Министерство образования и науки Астраханской области
ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»
Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
МДК 05.01. Теоретические и методические основы использования цифровых образовательных ресурсов.
СООБЩЕНИЕ
Применение активных методов обучения
Выполнила:
студентка группы 3 «А»
__________ Гребенкина Д.Д.
Проверил:
преподаватель
____________ Сергалиева Н.С.
Астрахань, 2022
В настоящее время массовая педагогическая практика испытывают ряд затруднений: это перезагрузка обучающихся и отсутствие желания учиться. Эти проблемы можно разрешить путем создания на учебном занятии активизации познавательной деятельности обучающихся.
Целью современного образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья.
На преподавателя возлагаются все более серьезные задачи. С каждым годом возрастает количество информации, которую приходится «переварить» обучающимся. В то же время возможности самих обучающихся небезграничны. В связи с этим новые требования предъявляются уже не только и не столько к количественной, сколько к качественной стороне обучения. Во главу угла ставится применение современных образовательных технологий. Традиционные способы преподавания на наших глазах постепенно уходят в прошлое. На первое место выходят активные методы обучения, которые предоставляют обучающимся возможность самим активно участвовать в учебном процессе. Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, как и в образовательной практике.
Отличительными особенностями АМО являются:
- целенаправленная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;
- достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т. е. в течение всего занятия);
-самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых;
-интерактивный характер (от англ. interaction – взаимодействие), т. е. постоянное взаимодействие субъектов учебной деятельности (обучаемых и преподавателей) посредством прямых и обратных связей, свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.
Воронова А.А. выделяет три основных типа методов активного обучения:
Метод анализа конкретных ситуаций - один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации. Ситуации могут быть различными по дидактической направленности и используются в соответствии с задачей, которая ставится ведущим перед группой:
1)ситуация - иллюстрация, какой-то конкретный случай, предлагаемый ведущим для демонстрации теоретического материала;
2)ситуация - упражнение, где участники должны выделить и запомнить какие-то элементы;
3) ситуация - оценка, в которой предлагаемая проблема уже решена, а участникам предлагается оценить ее;
4)ситуация - проблема, перед группой ставится ряд вопросов, которые надо проанализировать и решить. Например, на учебном занятии дисциплины
« Психология общения используется деловая игра, где обучающиеся разбиваются на группы и разыгрывают конфликтные ситуации. Преподаватель делит студентов на 4 группы по 6 человек. Каждая группа разыгрывает ситуацию в торговле, студенты находят из неё выход. Коллективное обсуждение правильного выхода из конфликтной ситуации.
Социально-психологический тренинг, где тренер не осуществляет лидирующей функции, а играет роль доброжелательного наблюдателя, обеспечивает субъект - субъектный характер общения участников. Например, на дисциплине « Право» использую тренинг «Лицом к лицу»- дискуссионные качели: 1 группа утверждает «Гражданин обязан соблюдать законы», 2 группа отрицает «Гражданин не обязан соблюдать законы».
Игровое моделирование или имитационные игры. Игры (имитационные) подразделяются на деловые, где заранее задана имитационная модель, и организационные, где участники сами выбирают систему решений.
В процессе обучения решаются следующие задачи:
1) развитие личностных качеств обучаемых в процессе формирования умения общаться, дискутировать;
2)формирование навыков: самостоятельного добывания обучающимися знаний; анализировать и делать выводы и обобщения;
3)формирование гражданского патриотизма.
Для достижения поставленных задач на моих занятиях применяются различные средства. Основным средством работы на учебном занятии могут быть активные методы обучения такие как: мозговая атака, мозговой штурм, деловая и ролевая игра, дискуссия, диспут.
В современном учебном процессе для развития творческого потенциала обучающихся углубления и развертывания всех их способностей все чаще используются активные методы обучения.
Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена не на сообщение обучающимся готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на организацию их для самостоятельного получения знаний, освоение умений в процессе активной познавательной деятельности, направленной на решение образовательных проблем.
Активные методы позволяют обучающимся на учебном занятии:
- формировать собственное мнение;
- учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника;
- обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций;
- продуктивно усваивать учебный материал;
- активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность;
- уметь разрешать конфликты в повседневной жизни;
- продуктивно усваивать учебный материал;
- анализировать факты и информацию;
- творчески подходить к учебному материалу;
- активно самостоятельно работать;
- проявлять свою индивидуальность.
Активные методы обучения можно использовать на любом этапе занятия.
Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у обучающихся и педагога массу положительных эмоций и переживаний.
Активные методы обучения – это совокупность способов и приемов, вызывающих качественные и количественные изменения, происходящие в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка.
Активные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний. Технология активного обучения – это обучение, соответствующее силам и возможностям обучающихся.
Преследуя образовательные цели, активные методы обучения воздействуют в комплексе на личность подростка, влияют на умственное развитие.
Я считаю, что в педагогическом процессе следует максимально использовать активные, развивающие методы. Они могут быть включены в реальный педагогический процесс.