СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Соотношения между сторонами и углами треугольника

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье обобщается тема «Соотношения между сторонами и углами треугольника». Прилагается историческая справка, как возникла тригонометрия, какой исторический путь она прошла.

Целью урока является решение треугольника по каким – нибудь   трем данным элементам, определяющим треугольник; повторение и закрепление основных формул раздела, умение их применять при решении задач,  развитие логического мышления, умение делать выводы, обобщать, развитие навыков самостоятельной работы, воспитание аккуратности, наблюдательности, самостоятельности.

 

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Приложение»

Приложение 1

ИСТОРИЯ ТРИГОНОМЕТРИИ


Тригонометрия – слово греческое и в буквальном переводе означает измерение треугольников (trigwnon - треугольник, а metrew- измеряю).

В данном случае измерение треугольников следует понимать как решение треугольников, т.е. определение сторон, углов и других элементов треугольника, если даны некоторые из них. Большое количество практических задач, а также задач планиметрии, стереометрии, астрономии и других приводятся к задаче решения треугольников.

Возникновение  тригонометрии связано с землемерением, астрономией и строительным делом.

Хотя название науки возникло сравнительно недавно, многие относимые сейчас к тригонометрии понятия и факты были известны ещё две тысячи лет назад.

Впервые способы решения треугольников, основанные на зависимостях между сторонами и углами треугольника, были найдены древнегреческими астрономами Гиппархом (2 в. до н. э.) и Клавдием Птолемеем (2 в. н. э.). Позднее зависимости между отношениями сторон треугольника и его углами начали называть тригонометрическими функциями.

Значительный вклад в развитие тригонометрии внесли арабские ученые Аль-Батани (850-929) и Абу-ль-Вафа, Мухамед-бен Мухамед (940-998), который составил таблицы синусов и тангенсов через 10’ с точностью до 1/604. Теорему синусов уже знали индийский ученый Бхаскара (р. 1114, год смерти неизвестен) и азербайджанский  астроном и математик Насиреддин Туси Мухамед (1201-1274). Кроме того, Насиреддин Туси в своей работе «Трактат о полном четырехстороннике» изложил плоскую и сферическую тригонометрию как самостоятельную дисциплину.

Длительную историю имеет понятие синус. Фактически различные отношения отрезков треугольника и окружности (а по существу, и тригонометрические функции) встречаются уже в III веке до н.э. в работах великих математиков Древней Греции – Евклида, Архимеда, Апполония Пергского. В римский период эти отношения достаточно систематично исследовались Менелаем (I век н.э.), хотя и не приобрели специального названия.  Современный синус a, например, изучался как полухорда, на которую опирается центральный угол величиной a, или как хорда удвоенной дуги.

В IV-V веках появился уже специальный термин в трудах по астрономии великого индийского учёного Ариабхаты, именем которого назван первый индийский спутник Земли. Отрезок АМ (рис. 1) он назвал ардхаджива (ардха – половина, джива – тетива лука, которую напоминает хорда). Позднее появилось более краткое название джива. Арабскими математиками  в IX веке это слово было заменено на арабское слово джайб (выпуклость). При переводе арабских математических текстов в  веке оно было заменено латинским синус (sinus – изгиб, кривизна).

Слово косинус намного моложе. Косинус – это сокращение латинского выражения completely sinus, т. е. “дополнительный синус” (или иначе “синус дополнительной дуги”; cosa =  sin( 90° - a)).

Тангенсы возникли в связи с решением задачи об определении длины тени. Тангенс (а также котангенс) введен в X веке арабским математиком Абу-ль-Вафой, который составил и первые таблицы для нахождения тангенсов и котангенсов. Однако эти открытия долгое время оставались неизвестными европейским ученым, и тангенсы были заново открыты лишь в XIV веке немецким математиком, астрономом Регимонтаном (1467 г.). Он доказал теорему тангенсов.  Региомонтан составил также подробные тригонометрические таблицы; благодаря его трудам плоская и сферическая тригонометрия стала самостоятельной дисциплиной и в Европе.

Название «тангенс», происходящее от латинского tanger (касаться), появилось в 1583 г.  Tangens переводится как «касающийся» (линия тангенсов – касательная к единичной окружности).

Дальнейшее развитие тригонометрия получила в трудах выдающихся астрономов Николая Коперника (1473-1543) – творца гелиоцентрической системы мира, Тихо Браге (1546-1601) и Иогана Кеплера (1571-1630), а также в работах математика Франсуа Виета (1540-1603), который полностью решил задачу об определениях всех элементов плоского или сферического треугольника по трем данным.

Долгое время тригонометрия носила чисто геометрический характер, т. е. Факты, которые мы сейчас формулируем в терминах тригонометрических функций, формулировались и доказывались с помощью геометрических понятий и утверждений. Такою она была еще в средние века, хотя иногда в ней использовались и аналитические методы, особенно после появления логарифмов. Пожалуй, наибольшие стимулы к развитию тригонометрии возникали в связи с решением задач астрономии, что представляло большой практический интерес (например, для решения задач определения местонахождения судна, предсказания затемнения и т. д.). Астрономов интересовали соотношения между сторонами и углами сферических треугольников. И надо заметить, что математики древности удачно справлялись с поставленными задачами.

Начиная с XVII в., тригонометрические функции начали применять к решению уравнений, задач механики, оптики, электричества, радиотехники, для описания колебательных процессов, распространения волн, движения различных механизмов, для изучения переменного электрического тока и т. д. Поэтому тригонометрические функции всесторонне и глубоко исследовались, и приобрели важное значение для всей математики.

Аналитическая теория тригонометрических функций в основном была создана выдающимся математиком XVIII веке Леонардом Эйлером (1707-1783) членом Петербургской Академии наук. Громадное научное наследие Эйлера включает блестящие результаты, относящиеся к математическому анализу, геометрии, теории чисел, механике и другим приложениям математики. Именно Эйлер первым ввел известные определения тригонометрических функций, стал рассматривать функции произвольного угла, получил формулы приведения. После Эйлера тригонометрия приобрела форму исчисления: различные факты стали доказываться путем формального применения формул тригонометрии, доказательства стали намного компактнее проще,

Таким образом, тригонометрия, возникшая как наука о решении треугольников, со временем развилась и в науку о тригонометрических функциях.

Позднее часть тригонометрии, которая изучает свойства тригонометрических функций и зависимости между ними, начали называть гониометрией (в переводе – наука об измерении углов, от греческого gwnia - угол,  metrew- измеряю). Термин гониометрия в последнее время практически не употребляется.


Просмотр содержимого документа
«ТРЕУГОЛЬНИКИ»

Обобщающий урок математики в 9 классе по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника».

Карабетова Марет Ереджибовна учитель математики.



Тема урока: Обобщающий урок в 9 классе по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника».

Цель урока:

1. Повторить определения синуса, косинуса, тангенса, основные тригонометрические тождества, формулы приведения;

2. повторить теорему о площади треугольника, теорему синуса, теорему косинуса;

3. решить треугольник, по каким - нибудь трем данным элементам, определяющим треугольник;

4. закрепить и проверить знание основных формул раздела;

5. умение применять их при решении задач;

6. развивать логическое мышление, умение делать выводы, обобщать;

7. развивать навыки самостоятельной работы;

8. воспитывать аккуратность, наблюдательность, самостоятельность.

Форма урока: урок – беседа.

Оборудование и материалы для урока: компьютер, проектор, экран.


Ход урока:

Учитель: - Ребята! Сегодня у нас обобщающий урок по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника». Исходя из формулировки темы, какие цели вы должны поставить перед собой на сегодняшний урок?

Ученик: - Необходимо повторить весь теоретический материал и применить его при решении задач. (слайд 2), для этого поставим перед собой следующие цели:

  1. Знать определения синуса, косинуса, тангенса, тангенса.

  2. Знать теорему о площади треугольника, теорему синуса, теорему косинуса.

  3. Уметь решить треугольник, по каким - нибудь трем данным элементам, определяющим треугольник.

  4. Уметь применять основные формулы раздела при решении задач.

Учитель: - Для достижения этой цели будем идти по следующему маршруту (слайд 3):

Этапы урока:

  1. Разминка.

  2. Актуализация имеющихся знаний

  3. Решение задач. Практическая работа.

  4. Историческая справка

  5. Где можно применить полученные знания на практике в жизни.

  6. Домашнее задание.

Учитель (показывает на слайде 3): - В прямоугольном треугольнике ∆АВС, примем ‹С= 90º, АВ=с, АС=b, ВС=a. ‹А= α, ‹В=β. Как называются стороны прямоугольного треугольника, и что означают эти названия?

Ученик: Катет – одна из двух сторон прямоугольного треугольника, образующих прямой угол. Название «катет» происходит от греческого слова katetos – перпендикуляр, опущенный, отвесный. Название «катет» встречается также в архитектуре и означает отвес через середину задка ионической капители.

Ученик: Гипотенуза – самая длинная сторона прямоугольного треугольника, противоположенная прямому углу. Название «гипотенуза» происходит от греческого слова, в переводе означает натянутая. Длина гипотенузы прямоугольного треугольника может быть найдена с помощью теоремы Пифагора: квадрат длины гипотенузы равен сумме квадратов длин катетов.

Ученик: С катетами и гипотенузой связаны тригонометрические функции острого угла α. (показывает на слайде 4)

sinα = a/с;

cosα = b/с;

tgα = а/b

сtgα = b

secα = c/b

cosecα = c/a

  • синус α — отношение катета, противолежащего углу α, к гипотенузе.

  • косинус α — отношение катета, прилежащего углу α, к гипотенузе.

  • тангенс  α — отношение катета, противолежащего углу α, к катету прилежащему углу α.

  • котангенс α — отношение катета, прилежащего углу α, к катету противолежащему углу α.

  • секанс α — отношение гипотенузы к катету прилежащему углу α.

  • косеканс α — отношение гипотенузы к катету противолежащему углу α.

Учитель: Как найти длину катета.

Ученик: Длина катета может быть найдена с помощью теоремы Пифагора, которая утверждает, что квадрат длины гипотенузы равен сумме квадратов длин катетов:

Длина катета равна произведению длины гипотенузы и косинуса прилежащего угла:

Длина катета равна произведению длины гипотенузы и синуса противолежащего угла:

Длина катета равна произведению длины другого катета и тангенса противолежащего угла, относительно искомого катета:

Длина катета равна произведению длины другого катета и котангенса прилежащего угла, относительно искомого катета. Длина катета равна среднему геометрическому длины гипотенузы и длины проекции этого катета на гипотенузу:

Квадрат высоты, выходящей из прямого угла, равен произведению проекций катетов на гипотенузу:

Где

 — катеты

 — гипотенуза

 — угол, противолежащий a

 — угол, противолежащий b

 — проекции катетов a и b на гипотенузу.

С катетами совпадают две из трёх высоты прямоугольного треугольника.

По катету и гипотенузе или по двум катетам можно судить о равенстве двух прямоугольных треугольников.

Вращая прямоугольный треугольник вокруг катета можно получить прямой круговой конус. (слайд 5)

Учитель: Решим теперь задачи, в каждом случае объяснить как найти х и дать

определение геометрическому понятию. Найти х. (слайд 6)

Ученик: Так как х – противоположенный катет углу α, то воспользуемся определением синусов. Синусом острого угла называется отношение противолежащего катета к гипотенузе, т.е.

sinα= х/0,05, так как х нужно найти в метрах, получаем х = 0,05•sinα.

Учитель: Хорошо. Следующая задача. Найти х. (слайд 7)

Ученик: Так как по условию задачи знаем прилежащий катет и нужно найти гипотенузу, то из определения косинуса, можем записать cosα = 3/х. Т.е.

х = 3/ cosα

(так как косинусом острого угла называют отношение прилежащего катета к гипотенузе ).

Учитель: Хорошо. Решите задачу. Найти х. (слайд 8)

Ученик: Зная угол и прилежащий катет, можно найти противолежащий катет, исходя из определения тангенса, так как тангенсом острого угла называется отношение противолежащего катета к прилежащему, т.е.

tgα = х/2, отсюда х = 2 tgα .

Учитель: И так мы дали определения и записали формулы. А для чего все – таки нужны синус, косинус, тангенс и котангенс?

Мы знаем, что сумма углов любого треугольника равна 180º. Знаем соотношения между сторонами прямоугольного треугольника. Это теорема Пифагора:

а2 + b2=c2

Получается, что зная два угла в треугольнике можно найти третий угол. Зная две стороны в прямоугольном треугольнике можно найти третью. Значит, для углов – свое соотношение, для сторон – свое. А что делать если в прямоугольном треугольнике известен один угол (кроме прямого) и одна сторона, а найти надо другие стороны?

С этим и столкнулись люди в прошлом, составляя карты местности и звездного неба. Ведь не всегда можно непосредственно измерить все стороны треугольника. Синус, косинус и тангенс – их еще называют тригонометрическими функциями угла, дают соотношения между сторонами и углами треугольника. Зная угол можно найти все его тригонометрические функции по специальным таблицам. А зная синусы, косинусы, тангенсы углов треугольника и одну из его сторон можно найти остальные элементы.

Как же развивался раздел математики, где изучаются эти понятия.

Ученик: Этот раздел математики называется тригонометрией. Тригонометрия прошла интересный жизненный путь. ( Доклад ученика. Приложение 1)

Учитель: Таким образом, тригонометрия возникла как наука о решении треугольников. Способы решения треугольников впервые были письменно изложены греческим астрономом Гиппархом в середине II века до н.э. Наивысшими достижениями греческая тригонометрия обязана астроному Птолемею (II век до н.э), создателю

геоцентрической системы мира, господствовавшей до Коперника.

Решить треугольник означает определить стороны, углы и другие элементы треугольника, если даны некоторые из них. Какие теоремы, свойства и определения используем при этом? Ответы мы получим, решая задачи. В каждой задаче объясните какая теорема использована.

Задача № 1. (слайд 9) Найти Х.

Ученик: - Так как нам известны две стороны и угол между ними , то чтобы найти сторону х, достаточно воспользоваться теоремой косинусов: «квадрат любой стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон минус удвоенное произведение этих сторон на косинус угла между ними». Тогда

х2 = 22+32 - 2•2•3 соs 60º = 4+9 - 12 • ½ = 13 – 6 = 4. т.к соs 60º=1/2

Ответ : 4.

Учитель: Задача № 2. (слайд 10) Найти Х.

Ученик: - Так как нам известны два угла и сторона треугольника, то х можно найти по теореме синусов: «Стороны треугольника пропорциональны синусам противолежащих углов». Имеем

х : sin45º = 10 : sin60º; х = 10•sin45º : sin60º = 10 •√2 : 2 = 5 •√2 • 2 = 10 •√6

√3 : 2 √3 3

Учитель: Задача № 3. (слайд 11) Найти площадь треугольника.

Ученик: - Зная две стороны и угол между ними, площадь треугольника можно по теореме о площади треугольника: «Площадь треугольника равна половине произведения двух его сторон на синус угла между ними». Получаем

S= ½ • 5 • √8 • sin45º = ½ • 5 • 2√2 • √2 : 2 = ½ • 5 • 2 = 5


Учитель: Повторили основные теоремы данного вопроса. Решим теперь треугольник. № 1025 (а) (слайд 12).

Ученик (объясняет):


Дано: Решение:

‹А = 60º 1) По теореме о сумме углов треугольников находим ‹С:

‹В = 40º ‹ С = 180º - ‹А - ‹В = 180º - 60º - 40º = 80º

с = 14 2) По теореме синусов находим a и b:

Найти а = с sinА/ sinС = 14 sin60º / sin80º ≈ 14 • 0,8660 / 0,9848 ≈ 12,31

‹С, a, b. 3) b = с sinВ/ sinС = 14 sin40º / sin80º ≈ 14 • 0,6428/0,9848 ≈ 9,14

Значения синусов для данных углов определяем по таблицам.

Ответ: С= 80º, a ≈ 12,31, b ≈ 9,14.


Ученик (объясняет) № 1025 (в) (слайд 13):


Дано: Решение:

‹А = 80º 1) По теореме синусов находим с:

а = 16 sinВ/b = sinА/а;

b = 10 sinВ = bsinА/а = 10•sin80º/16 ≈ 10•0,9848/16 ≈ 0,6155

2) Получаем два значения для ‹В

‹В - ? ‹В1 = 37º 59 

‹С - ? ‹В2 = 142º1 

с - ? так как ‹А + ‹В2 › 180º, то ‹В = ‹В1 = 37º 59 

3) ‹С = 180º - ‹А - ‹В = 180º - 80º - 37º 59  = 62º1 

4) с = а sinС/sinА = 16 sin62º1 /sin80º ≈ 16•0,8830/0,9848 ≈ 14,35

Ответ: ‹В= 37º 59 , ‹С = 62º1 , с ≈ 14,35.


Учитель: Разберем несколько задач по тригонометрии из Банка заданий ФИПИ.

Ученик: В треугольнике АВС угол С равен 90º, sinА = 0,1. Найдите cosВ.

Поскольку А + В = 90º, sinА = cosВ = 0,1.

Учитель: В треугольнике АВС угол С равен 90º, АВ = 5, sinА = 7/25 (слайд 14). Найдите АС.

Ученик: Решение: 1) sinА = ВС/АВ, ВС = АВ• sinА = 5• 7/25 = 7/5.

2) Найдем АС по теореме Пифагора.

Задача решена.

Учитель: Часто в задачах встречаются треугольники с углами 90º, 30º и 60º или с углами 90º, 45º и 45º . Основные соотношения для них запоминайте наизусть! (слайд 15).

Для треугольника с углами 90º, 30º и 60º  катет, лежащий напротив угла в 30º равен половине гипотенузы.

Треугольник с углами 90º, 45º и 45º — равнобедренный. В нем гипотенуза в √2 раз больше катета.

Реши сам! (Ученики решают самостоятельно, решение проверяем (слайд 16)).

Задача : В треугольнике даны две стороны а = 6, b = 8 и противолежащий стороне а, угол α = 30º. Найти остальные два угла и третью сторону.



Дано: Решение:

АВС 1) По теореме синусов находим значение sinВ:

ВС = 6 sinβ/b = sinα/а;

АС = 8 sinβ = bsinα/а = 8 sin30º/6 ≈ 0,667.

А = α 2) Этому значению синуса соответствует два угла:

АВ - ? ‹β1 ≈ 42º и ‹β2 ≈138º

‹В - ? 3) Пусть ‹β1 ≈ 42º , тогда

‹С - ? ‹γ1 = 180º - α – β ≈108º, и по теореме синусов третья сторона

с1 = а •sin γ1 / sinα = 6 •sin108º / sin30º ≈ 6 • 0,951 / 0,500 ≈ 11,4

  1. Аналогично по углу ‹β2 ≈138º находим

‹γ2 = 180º - α – β ≈12º

с2 = а •sin γ2 / sinα = 6 •sin12º / sin30º ≈ 6 • 0,2079 / 0,500 ≈ 2,49

Учитель: Эта задача в отличие от предыдущих имеет два решения. При других численных данных, например при α ≥ 90º задача может иметь лишь одно решение или вовсе не иметь решений.

Решим следующую задачу. Найти ширину озера АВ, если АС=120м, ,. (слайд 17)

Ученик: Решение:

Дано АВС, АС = 120 м,

Учитель: Измерили дальномером расстояние СВ=62м, СА=80м. Угол между ними 600. Найдите расстояние между двумя деревьями А и В. (слайд 18)

Ученик: Решение:


Учитель: Подведем итог урока, ответим на вопросы:

  1. Что называют решением треугольников?

  2. Какие теоремы применяются при решении треугольников?

  3. Чему равна сумма углов треугольника?

  4. Какие задачи при этом можно выделить? (по стороне и двум прилежащим к ней углам; по двум сторонам и углу между ними; по трём сторонам; по стороне, прилежащему к ней углу и стороне противолежащей данному углу) (слайд 19)

  5. Запишите, пользуясь теоремой косинусов, квадрат стороны с треугольника АВС, если: 1) =600; 2) =300; 3) =450. (с222-ав; с222-ав; с222-ав)

  6. Чему равен ? ()

  7. . Каким может быть ? Ответ: =300 или =1500.

1) , - тупой. Тогда =300;

2) , аb, то =300;

3) , а c, то =300 или =1500.

8. Почему теорема косинусов является обобщённой теоремой Пифагора?

(когда треугольник АВС прямоугольный с прямым углом при вершине С; ).

9. Как, используя теорему косинусов определить вид треугольника? (достаточно определить знак косинуса, соответствующего наибольшему углу, если сторона а наибольшая, то достаточно определить знак величины в222)

10. В треугольнике АВС, АВ=8,4 cм, ВС=13,2 см, АС=7,5 см. Какой угол треугольника наибольший, какой наименьший?

11. Стороны треугольника 12см, 15см, 9см. Может ли угол, противолежащий стороне 9см, быть тупым? Почему?

12. Стороны треугольника 9см и 12см. Может ли угол, противолежащий стороне равной 9см, быть прямым? Почему?

Итак, где можно применить полученные знания на практике и в жизни.

Ученик: Существует множество областей, в которых применяются тригонометрия и тригонометрические функции. Например, метод триангуляции используется в астрономии для измерения расстояния до ближайших звезд, в географии для измерения расстояний между объектами, а также в спутниковых навигационных системах. Синус и косинус имеют фундаментальное значение для теории периодических функций, например при описании звуковых и световых волн.

Тригонометрия или тригонометрические функции используются в астрономии (особенно для расчётов положения небесных объектов, когда требуется сферическая тригонометрия), в морской и воздушной навигации, в теории музыки, в акустике, в оптике, в анализе финансовых рынков, в электронике, в теории вероятностей, в статистике, в биологии, в медицинской визуализации (например, компьютерная томография и ультразвук), в аптеках, в химии, в теории чисел (следовательно, и в криптологии), в сейсмологии, в метеорологии, в океанографии, во многих физических науках, в межевании и геодезии, в архитектуре, в фонетике, в экономике, в электротехнике, в машиностроении, в гражданском строительстве, в компьютерной графике, в картографии, в кристаллографии, в разработке игр и многих других областях.

Ученик: Треугольник

В старших классах каждый школьник
Изучает треугольник.
Три каких-то уголка,
А работы - на века.

Учитель: Сегодня мы с вами обобщили тему «Решение треугольника». Узнали много интересного из истории развития тригонометрии как науки, кроме того узнали где можно применить полученные знания на практике и в жизни. Запишите домашнее задание.

Спасибо за урок!

Просмотр содержимого презентации
«ТРЕУГОЛЬНИК»

Выполнила:  Карабетова М.Е.  учитель математики  МБОУ Хатажукаевская  СОШ№ 6 им. А.Хаткова  а.Пшичо  Шовгеновского района .

Выполнила:

Карабетова М.Е.

учитель математики

МБОУ Хатажукаевская

СОШ№ 6 им. А.Хаткова

а.Пшичо

Шовгеновского района

.

- Знать определения синуса, косинуса, тангенса, котангенса. - Знать теорему о площади треугольника, теорему синуса, теорему косинуса. - Уметь решить треугольник, по каким - нибудь трем данным элементам, определяющим треугольник. - Уметь применять основные формулы раздела при решении задач.

- Знать определения синуса, косинуса, тангенса, котангенса.

- Знать теорему о площади треугольника, теорему синуса, теорему косинуса.

- Уметь решить треугольник, по каким - нибудь трем данным элементам, определяющим треугольник.

- Уметь применять основные формулы раздела при решении задач.

Решение задач. Практическая работа. Историческая справка Актуализация  имеющихся знаний Реши сам Разминка Где можно применить  полученные знания на практике в жизни. Домашнее  задание

Решение задач.

Практическая работа.

Историческая справка

Актуализация

имеющихся знаний

Реши сам

Разминка

Где можно применить

полученные знания

на практике

в жизни.

Домашнее

задание

слайд 4 β c a α b

слайд 4

β

c

a

α

b

слайд 6 5 см = 0,05 м x sin α = 0 , 05 α х = 0,05 • sin α

слайд 6

5 см = 0,05 м

x

sin α =

0 , 05

α

х = 0,05 sin α

слайд 7 3 cos α = x  3 х = cos α α

слайд 7

3

cos α =

x

3

х =

cos α

α

x tg α =  2 x = 2 tg α  α

x

tg α =

2

x = 2 tg α

α

слайд 9 х 2 = АВ 2 +ВС 2 - 2•АВ•ВС • со s 60º х 2 = 4+9 - 12 • ½ = 13 – 6 = 4 х = 2 60 º

слайд 9

х 2 = АВ 2 +ВС 2 - 2•АВ•ВС со s 60º

х 2 = 4+9 - 12 • ½ = 13 – 6 = 4

х = 2

60 º

слайд 10 10 х =  sin 60 º sin45º 10 •√ 6 10 • sin45º 10 •√2 • 2   =    х = =    sin 60 º  3 √ 3 • 2 60 º 45 º

слайд 10

10

х

=

sin 60 º

sin45º

10 •√ 6

10 sin45º

10 •√2 2

=

х =

=

sin 60 º

3

3 2

60 º

45 º

слайд 11 √ 2 S = ½ • АС • ВС • sin 45º = ½ • 5 • 2 = 5 2 √ 8 45 º

слайд 11

2

S = ½ • АС • ВС • sin 45º = ½ • 5 • 2

= 5

2

√ 8

45 º

слайд 12 ‹ С = 180º - ‹А - ‹В = 80º 1) с sin А 14 sin 60º 14 • 0,8660 = ≈ 12,31 2) а = ≈ sin С 0,9848 sin 80º 60 º 40 º с sin В 14 • 0,6428 14 sin40º ≈ ≈ 9,14 = b = 3) sin80º sin С 0,9848

слайд 12

С = 180º - ‹А - ‹В = 80º

1)

с sin А

14 sin 60º

14 • 0,8660

=

12,31

2)

а =

sin С

0,9848

sin 80º

60 º

40 º

с sin В

14 • 0,6428

14 sin40º

9,14

=

b =

3)

sin80º

sin С

0,9848

слайд 13 1) sin В/ b = sin А/а  sin В = b • sin А/а = 10• sin 80º/16 ≈ 0,6155 2) ‹В1 = 37º 59  ‹ В2 = 142º1  a так как ‹А + ‹В2 › 180º, то ‹В = ‹В1 = 37º 59  3) ‹С = 180º - ‹А - ‹В = 62º1  80 º b 4) с = а sin С/ sin А = 16 sin 62º1 / sin 80º ≈ 14,35

слайд 13

1) sin В/ b = sin А/а

sin В = b sin А/а = 10• sin 80º/16 ≈ 0,6155

2) ‹В1 = 37º 59 

В2 = 142º1 

a

так как ‹А + ‹В2 › 180º,

то ‹В = ‹В1 = 37º 59 

3) ‹С = 180º - ‹А - ‹В = 62º1 

80 º

b

4) с = а sin С/ sin А = 16 sin 62º1 / sin 80º ≈ 14,35

слайд 16 1) sin β/ b = sin α/а sin β = b • sin α/а = 8 sin 30º/6 ≈ 0,667. 2) ‹β 1 ≈ 42º и ‹β 2 ≈138º 30 º b 3) ‹γ 1 = 180º - α – β ≈108º  с 1 = а • sin γ 1 / sin α ≈ 6 • 0,951 / 0,500 ≈ 11,4 4) ‹γ 2 = 180º - α – β ≈12º с 2 = а • sin γ 2 / sin α ≈ 6 • 0,2079 / 0,500 ≈ 2,49

слайд 16

1) sin β/ b = sin α/а

sin β = b sin α/а = 8 sin 30º/6 ≈ 0,667.

2) ‹β 1 ≈ 42º и ‹β 2 ≈138º

30 º

b

3) ‹γ 1 = 180º - α – β ≈108º

с 1 = а • sin γ 1 / sin α ≈ 6 • 0,951 / 0,500 ≈ 11,4

4) ‹γ 2 = 180º - α – β ≈12º

с 2 = а • sin γ 2 / sin α ≈ 6 • 0,2079 / 0,500 ≈ 2,49

β α α

β

α

α

А В Измерили дальномером расстояние: СВ = 62 м, СА = 80 м, ‹ С = 60 º С АВ = √ 5284 ≈ 73 м

А

В

Измерили дальномером расстояние:

СВ = 62 м,

СА = 80 м,

С = 60 º

С

АВ = √ 5284 ≈ 73 м

Типы задач: - по стороне и двум прилежащим к ней углам; - по двум сторонам и углу между ними; - по трём сторонам; - по стороне, прилежащему к ней углу и стороне противолежащей данному углу.

Типы задач:

- по стороне и двум прилежащим к ней углам;

- по двум сторонам и углу между ними;

- по трём сторонам;

- по стороне, прилежащему к ней углу

и стороне противолежащей данному углу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя