СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение «Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики»

Просмотр содержимого документа
«Сообщение «Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики»»

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

















Выступление с презентацией на тему

«Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики»









Подоготовила: музыкальный руководитель












2015 год





Все окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы-все это и многое другое подчинено определенному ритму. Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга человека. В настоящее время проблема развития обучения и воспитания детей дошкольного возраста становиться особенно значимой. По статистическим данным, лишь 10 %детей появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушение речи, что влечет и отставание в развитии. Таким детям следует вовремя оказать помощь, исправить дефекты звукопроизношения к началу обучения в школе. На сегодняшний день существует множество технологий в помощь детям с нарушением речи и педагогам работающим с такими детьми:

  • Артикуляционная гимнастика;

  • Пальчиковые игры;

  • Логоритмические игры;

  • Речевые игры

Задачи:

  • Формировать артикуляционные уклады этих звуков;

  • Активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;

  • Развитие слухового и зрительного восприятия;

  • Увеличение объема памяти;

  • Формирование двигательных навыков;

  • Развитие пространственной ориентации и зрительно-моторных координаций

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:

  1. Логопедическую (артикуляционную) гимнастику (комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;

  2. Чистоговорки – для автоматизации и дифференциации всех звуков, так как к 6 годам дети должны овладеть правильным произношением;

  3. Пальчиковая гимнастика – для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук;



2

  1. Упражнение под музыку на развитие общей моторики (соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;

  2. Вокально-артикуляционные упражнения – для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;

  3. Фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;

  4. Песни и стихи, сопровождаемые движениями рук (для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга);

  5. Музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами;

  6. Музыкальные игры (способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве);

  7. Упражнение на развитие мимических мышц (для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления);

  8. Коммуникативные игры и танцы (для развития динамической стороны общения, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения);

  9. Упражнение на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей.

Занятие может включать в себя не все вышеперечисленные элементы. В зависимости от характера нарушения применяются преимущественно те или иные формы логопедических игр. Большинство игр на своих занятиях я связываю с русским фольклором. Русский фольклор – ценнейший материал для гармоничного развития ребенка. В воспитании дошкольника фольклор играет важную роль, так как его главным принципом является единство поэтики, музыки и манеры исполнения. К примеру, в поговорках, потешках, детских песенках, прибаутках объединены импровизационность, изобразительность, ритмичность и наставничество. Детский дошкольный фольклор – прежде всего культура диалога, он ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать.

Логоритмичские упражнения и игры основанные на репертуаре детского фольклора способны решать не только проблемы нарушения речи, но и проблемы нравственного воспитания дошкольников. А именно:

3



  • Уважительное отношение к природе, животным, родителям, педагогам;

  • Позитивное отношение со сверстниками и др.

На музыкальных занятиях логоритмическими играми мы уделяем 2-3 минуты. Начиная со 2 младшей группы на каждом музыкальном занятии (то есть 2 раза в неделю) мы с детьми играем в пальчиковые игры. И сейчас хотелось бы предложить Вам посмотреть пальчиковую игру на основе русской народной потешки «Идет коза рогатая»: видео

И еще один фрагмент занятия. Игровой массаж «Били лен», также на основе русского фольклора: видео

Вывод: Занятия с элементами логоритмики я провожу сравнительно не большое время, но уже можно сказать с уверенностью, что дети очень любят этот вид деятельности. Это и слово, и игра, и тактильный контакт со сверстниками. Все это способствует улучшению настроения детей, их памяти, мелкой моторики, а как следствие, и улучшение речи. Чистоговорки способствуют улучшению качества произношения проблемных звуков. Игровой массаж учит детей бережному отношению друг к другу. Первые занятия с элементами массажа иногда заканчивались обидами и даже слезами, теперь дети стараются выполнять движения аккуратно, не причиняя боль. После массажа я всегда спрашиваю: «Кому понравился массаж?». Дети отвечают хором: «Мне!!!» и всегда улыбаются. А улыбка ребенка во время занятия - это самое главное!!!

































4