СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение "Содержание музыкального воспитания в начальной школе"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале раскрыто содержание музыкального воспитания в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Сообщение "Содержание музыкального воспитания в начальной школе"»

Министерство образования, науки и молодёжной

Политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное

Образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛИНЫЙ КОЛЛЕДЖ»












Содержание музыкального воспитания в начальной школе













Выполнила

студентка Ш-41 группы

Посвежинная Дарья










Ейск, 2019г.

Содержание музыкального воспитания в начальной школе


В содержании музыкального образования ученые Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева выделяют четыре составляющих элемента: опыт эмоционально-ценностного отношения школьников к миру музыки; знание музыки и знания о музыке; музыкальные умения и навыки; опыт музыкально-творческой деятельности.

Знания о музыке включают представления о ее видах, направлениях, жанрах, а также о закономерностях функционирования и бытования музыкального искусства. Так, в основе всей системы знаний, приобретаемых в процессе музыкального образования, лежит знание об интонационной природе музыкального искусства, что помогает наблюдать развитие музыкальной мысли и понять характер музыкального высказывания. Интонация в музыке может выступать в четырех смыслах:

1. Технологический аспект — точность вокального или инструментального исполнения (например: фальшивая интонация).

2. Интонация как высотная организация тонов: повышение, понижение, вопросительная, утвердительная интонация.

3. Интонация как качество произнесения, носитель смысла.

4. Терминологический аспект. Важно разделять понятия «мотив» и «интонация». Мотив — это мелодическая структура, интонация — смысл, заложенный в этой структуре, отражение эмоциональнообразного содержания произведения. Интонация может быть выразительной и изобразительной, иметь общее и различное с интонацией речевой.

Круг знаний о музыке также составляют знания о творчестве композиторов, исполнителей, о хорах, оркестрах, ведущих музыкальных коллективах, музыкальных инструментах, об истории создания музыкальных произведений и многое другое.

Первостепенное значение для музыкального воспитания имеет знание самой музыки. Чем разнообразнее запас музыкальных впечатлений ребенка, тем больше у него возможностей для вхождения в мир музыки, для нахождения понятных и интересных ему музыкальных впечатлений. Важно, чтобы школьники знакомились с народной, академической (классической), духовной музыкой. Традиционно в содержание занятий входит вокальная музыка, инструментальная, вокально-инструментальная, программная (имеющая название) и непрограммная (без конкретного названия) музыка.

Важнейшими критериями отбора педагогического репертуара являются:

- художественность;

- воспитательная направленность;

- небольшие объемы;

- образные контрасты;

- учет психолого-возрастных особенностей детей.

Умения опираются на знания о музыке и представляют способы выполнения определенных действий. К музыкальным умениям относятся анализ музыкальных произведений, игра на элементарных музыкальных инструментах, эмоциональное исполнение музыки. В процессе музыкальных занятий формируются умения, такие как рассказать о своих чувствах, мыслях, переживаниях после прослушивания музыкального произведения; передать характер музыки в рисунке, в графической схеме, соответствующим движением тела; находить общее и особенное между разными прослушанными произведениями.

Опыт творческой деятельности включает различные виды музыкальной деятельности детей, в которых проявляется творческая самореализация ребенка в искусстве. В общем музыкальном образовании ставится задача пробудить творческое начало в ребенке, возбудить у него интерес не только к результату, но и к процессу музыкальной деятельности, в которой ученик открывает что-то новое для себя. Необходимо «вызвать» творческий дар: способность изобретения и комбинирования материала.

Опыт эмоционально-ценностного отношения к музыке включает эмоциональное переживание. Вот, что под этим понимал автор отечественной музыкально-эстетической концепции Д. Б. Кабалевский: «…«особое чувство» музыки, способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с ней связанное; отличать в ней хорошее от плохого, на слух определять характер музыки, узнавать автора».

Также особое значение имеет интерес школьников к музыке, сформированные эстетические вкусы и предпочтения. Опыт эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке во многом зависит от того, насколько понятна и близка интонация музыкального произведения. Поэтому необходимо пополнять интонационный фонд ребенка, организуя процесс общения с музыкой.

Средствами музыки и развивается в человеке заложенное в нем музыкальное начало. Чем больше человек слышит в звуках, тем более он музыкален. Музыкальное переживание по своей сути — эмоциональное переживание, способность эмоционально отзываться на музыку, составляет центр музыкальности (Б. М. Теплов).

У ребенка мало знаний и опыта, но его эмоциональный мир необыкновенно ярок и сложен. Он обостренно чувствует добро и зло, фальшь и искренность. Обучение музыке способно сохранить в детях эту свежесть и обостренность чувств. «Дети с неразвитой эмоциональной сферой вырастают холодными и замкнутыми», — писал американский педагог Бенджамин Спок. Одним из важнейших средств эмоционального развития становится музыка, для которой язык эмоций — родной.






Министерство образования, науки и молодёжной

Политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное

Образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛИНЫЙ КОЛЛЕДЖ»










Цель и задачи музыкального воспитания в начальной школе














Выполнила

студентка Ш-41 группы

Посвежинная Дарья











Ейск, 2019г.

Цель и задачи музыкального воспитания в начальной школе


Целью музыкального воспитания младших школьников является формирование музыкальной культуры, как части духовной культуры человека. Данная цель была сформулирована в середине XX в. Д. Б. Кабалевским, создателем программы по музыке для общеобразовательной школы. Музыкальная культура школьника включает эмоционально-ценностное отношение к музыкальному искусству, развитые восприятие и интерес к музыке, сформированные знания, умения и навыки осуществления музыкально-творческой деятельности. Необходимо подготовить ребенка к эмоционально-ценностному отношению к искусству и жизни, развивать у него адекватное музыкальное восприятие, содействовать накоплению им опыта музыкально-творческой деятельности.

Процесс музыкального воспитания является комплексным и предполагает решение ряда задач:

- увлечь музыкой, вызвать интерес и любовь к музыке, способность видеть и ценить ее красоту, развить чувство сопереживания музыкальным образам, т. е. развить эмоциональную отзывчивость на музыку;

- развить музыкально-образное мышление, творческое воображение, восприятие музыки, способность размышлять о ней в связи с жизнью и другими искусствами;

- развить творческие музыкальные способности, практические умения и навыки в процессе исполнения, слушания, сочинения и импровизации;

- организации музыкального движения; развивать музыкально-эстетический вкус и потребность общения с музыкой;

- формировать опыт применения музыки в быту, досуговой деятельности.

В примерных программах по музыке, разработанных в русле требований Федерального государственного образовательного стандарта указывается на реализацию цели музыкального образования через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития школьников.

Личностное развитие школьников предполагает освоение мира в различных видах музыкально-творческой деятельности, воспитание самосознания и ценностных ориентаций, формирование эмпатии и эстетической восприимчивости.

Задачи познавательного характера включают развитие художественного мышления, умения наблюдать, размышлять, анализировать свои действия и явления жизни, искусства, музыкальные картины мира.

Задачи коммуникативного характера ориентированы на формирование у учащихся умений коллективного творческого сотрудничества, умений «слышать другого», умений поиска нетрадиционных решений творческих задач (Н. Г. Тагильцева).

К задачам социального характера относят освоение культурных и музыкальных традиций Отечества, малой родины, семьи, приобщение к художественным ценностям разных народов мира, зарубежному опыту.

Каждая конкретно поставленная задача состоит в создании условий для развития качеств личности учащихся, имеющих приоритетное значение в музыкальном воспитании. Из многогранного спектра личностных качеств, проявляющихся в разнообразном опыте музыкально-творческой деятельности, необходимо рассмотреть музыкальность, креативность и эмпатийность.

Музыкальность понимается как качество личности, находящее свое выражение в ее предрасположенности к общению с музыкой (Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева). Главным показателем музыкальности, по мнению Б. М. Теплова, является эмоциональная отзывчивость на музыку. В исследованиях К. В. Тарасовой конкретизируется, что музыкальность — это комплексное многоуровневое образование, состоящее из двух подструктур: эмоциональной отзывчивости на музыку и собственно музыкальных способностей. К музыкальным способностям относятся сенсорные музыкальные способности (музыкальный слух, чувство ритма), музыкальное мышление (репродуктивный и продуктивный его компонент), музыкальную память. Музыкальность как система взаимодействия компонентов формируется и развивается в музыкальной деятельности.

Креативность — качество личности, развивающееся в процессе общения с музыкой. Под креативностью ребенка понимают его твор- 19 ческий ресурс, предуготовленность к созиданию нового в процессе музыкальной деятельности.

В процессе творческой деятельности дети способны создать образцы творчества, которые могут носить как субъективно-творческий (или учебно-творческий — «новое для себя»), так и объективнотворческий характер («новое само по себе»), что характерно для наиболее одаренных детей.

В процессе общения с музыкой интенсивно развивается эмпатийность. Под эмпатийностью понимают способность к сопереживанию, к сочувствию, к установлению духовного контакта с людьми. При восприятии музыкального произведения происходит либо принятие личностью его содержания, а вместе с ним сочувствие, сопереживание лирическому герою либо его неприятие.