Тема: "Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости – глухости».
Тип урока: изучение нового материала
Цель: Сопоставление звуков по звонкости – глухости, отражение этой характеристики согласных звуков в модели слова.
Технология: критическое мышление
Задачи урока:
I. Предметные:
- формировать умения сопоставлять звуки по звонкости- глухости;
- уметь отражать характеристику согласных звуков в модели слова
- способствовать формированию навыков правильного чтения;
II. Метапредметные:
1) познавательные УУД:
- формировать мыслительную деятельность учащихся;
- формировать умения классифицировать, сравнивать по заданным параметрам;
2) регулятивные УУД:
- формировать учебную деятельность;
- формировать умения осуществлять контроль, выполнять учебное действие в уме;
3) коммуникативные УУД:
- развивать творческое мышление;
- формировать умение работать в парах;
- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
- формировать умения самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос;
III. Личностные
- развивать творческое мышление;
- формировать умение работать в парах;
- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
- формировать умения самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос;
- формировать способность к самооценке и интерес к учебному материалу;
Ход урока
Орг. момент
По дороге в школу я встретила гномика. Он пожаловался, что в их городе Гномовске совсем нет света. А в ноябре, когда самые короткие дни, на улицах темно даже днем. Я подумала, что мы можем помочь гномам. Мы соберем фонарики, сложим их в конверт и отошлем в город Гномовск. А для этого нужно хорошо поработать на уроке и заработать фонарики.
Актуализация знаний.
На какие две группы делятся все звуки русского языка?
Как отличить согласные звуки от гласных?
На какие группы делятся согласные звуки? (твёрдые и мягкие).
А что влияет на твёрдость или мягкость согласных звуков? Соберите на доске таблицу, которая нам покажет, какие гласные влияют на твёрдость, а какие на мягкость согласных звуков.
Какие буквы, обозначающие согласные звуки, мы уже изучили? й, н, м, р, л, г, к.
Прочитайте слоги на доске (по столбикам, по строчкам). В каждой строчке найдите и прочитайте слоги, в которых есть мягкий согласный звук (твёрдый согласный звук).
Повторяйте за мной чистоговорку.
Га-ка га-ка, вот течет река Ока.
Го-ко го-ко, там рыбак недалеко.
Гу-ку гу-ку, нет удачи рыбаку.
Ги-ки ги-ки, помогите, рыбаки!
Какие согласные звуки встречаются в слогах? [г, к].
А что вы о них знаете? (Они могут быть твёрдыми или мягкими, в зависимости от того, какой гласный звук стоит после них).
Отлично, вы заработали фонарик.
Открытие нового знания.
Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости/глухости.
Отгадайте загадку
Меня хлопали лопатой,
Меня сделали горбатой,
Меня били, колотили!
Ледяной водой облили,
А когда покрылась коркой,
Стала я весёлой (ГОРКОЙ)……
Соберём звуко-буквенную схему этого слова.
Закончите предложение: Мышка живёт в норке и грызёт хлебную (корку).
Соберём звуко-буквенную схему этого слова. Чем похожи эти схемы?
Выложите на доске над первыми фишками нужные буквы. Назовите ещё раз первые звуки данных слов. Какие это звуки? (согласные, твёрдые).
Приложите ладонь к горлу и произнесите звук [г], а теперь произнесите звук [к]. Что вы чувствуете? (При произнесении звука [г] горлышко дрожит).
Закройте ладонями уши и произнесите звук [г], а теперь произнесите звук [к].
Если мы слышим шум и голос - значит это звонкий согласный звук.
Если мы слышим только шум - значит это глухой согласный. Назовите звонкий звук, назовите глухой звук.
Звонкость согласного звука мы будем обозначать вот таким колокольчиком. Давайте поставим колокольчик в схему.
Звуки [г] и [к] парные согласные по звонкости/глухости согласные. Ещё их называют звуковыми фокусниками.
Начиная с этого урока, мы будем учиться различать и характеризовать парные по звонкости/глухости согласные звуки.
Молодцы, вы заработали второй фонарик.
Физкультминутка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим. (Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)
Работа по учебнику.
Что изображено на следующей картинке в букваре? Это колос. Что такое колос?
КОЛОС - соцветие, в котором колоски расположены вдоль конца стебля.
Охарактеризуйте первый звук в слове колос. Звук [к] (согл., тв., глух.).
Отгадайте, какое слово спряталось за второй схемой. Посмотрите, какой значок стоит над первой фишкой. Правильно, колокольчик. Что это значит? Это значит, что первый звук в этом слове будет звонким.
Назовите к глухому звуку [к] его звонкую пару. Правильно, это звонкий согласный звук [г]. Назовите слово (голос). Чем отличаются эти слова? В первом слове согласный глухой, а во втором звонкий. Третий фонарик.
Чтение слов стр. 85. Работа в паре.
Прочитайте слова по столбикам в паре друг другу (по строчкам).
Как определить, сколько в слове слогов. Нужно сосчитать количество гласных. Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Прочитайте все слова, которые состоят из одного слога.
Прочитайте все слова, которые состоят из двух слогов.
Четвёртый фонарик.
Физкультминутка для глаз.
Первичное закрепление.
Сравнение первых звуков в словах по твёрдости-мягкости, звонкости – глухости.
Рассмотрите рисунки, на которых изображены дети. Как зовут девочек, мальчиков?
Сравните первые звуки в словах Кира и Коля.
(В слове Кира первый звук – мягкий согласный звук, а в слове Коля первый звук - твёрдый согласный. Это парные по твёрдости-мягкости согласные звуки).
Сравните первые звуки в словах Гена и Галя.
(В слове Гена первый звук – мягкий согласный звук, а в слове Галя первый звук - твёрдый согласный. Это парные по твёрдости-мягкости согласные звуки).
Сравните первые звуки в словах Кира и Гена.
(Первые звуки в этих словах – мягкие, но в слове Кира первый звук глухой согласный, а в слове Гена первый звук - звонкий согласный. Это парные по звонкости-глухости согласные звуки).
Сравните первые звуки в словах Коля и Галя.
(Первые звуки в этих словах – твёрдые, но в слове Коля первый звук глухой согласный, а в слове Галя первый звук - звонкий согласный. Это парные по звонкости-глухости согласные звуки).
Пятый фонарик.
Прочитайте начало рассказа в букваре на с. 85 и придумайте окончание истории. Схема в учебнике указывает на количество слов, которое нужно придумать. (Гера и Рома побежали домой; очень испугались.)
Чтение рассказа Г. Остера «Секретный язык».
Как называется рассказ? Кто автор?
Что такое секрет? А что такое секретный язык? Кто придумал секретный язык? Прочитайте секретные слова. Понял ли котёнок смысл этих слов? Почему котёнок отказался выслушать, что обозначают эти слова.
Шестой фонарик.
Рефлексия деятельности.
Какие звуки называют звуковыми фокусниками?
(Парные по звонкости/глухости согласные звуки).
Поднимите руки те, кто может утвердительно сказать: «Я научился различать звуки [г] и [к]»?
Оцените свою работу на уроке на листочках.