Формирование коллектива осуществляется классным руководителем как во время учебной деятельности, так и во внеклассной работе с учащимися.
Считается, что есть 4 стадии развития коллектива.
1 этап. Коллектива еще нет, поэтому педагог выполняет роль диктатора, выступая с требованиями к воспитанникам. Помогут исправить положение игры для сплочения. Например:
Две правды и одна ложь. (от 3 человек)
Правила игры. Попросите всех в группе рассказать о себе два факта и одну ложь. Чем экзотичнее факты (например, «Я прыгал с парашютом в Коста-Рике») и чем достовернее ложь (например, «У меня две собаки»), тем веселее будет игра. Попросите каждого участника представить три таких утверждения о себе и предложите группе проголосовать, чтобы выбрать, что из этого является ложью.
Общие черты. (от 10 человек)
Правила игры. Разделите команду на группы от трёх до пяти человек. Затем попросите сотрудников найти, что общего есть у всех участников группы. Это может быть любимый сериал, вкус мороженого или хобби. Все должны постараться найти схожие черты, которые не будут слишком поверхностными или очевидными. Чем больше общих черт они найдут у себя, тем лучше! Если позволяет время, попросите разные группы поделиться друг с другом своими находками.
Построение по дням рождения. ( от 8 человек)
Правила игры. Попросите команду выстроиться в линию по порядку дней рождений, не разговаривая друг с другом. Можно общаться знаками и жестами, подталкивать друг друга, чтобы перестроиться.
В чём я хорош.
Подготовьте одинаковые листы и карандаши.
Суть игры: Все участники игры выполняют задание руководителя: «Прошу вас нарисовать на данных вам листочках то, в чём вы себя считаете лучшими, (это может быть умение шутить, знакомиться, танцевать). После того, как все завершили, каждый участник объясняет смысл нарисованного, расшифровывая детали рисунка.
Вот я какой!
Суть игры: Игроки встают в круг. Руководитель даёт задание: каждый участник, по очереди, должен громко и чётко назвать своё имя и одно из качеств человека, присущее данному игроку, которое начинается на ту же букву, что и имя. Например, «Дмитрий – добрый», «Ольга – обаятельная», «Сергей – самоуверенный» и т.д.
Игра учит: не боятся собственного мнения; осмыслению своего внутреннего «Я»; развивает навыки коммуникативного общения.
2 этап. Возникает актив-группа наиболее деятельных воспитанников, поддерживающих начинания педагога и его требования к воспитанникам. Игры на сплочение:
Шарады. ( 8–10 человек)
Правила игры. Разделите команду на группы по 4 или 5 человек. Первому участнику показывают или дают случайный предмет (например, принтер, степлер, клавиатуру), не демонстрируя его остальным. Затем он должен показать, как использовать этот предмет, не показывая сам предмет команде. У команды есть 30 секунд на то, чтобы отгадать название предмета .
Затем наступает очередь другой команды. Игра продолжается до тех пор, пока все участники команды не покажут предмет команде.
Идеальный квадрат. ( 4–12 человек)
Правила игры. Разделите команду на группы от четырёх до шести человек и попросите каждую группу встать в круг. Попросите всех участников завязать или закрыть глаза и дайте одному человеку верёвку. Не глядя на то, что они делают, команды должны передавать кусок верёвки так, чтобы каждый человек держал её, и при этом сформировать идеальный квадрат. Когда команда уверена, что квадрат готов, можно положить верёвку на пол, снять с глаз повязки (или открыть глаза) и посмотреть, что получилось.
Продай это. (От 3 человек)
Правила игры. Покажите детям один предмет (например ручку). Затем каждая команда должна будет создать логотип, слоган и план для продажи этого предмета. Через 10 минут команды по очереди презентуют свой новый продукт остальным. Выиграет тот, у кого получилось интересней.
Соль и перец.(6–20 человек)
Правила игры. Вам понадобится список вещей, которые хорошо сочетаются друг с другом, как, например, соль и перец, левый и правый носок, день и ночь, инь и янь. Напишите эти слова на отдельных листах бумаги и прикрепите их к спинам участников.
Попросите участников начать общаться друг с другом, чтобы узнать, что написано у них на спине, задавая только вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет» (например, «Я сладкий? Меня можно надеть? Я холодный?»). Когда участники узнают, кто они, им нужно будет найти себе пару!
Быстрая перемена. (10–20 человек)
Правила игры. Разделите команду на две группы и выстройте их друг напротив друга. Команда А получает возможность в течение 15—30 секунд запомнить как можно больше деталей о внешности людей, стоящих напротив. Затем команда А отворачивается, а команда Б старается как можно сильнее изменить свой внешний вид.
Можно делать всё — изменять порядок, в котором стояли игроки, меняться обувью или менять причёску. Примерно через 45 секунд команда А поворачивается обратно. У них есть от 5 минут, чтобы сказать что изменилось.
3 этап. Рассвет коллектива, границы микрогрупп размываются. Игры для сплочения:
Переворот.( 6–8 человек)
Правила игры. Положите на пол полотенце, одеяло или простыню и попросите участников встать на неё. Цель игры в том, чтобы перевернуть то, на чём они стоят, не убирая с материала ноги и не дотрагиваясь до пола.
Личностный тест.( от 5 человек)
Правила игры. Отправить любой тест в группу класса. Это может быть серьёзный тест, например, Эннеаграмма , либо что-то более развлекательное, тест «Какой ты хлеб».
Волшебные картинки.
Детей разделить на команды. Каждый получает лист бумаги и цветные фломастеры. Дается задание нарисовать семью инопланетян (или волков, зайцев и т.д.). Сначала нужно изобразить маму. После этого дети обмениваются листочками и рисуют папу, потом снова меняются и продолжают рисовать других членов семьи. Так продолжается до тех пор, пока листочки с рисунками не вернутся к своим хозяевам.
Смешной рисунок.
Школьники делятся на две команды. Они будут рисовать, например, корову. Первому участнику завязывают глаза и предлагают нарисовать голову. Остальные по очереди дорисовывают недостающие детали.
Сиамские близнецы.
Скрепить у пары учеников две руки и предложить что-то нарисовать или написать.
4 этап. Сформировавшийся коллектив, члены которого проявляют заинтересованность в социально значимой деятельности и могут давать оценку поведения своих одноклассников, нести общую ответственность. В таком коллективе есть актив, который руководит жизнью класса, выделяются дети с лидерскими запросами. Игры:
Строим цифры.
Все ученики в хаотическом порядке движутся по классу. После команды ведущего: «Строим цифру …», дети должны выстроить в фигуру, изображающую указанную цифру. При выполнении этого задания некоторым ребятам придется покомандовать остальными, чтобы все стали правильно и не толкали друг друга.
Живая скульптура.
Учитель предлагает первому участнику выйти в центр класса и принять любую позу по его желанию. Потом просит следующего участника присоединиться к нему, тоже выбрав при этом свою позу. Так продолжается, пока все не займут место в общей композиции.
Узнай меня.
Каждый участник рисует на одном листке автопортрет (мож, а на другом пишет не меньше 10 слов, которые по-разному характеризуют его образ жизни Затем все листы с портретами складываются в одну стопку, а с характеристиками — в другую. Каждый из участников наугад берет листок из любой стопки и ищет соответствующий ему в другой стопе. При этом желательно обосновать свой выбор.
Делимся по признаку.
Один человек выходит за дверь, группа тем временем договаривается о том, по какому признаку делиться и расходится на две группы (например, те, у кого есть шнурки, и те, у кого их нет). Задача вошедшего – угадать по какому признаку группа разбита на две части.
Пойми меня.
Каждая пара игроков на листе бумаги должна нарисовать рисунок. Сделать это игроки должны, не произнося ни одного слова, не сговариваясь и не обсуждая рисунок заранее. Рисуют по одному предмету или детали друг за другом: начинает один, второй продолжает, затем снова рисует первый, затем второй и т. д.