СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сословии России 12 века

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочный план для 7 класса .Сословии Росии 12 в 

Просмотр содержимого документа
«Сословии России 12 века»

Урок 5. Сословия России XVII в.

Цель: дать представление о сословной структуре российского общества в данный период, иерархии сословий, особенностях ка­ждого из них.

Внутрипредметные связи: в Западной Европе в данный период происходит постепенная трансформация традиционного сословного общества в буржуазное. Укрепляется средний слой горожан-буржуа и мелких дворян-джентри, которые, сливаясь, образовывали среднюю прослойку деловых людей.

План:

    1. Проверка домашнего задания.

    2. Первое сословие: землевладельцы и крестьяне. Закрепощение крестьян.

    3. Прочие сословия Московского государства.

Основные понятия: барщина, белые слободы, черносошные крестьяне, оброк, крепостные, приказные люди, «приборные» слу­жилые люди, ясак.

Важнейшие даты: 1649 г. - Соборное уложение.

Оборудование: схема «Сословия России XVII в.», а также срав­нительная схема «Сословная система Западной Европы в Средние века и в Новое время».

Общие рекомендации: сравните сословную структуру России XVI и XVII вв. Для организации материала по ходу урока рекомен­дуем составление таблицы «Сословия в России XVII в.» - см. до­полнительные материалы.

Ход урока

      1. Проверка домашнего задания (5 мин)

  • В чем заключалась трансформация русской экономики в XVII в.?

  • Что такое мануфактура?

    1. Первое сословие: землевладельцы и крестьяне. Закрепощение крестьян (12 мин)

Комментарий: Объясните значение терминов барщина и оброк (см. дополнительные материалы).

  • Можно ли применительно к XVII в. говорить о том, что в Рос­сии сложилось сословие крестьян? (Существовало слишком много категорий крестьянства, чтобы говорить о едином сословии.)

Комментарий: Объясните различие статуса поместья и вотчи­ны (см. дополнительные материалы).

Вотчины принадлежали в основном старому родовитому бояр­ству. Поместья - менее родовитому дворянству.

Важнейшие вехи закрепощения крестьян: Судебник 1497 г., указы о «заповедных» годах, «урочных» годах, иные указы. В то же время напомните ученикам, что после Смутного времени поло­жение крестьянства несколько облегчилось. В первые десятилетия у государства просто не было сил контролировать потоки крестьян. Но затем срок «урочных лет» снова увеличивается «Соборное уло­жение» 1649 г. - новый этап закрепощения крестьян.

  • Какие ограничения были введены новым уложением в от­ношении крестьян? (Крестьяне лишались права уходить от своего помещика.)

Со стороны государства эта мера была во многом вынужденной. Прикрепление крестьян к земле имело целью с одной стороны обес­печить помещиков, являвшихся основой армии, местной администра­ции. С другой стороны оно преследовало цель остановить текучесть населения в стране, что позволило бы наладить более эффективный сбор податей. Объясните, что в закрепощении были заинтересованы прежде всего помещики. Но, например, владельцы крупных вотчин скорее могли быть этим недовольны, поскольку крестьяне с охотой пе­реходили к крупным землевладельцам, у которых гнет был меньше.

  • Какая категория крестьян была самой стесненной? {Холопы, лишенные каких-либо прав.)

III. Прочие сословия Московского государства (18 мин)

Комментарий: Расскажите об остальных сословиях (см. до­полнительные материалы).

Чрезвычайна значима роль «Соборного уложения» 1649 г. в фор­мировании сословий

  • В чем был смысл отмены «белых» слобод в городах? (Смысл заключался в расширении налоговой базы.)

Что нового появилось в сословной структуре России в XVII в.? (Городское население стало значительно более дифференци­рованным.)

Работа с таблицей: По ходу объяснения ученики должны за­полнять приведенную ниже таблицу.

Домашнее задание: Рыбаков: § 28 и вопросы в конце параграфа, за­дания. 2 (4), 7,9 из рабочей тетради к данному параграфу; Данилов: прочитать документ на с. 47 и ответить на вопросы после него. Рекомендуемые вопросы:

  1. Охарактеризуйте положение (привилегии, права, обязанности и т. д.) любого сословия (на выбор).

  2. Каковы были этапы закрепощения крестьян?

Дополнительный материал

Сословия в России XVII в.

Питание сословия

Состав сословия

Служба или повинность

Вотчинники

Землевладельцы, распоряжав­шиеся землей

Несли государеву службу на общих осно­ваниях

ч

Помещики

Владели поместьем за испол­нение государевой службы

Крестьяне

Крестьяне вотчинников и помещиков; монастырские и церковные; дворцовые; чер­носошные (государственные); лично свободные

Работали на земле, выполняли некоторые дополнительные повин­ности


Духовенство

Белое (приходские священ­ники); черное (монахи)

Церковная служба. Белое духовенство вносило платежи церковным и светским властям

Посадские люди

Ремесленно-торговое населе­ние городов

Платили налоги (тягло)

Приказные люди

Служащие государственных учреждений

Служили в государ­ственных учреждениях. По статусу приравнива­лись к дворянам

Приборные люди

Стрельцы, пушкари, горо­довые казаки, проживавшие в приграничных районах и городах

Несли военную стороже­вую службу. Получали государственное содер­жание

Казаки

Военное население Дона, Терека и Яика

Несли военную службу

Ясачные люди

Нерусские народы, платив­шие ясак (дань пушниной)

Платили подать мехами