СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение на тему: "Филология".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сообщение на тему: "Филология".»

Особенность школьного филологического образования в условиях введения ФГОС



Сущность и структура школьного филологического образования

Как известно, филологическое образование является составной частью гуманитарного образования, суть которого состоит в изучении человека в его отношении к миру и познании самого себя. Оно играет ведущую роль в процессах формирования и воспитания личности, в развитии морально-нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к русской и мировой духовной культуре, в продолжении традиций и исторической преемственности поколений.

«Филология» в переводе с греческого означает «любовь к слову» ‒ это гуманитарные дисциплины (литературоведческая, лингвистическая, историческая), которые изучают историю и выясняют сущность духовной культуры через языковой и стилистический анализ письменных текстов». В школе изучаются отдельные компоненты филологического образования. И именно школа является централизованным учреждением, где обучающиеся приобретают знания по литературам и языкам, то есть получают знания по родному языку и литературе, по русскому языку и литературе, по иностранным языкам.

Учебные предметы «Русский язык» и «Литература» относятся к числу базовых общеобразовательных курсов, которые обязательны для изучения школьниками во всех профилях обучения. В классах негуманитарного профиля обеспечивается базовый уровень языкового и литературного образования, в классах филологического профиля – повышенный уровень, определяющий содержание данного профиля, в классах социально-гуманитарного профиля углубленно изучается литература. Содержание обучения периода 5-9 классов составляет освоение знаний об устройстве русского языка (родного языка), назначении в других областях и нормах русского литературного языка; о стилистических ресурсах и речевом этикете. Обновление содержания курса в период обучения на этом этапе идет за счет расширения круга классических и современных произведений, при литературном анализе которых особое внимание уделяется сравнению произведений разных авторов, жанров и тематики, а также моделирующей деятельности учащихся. Именно поэтому в процессе изучения данного предмета активно обогащается словарный запас обучаемого и на практике шире используются грамматические средства. На старшей ступени обучения (10-11 классы) школьники проявляют интерес к выбору профессии, строят планы на будущее. Здесь речевое взаимодействие и адаптация в обществе является главной задачей обучения, происходит углубление лингвистических знаний.

Выбор программы и учебника учитель осуществляет самостоятельно. Он имеет возможность работать по авторской программе. Законодательно закреплено многообразие образовательных систем, право образовательных учреждений и педагогов на собственные подходы к построению образовательного процесса. В авторских программах находит отражение блоковая структура программы, которая дает возможность соединять их содержание различными способами. Филологическое образование играет ведущую роль в формировании и воспитании личности, развитии ее морально-нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и мировой духовной культуре, а также в продолжении национальных традиций и исторической преемственности поколений. Оно формирует коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе многих видов деятельности и взаимодействия людей, поэтому способствует успешной деятельности человека в любом профессиональном направлении.

Преподавание русского языка на уровне современных требований – это и реализация когнитивно-коммуникативного аспекта – выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку, в связи с чем: целесообразно шире использовать работу с текстом; отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой; обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка; учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров; регулярно проводить многоаспектный анализ текста.

Стратегии смыслового чтения, сформулированные ФГОС, реализуются через работу с текстом, а именно: поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретацию информации, оценку информации. Для успешной сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку выпускник должен свободно владеть устной и письменной, деловой и эпистолярной, разговорной и литературной речью. Задания ЕГЭ требуют не только грамотности, но и самостоятельного изложения своих мыслей, литературно-художественного творчества, восприятия и понимания, знания разных стилей. Это стало значительной преградой для выполнения заданий ЕГЭ в части «С».

Проблемы обновления содержания школьного филологического

образования в области русского языка и литературы

Опыт реформирования российской системы образования в начале XXI века позволяет констатировать, что современная школа еще не готова противостоять таким негативным тенденциям, как снижение в общеобразовательных школах интереса к учебе вообще и к изучению предметов филологического цикла, в частности. В данный момент отмечается резкое падение духовной и речевой культуры подростков и молодежи: не владение нормами литературного языка, отсутствие этикетных правил поведения, агрессивный стиль общения, неразборчивость в выборе полезной информации в современном информационном потоке, отсутствие интереса к классической художественной литературе, обеднение и утрата ценностных ориентиров.

Первой и основной причиной стало сокращение объема часов по русскому языку до одного часа в неделю на третьей ступени обучения. Вторая причина заключается в том, что в материалах обучающих программ не учтены особенности языка социума, принятые нормы общения. Третьей причиной выступают средства массовой информации, которые населению прививают примитивную речь. Четвертая причина заключается в том, что уроки развития речи носят необязательный характер. Экзамен по учебному плану не предусмотрен, поэтому во многих школах такие уроки не проводятся. Отмечается падения интереса школьников к чтению художественных произведений, предусмотренных школьной программой. Составители учебников по русскому языку не учитывают потребности и интересы обучающихся, что затрудняют запоминание учебного материала. Развивающая речевая среда, важнейшим средством которой является текст, в основном реализуется только на уроках и является недостаточной.

Обучение русской литературе также затруднено организационно-педагогическими условиями. Оно обусловлено не только спецификой программы по этому предмету, но и существующими недостатками в преподавании. Во-первых, развитие сознательно-коммуникативных умений необходимо осуществлять в обучающейся среде. Во-вторых, в школе недостаточно обращают внимание на формирование культуры речи. По мнению специалистов, здесь главную роль играет личность учителя, который должен творчески подходить к своим профессиональным обязанностям. По-прежнему учителя продолжают работать по традиционной технологии обучения, где очень слабо проявляется сотрудничество с учащимися. В учебных группах формирование умений использовать знание коллектива в реализации своих целей становится не только задачей обучения русскому языку и литературе, но жизненно важной задачей.

Развитие речи обучающихся, их творческих способностей стали острой необходимостью, ибо, начиная с 2014 года, внедряется «сочинение» как дополнение к ЕГЭ. Важным элементом выступает знание содержания художественной литературы, без которой невозможно анализировать произведения по программе. При отсутствии интереса выпускников к чтению, к классической литературе и навыков написания сочинения это становится ещё одной проблемой для школьников и учителей. В связи с этими обстоятельствами повышается ответственность учителей-предметников. Учителя русского языка и литературы должны сами настроиться и подготовить выпускников к успешной сдаче экзамена. Каждый учитель, учитывая имеющийся опыт, сложившуюся технологию подготовки и проведения ЕГЭ по этому предмету, должен выработать свои подходы, свою систему организации работы.