Просмотр содержимого документа
«Сообщение «Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики»»
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
Выступление с презентацией на тему
«Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики»
Подоготовила: музыкальный руководитель
2015 год
Все окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы-все это и многое другое подчинено определенному ритму. Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга человека. В настоящее время проблема развития обучения и воспитания детей дошкольного возраста становиться особенно значимой. По статистическим данным, лишь 10 %детей появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушение речи, что влечет и отставание в развитии. Таким детям следует вовремя оказать помощь, исправить дефекты звукопроизношения к началу обучения в школе. На сегодняшний день существует множество технологий в помощь детям с нарушением речи и педагогам работающим с такими детьми:
Задачи:
Формировать артикуляционные уклады этих звуков;
Активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;
Развитие слухового и зрительного восприятия;
Увеличение объема памяти;
Формирование двигательных навыков;
Развитие пространственной ориентации и зрительно-моторных координаций
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
Логопедическую (артикуляционную) гимнастику (комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;
Чистоговорки – для автоматизации и дифференциации всех звуков, так как к 6 годам дети должны овладеть правильным произношением;
Пальчиковая гимнастика – для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук;
2
Упражнение под музыку на развитие общей моторики (соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
Вокально-артикуляционные упражнения – для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
Фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
Песни и стихи, сопровождаемые движениями рук (для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга);
Музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами;
Музыкальные игры (способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве);
Упражнение на развитие мимических мышц (для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления);
Коммуникативные игры и танцы (для развития динамической стороны общения, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения);
Упражнение на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей.
Занятие может включать в себя не все вышеперечисленные элементы. В зависимости от характера нарушения применяются преимущественно те или иные формы логопедических игр. Большинство игр на своих занятиях я связываю с русским фольклором. Русский фольклор – ценнейший материал для гармоничного развития ребенка. В воспитании дошкольника фольклор играет важную роль, так как его главным принципом является единство поэтики, музыки и манеры исполнения. К примеру, в поговорках, потешках, детских песенках, прибаутках объединены импровизационность, изобразительность, ритмичность и наставничество. Детский дошкольный фольклор – прежде всего культура диалога, он ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать.
Логоритмичские упражнения и игры основанные на репертуаре детского фольклора способны решать не только проблемы нарушения речи, но и проблемы нравственного воспитания дошкольников. А именно:
3
Уважительное отношение к природе, животным, родителям, педагогам;
Позитивное отношение со сверстниками и др.
На музыкальных занятиях логоритмическими играми мы уделяем 2-3 минуты. Начиная со 2 младшей группы на каждом музыкальном занятии (то есть 2 раза в неделю) мы с детьми играем в пальчиковые игры. И сейчас хотелось бы предложить Вам посмотреть пальчиковую игру на основе русской народной потешки «Идет коза рогатая»: видео
И еще один фрагмент занятия. Игровой массаж «Били лен», также на основе русского фольклора: видео
Вывод: Занятия с элементами логоритмики я провожу сравнительно не большое время, но уже можно сказать с уверенностью, что дети очень любят этот вид деятельности. Это и слово, и игра, и тактильный контакт со сверстниками. Все это способствует улучшению настроения детей, их памяти, мелкой моторики, а как следствие, и улучшение речи. Чистоговорки способствуют улучшению качества произношения проблемных звуков. Игровой массаж учит детей бережному отношению друг к другу. Первые занятия с элементами массажа иногда заканчивались обидами и даже слезами, теперь дети стараются выполнять движения аккуратно, не причиняя боль. После массажа я всегда спрашиваю: «Кому понравился массаж?». Дети отвечают хором: «Мне!!!» и всегда улыбаются. А улыбка ребенка во время занятия - это самое главное!!!
4