен четко определять для себя «Это я знаю, а этому я должен научиться.
СЛАЙД 23
Не могу не поделиться одним из самых простых и действенных приёмов, это таблица «ЗХУ» (Знаю. Хочу узнать. Узнал) или ещё одно её название, которое не меняет содержания – «ЗИУ» (Знаю. Интересуюсь. Узнал).
Работа с таблицей ведётся на всех трёх стадиях урока.
На «стадии вызова» обучающиеся заполняют первый столбец таблицы «Знаю».
Второй столбец таблицы «Интересуюсь» или «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» обучающиеся получают новые представления на основании уже имеющихся знаний.
Учитель предлагает детям поставить вопросы к изучаемой теме до ее изучения. Что было бы интересно узнать?
Последняя часть таблицы «Узнал» заполняется по завершению работы с книгой, просмотра фильма, обсуждения изученного материала в группе в ходе урока или в конце урока.
СЛАЙД 24
Резюме-обзор и мини-обзор.
Дети обсуждают с партнером то, что они поняли или не поняли на прошлом уроке. Это позволяет включить в работу всех учащихся.
Мини (минутный) обзор
В течение последних нескольких минут урока попросите учеников ответить на половинке листка бумаги на следующие вопросы: «Какой момент был наиболее важным в том, что вы сегодня изучали?» и «Какой момент остался наименее ясным?» Цель – получить данные о том, как ученики поняли то, что проходили в классе.
СЛАЙД 25
Саммари (краткое изложение чего-либо объемного) одного предложения.
Ученики делают саммари изученной темы, в форме простых предложений, отвечающих на вопросы: «Кто сделал, что, кому, когда, как, почему?»
Задача – требуется отбирать только чёткие характеристики для каждого пункта.
СЛАЙД 26
Трёхминутная пауза.
Педагог предоставляет учащимся возможность обдумать понятия, идеи занятия, связать с предыдущим материалом, знаниями и опытом, а также выяснить непонятные моменты.
СЛАЙД 27
Техника «Формативный опрос» – это форма проверки знаний учащихся, когда педагог задает дополнительные уточняющие вопросы, позволяющие ребенку проанализировать, обобщить, сделать выводы по пройденному материалу.
Например:
Как, чем _________ похожи или отличаются от________?
Что неверно в ___________________________________?
Какое заключение вы можете сделать _______________?
СЛАЙД 28
Проверка ошибочности понимания.
Учитель намеренно допускает ошибки, а затем он просит учащихся высказать свое согласие или несогласие со сказанным и объяснить свою точку зрения.
Учитель проводит индивидуальные беседы с учащимися для проверки уровня их понимания
СЛАЙД 29
Кроме представленных техник формирующего оценивания, можно использовать приёмы и для работы в группе.
СЛАЙД 30
Результатами применения, формирующего оценивание является:
формирование оценочной самостоятельности учащихся,
формирование адекватной самооценки.
Мы рассмотрели несколько техник формирующего оценивания. Эти техники дают положительный результат. Показывают, насколько успешно учатся ученики у учителя, который использует эти техники.
Да, это сложная работа. Но методом проб и ошибок каждый учитель выбирает наиболее удачные, эффективные, работающие техники.
СЛАЙД 31
Сейчас, чтобы подвести итог, я предлагаю вам заполнить таблицу «ЗИУ».