| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Оценка_________
СООБЩЕНИЕ
на тему: «Эстетическое воспитание детей»
Выполнила:
студентка Ш-21 группы
Кукса Галина
Ейск, 2022 г.
Эстетическое воспитание - целенаправленный и планомерый процесс развития у детей эстетических знаний, вкусов, интересов и потребностей (педагогический словарь).
Эстетически воспитанный человек выступает в качестве цели рассматриваемого направления воспитания.
Цель эстетического воспитания – формирование у школьников нравственно-эстетического гуманистического идеала всестороннего развития личности, умения видать, чувствовать, понимать и творить красоту.
Задачами эстетического воспитания учащихся начальных классов является:
формирование эстетических знаний, воспитание эстетической культуры;
овладение эстетическим культурным наследием прошлого;
формирование эстетического отношения к действительности;
развитие эстетических чувств;
приобщение к прекрасному в жизни, природе, труде, развитие потребности строить свою жизнь и деятельность по законам красоты;
включение в эстетическую деятельность - активное участие каждого воспитанника в создании прекрасного своими руками (практические занятия живописью, рисунком, музыкой и др.).
Принципы системы эстетического воспитания:
1. Всеобщность эстетического воспитания и художественного образования (в повседневной жизни дети сталкиваются с красотой и безобразным, с трагическим и комическим);
2. Комплексный подход ко всему делу воспитания (тесные межпредметные связи с литературой, изобразительным искусством и т.д.);
3. Единство художественного и общего психического развития детей (художественно-эстетическая деятельность развивает память, мышление, воображение, речь детей и т.д.);
4. Художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей (это становится содержанием духовной жизни детей, средством их самовыражения);
5. Эстетики всей детской жизни требует организации отношений, деятельности, общения школьников по законам красоты, приносящей им радость (для детей важны эстетичный вид помещения, внешний вид партнёра по общению и т.д.);
6. Учёт возрастных психолого-педагогических особенностей детей.
Л.Н. Толстой писал: «У каждого человека есть разнообразие потребности в художественном творчестве».
К.Д.Ушинский отмечал «Все дети, без исключения, страстный рисовальщики».
В. А. Сухомлинский утверждал: «Каждый ребенок – поэт».
Задача воспитателя - развить эти склонности.
В системе эстетического воспитания следует выделить три составляющие:
1) художественное воспитание;
2) художественное образование;
3) художественное развитие.
Б.Т.Лихачев определяет указанные выше понятия следующие образом:
художественное воспитание - целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности;
художественное образование - процесс освоения школьниками совокупности искусствоведческих знаний, умений и навыков, формирования у них мировоззренческих установок позитивного отношения к искусству и художественному творчеству;
художественное развитие - целенаправленное формирование и развитие у детей способностей и даровании в различных и областях искусства.
Основными путями эстетического воспитания младших школьников являются эстетическое просвещение, развитие эстетических чувств, обогащение опыта художественной деятельности.
Таким образом, формирование эстетической культуры личности тесно связано с существующей системой эстетического воспитания и зависит от конкретных форм и методов, которые применяет общество в его целенаправленном развитии. Эстетическое воспитание интенсифицирует развитие самосознания, способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях; гармонизирует эмоционально-коммуникативную сферу детей, снижает остроту реагирования на стрессовые факторы у детей с повышенной чувствительностью, то есть оптимизирует их поведение, расширяет возможности совместной деятельности и общения детей.
Вопросы:
1. Что такое эстетическое воспитание.
2. Назовите принципы и задачи эстетического воспитания.
Задания:
1. Придумайте классный час на нему: «Будь аккуратным».
2. Придумайте родительское собрание на тему: «Эстетическое воспитание младших школьников».