СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение: "Тревожные, замкнутые дети"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение: "Тревожные, замкнутые дети"

Просмотр содержимого документа
«Сообщение: "Тревожные, замкнутые дети"»



Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»













Сообщение

Тревожные, замкнутые дети










Выполнила:

студентка Ш-32 группы

Егорова Юлия











Ейск, 2020 г.

Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.

Тревожность, имея природную основу, складывается прижизненно, в результате действия социальных и личностных факторов. Может тревожность порождаться внутренними конфликтами, преимущественно самооценочного характера. Выделяется устойчивая тревожность, в какой либо сфере, частная (школьная, межличностная и другие) и общая. Различается также адекватная тревожность, являющаяся отражением неблагополучия человека в той или иной области, хотя конкретная ситуация может не содержать угрозы.

Тревожных детей в школе немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями «проблемных» детей, потому что и гиперактивные, и агрессивные дети всегда на виду, как на ладони, а тревожные – замкнуты и молчаливы, стараются держать свои проблемы при себе. Чтобы найти "ключик" к доверию такого ребенка, школьный психолог должен обладать не только способностью к эмпатии, но и высокой профессиональной компетенцией.

Тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство, иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Этим ребятам очень страшно оказаться в состоянии неопределенности, не знать, чем закончится мультфильм или что произойдет через пять минут. Они с большим волнением задают нескончаемые вопросы взрослым: «А что там будет? А кто будет у них в гостях? Во что мы будем играть?. А самое главное то, что тревожные дети никого не обманывают. Им действительно очень неспокойно и страшно, и для успокоения нужно без конца повторять один и тот же вопрос, иногда, не слыша ответа. Часто они ожидают самого худшего. Ощущают себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к незнакомым видам деятельности. У них высокие требования к себе, уровень их самооценки низок. Такие дети очень самокритичны, думают, что они и впрямь хуже других во всем, самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Существует несколько причин повышенной тревожности. Это и неудовлетворенные потребности ребенка, и нахождение в постоянном стрессовом состоянии, и определенные свойства личности, причиной появления которых может быть тревожная или неблагополучная беременность матери. Повышенный уровень тревоги может передаваться от взрослых к детям, когда ребенок перенимает и копирует беспокойство родителей в каких-то вопросах и ситуациях. В любом случае, тревожность всегда проявляется психической и физической напряженностью.




Типы тревожных детей

Невротики. Дети с соматическими проявлениями (тики, заикания, энурез, т.д.) Проблема таких детей выходит за рамки компетенции психолога, необходима помощь невропатолога, психиатра.

Расторможенные. Очень активные, эмоциональные дети с глубоко спрятанными страхами. Поначалу стараются хорошо учиться, если это не получается – становятся нарушителями дисциплины. Могут специально выставлять себя на посмешище перед классом. На критику реагируют равнодушно. Своей повышенной активностью пытаются заглушить страх. Возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешной учебе ( проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой).

Застенчивые. Обычно это тихие дети, они боятся отвечать у доски, не поднимают руку, безынициативны, очень старательны в учебе, имеют проблемы в установлении контакта со сверстниками. Боятся о чем-то спросить учителя, очень пугаются, если он повышает голос (даже на другого), часто плачут из-за мелочей, переживают, если чего-то не сделали. Охотно общаются с психологом или педагогом лично (индивидуально).

Замкнутые. Мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. М.б. проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включенности в процесс. Ведут себя так, как будто ото всех ждут подвоха.

Признаки тревожности по Лаврентьевой Г.П. и Титоренко Т.М.:

- не может долго работать не уставая;

- ему трудно сосредоточиться на чем-либо;

- любое задание вызывает излишнее беспокойство;

- во время выполнения задания очень напряжён, скован;

- смущается чаще других;

- часто говорит о напряженных ситуациях;

- как правило, краснеет в незнакомой обстановке;

- жалуется, что ему снятся страшные сны;

- руки обычно холодные и влажные;

- плохой аппетит;

- спит беспокойно, засыпает с трудом;

- пуглив, многое вызывает страх;

- обычно беспокоен, легко расстраивается;

- часто не может сдержать слезы;

- плохо переносит ожидание;

- не любит браться за новое дело;

- не уверен в себе, своих силах;

- боится сталкиваться с трудностями.


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ЗАМКНУТЫМИ ДЕТЬМИ

Этих детей характеризует выраженный аутизм (уход в себя, отстраненность от мира и его боязнь). Ребенок испытывает определенные страхи. Склонны к развитию логического мышления. Нетипичные интересы (о строении мира, о потустороннем мире). Любят много читать. Развита речь, но часто формально. Негативная черта - эмоциональная холодность. Не испытывает большой привязанности к родителям, эмоциональная тупость. Он не интересуется чьим- либо мнением, он безразличен к внешнему миру. Способны на странные поступки (сбросить кота с 6 этажа, но не из желания убить, а посмотреть, как он приземлится). Самосохранение притупляется, может пройти по карнизу. Не имеет друзей - он одиночка. В дружбе подчиняемый, а не лидер. Не смотрит в глаза.

1. В работе попробовать опираться на его сильные стороны. Морали не действуют вообще. Полезно приучить его, так как для него главное, чтобы оставили в покое. «Не важно, как выглядит для других, важно для себя».

2. Ничего не навязывать, а приспосабливаться к ним.

3. Не призывать к совести, не читать морали.

4. Учитывать наличие страхов, методом наблюдения определить тематику страхов. Потом прорисовать их. Например, вместо ножа в руке нарисовать букет цветов. Страх сопряжен с любопытством - помочь преодолеть эту стену.

5. Помочь в развитии речи, внимания, моторики, формирование навыков изобразительной деятельности.

6. Смягчение общего эмоционального дискомфорта, тревоги.

7. Стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

8. Учитывать интерес к точным наукам - математике, физике.

9. Отношение с учениками строить по методу: выделять его поведение, как отличное от других. Не навязывать поручение, но и не отвергать. Давать ему почувствовать принадлежность к классному коллективу.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ

1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

2. Не сравнивайте ребёнка с окружающими.

3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

4. Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.

5. Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.

6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребёнку.

7. Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.

8. Будьте последовательны в воспитании ребёнка.

9. Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний.

10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.

11. Не унижайте ребёнка, наказывая его.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!