Министерство образования и науки Астраханской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области
«Астраханский социально-педагогический колледж»
СООБЩЕНИЕ
МДК 05.02. Применение интерактивных средств в проектной деятельности младших школьников
«Применение электронного учебника в начальной школе»
Выполнила: студентка
3 курса группы «Б»
__________Акатова Е. И.
Проверил:
преподаватель
__________Коржова А.П.
Астрахань, 2025
Введение.
Бесспорно то, что современное образование немыслимо без современных средств обучения. Особенно без электронных учебных пособий, воспроизводимым на компьютере, интерактивной доске или любом другом электронном носителе информации.
Сегодня мы поговорим об самом необходимом электронном учебном пособии-об электронном учебнике.
Что же такое электронный учебник?
Электронный учебник - это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел. Он соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума.
С 1 января 2015г. все школьные учебники в России должны будут иметь электронную версию – это обязательное условие для включения в федеральный перечень учебников.
С какой целью средства информатизации включаются в образовательный процесс?
Цели всего две, но они довольно значимы:
наиболее эффективное усвоение теоретических знаний;
внедрение личностно-ориентированного обучения.
Таким образом, электронные учебники внедряются для того, чтобы усилить образовательные эффекты; повысить качество усвоения материала; построить индивидуальные образовательные траектории учащихся; осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению; организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
Какие методические задачи можно решать на уроке с помощью электронных учебных пособий?
расширение спектра источников учебной информации;
развитие познавательных интересов младших школьников;
увеличение числа каналов восприятия учебной информации;
разнообразие видов учебной деятельности;
развитие общеучебных умений и навыков;
индивидуализация обучения.
Каковы функции учебника вообще?
Учебник выполняет две основные функции:
1. Является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для обучаемых форме предусмотренное образовательными стандартами содержание;
2. Выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.
Какие формы организации учебной деятельности возможны при использовании электронного учебника?
Формы организации учебной деятельности младших школьников при использовании электронного учебника достаточно разнообразны:
фронтальная
индивидуальное выполнение учебных заданий,
работа в парах,
групповая работа.
А сейчас я бы хотела привести несколько приемов работы с электронным учебником, которые направлены на активизацию самостоятельной учебной деятельности:
1) индивидуальная работа с электронным учебным материалом, направленная на развитие навыков самоконтроля, исследования, создания образовательного продукта и др.;
2) работа в парах для получения консультативной помощи, развития навыков совместной учебной деятельности; развития навыков совместной учебной деятельности, взаимопомощи, ответственности за общий результат
и др.;
3) использование электронных ресурсов в качестве источника образовательной информации при работе в группах и индивидуально;
4) применение современных информационных технологий для оформления и представления результатов индивидуальной или групповой проектной деятельности;
5) эстафета, один из этапов которой – выполнение интерактивных заданий,
позволяющая стимулировать познавательную деятельность;
Недоставки у использования электронного учебника младшими школьниками?
Действительно существуют две проблемы, возникающие при работе детей с электронными учебниками:
Различная скорость выполнения электронных заданий младшими школьниками затрудняет организацию других видов деятельности.
Высокая результативность реализации названных приемов зачастую провоцирует учителя на превышение санитарно-гигиенических норм времени пребывания учеников за компьютером.
Для решения этих проблем используются частные методики интеграции применения электронных учебных пособий и традиционных средств в развивающем обучении, рекомендуется обязательный контроль со стороны учителя и, главное, осознание и соблюдение учениками необходимых ограничений в работе с электронными ресурсами.
В чем преимущество электронных учебников?
Прежде всего важно содержательное качество любого учебника. В какой степени он позволяет размышлять, отвечать на вопросы, ставить проблему, иметь возможность что-то новое узнать с помощью гиперссылки, работать в нем. Исходя из этого, бумажный учебник проигрывает, так как столь широкими возможностями не обладает.
Но не стоит забывать, что электронный учебник ни в коем случае не должен быть вместо учителя, не должен вытеснять учителя.
Какова структура электронного учебника?
Электронный учебник должен содержать:
обложку,
титульный экран,
оглавление и аннотацию,
полное изложение учебного материала,
список авторов и дополнительную литературу,
систему проверки знаний,
функцию поиска текстовых фрагментов,
словарь терминов, справочную систему по работе с управляющими элементами электронного учебника,
систему управления работой с учебником.
Заключение.
В заключении хотелось бы сказать, что введение электронных учебников - жизненная необходимость. Так как, во-первых, они дешевле, а учебники на бумажных носителях становятся все дороже. А во-вторых, абсолютное большинство современных школьников и учителей умеют работать с электронными носителями, что позволяет учащимся познавать как можно больше нового с помощью гиперссылок, внедрённых в электронный учебник.
Однако не стоит забывать соблюдение учениками необходимых ограничений в работе с электронными ресурсами в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами времени пребывания учеников за компьютером и про то, что главный источник знаний-конечно же учитель.