СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 06.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Состав и строение гидросферы.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий учебного занятия "Состав и строение гидросферы", к данному уроку на сайте размещены презентация и тест, выполненные в программе SMART.

Просмотр содержимого документа
«Состав и строение гидросферы.»

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Фильчагина Елена Николаевна

Район

г.о.г. Выкса

Место работы

ГБУДО ДСООЦ «Лазурный»

Должность

преподаватель географии


Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Естественнонаучная область, предмет - география

Класс

6

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

Рабочая программа предметной линии учебников «Полярная звезда». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К.Липкина. – М.: Просвещение, 2015

Учебник: 6 кл. Под редакцией А.И. Алексеева «География. Природа и люди» Москва. «Просвещение» 2019

Тема учебного занятия

Гидросфера – водная оболочка Земли

Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Состав и строение гидросферы

Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Первый урок темы «Гидросфера – водная оболочка Земли» (5 уроков)


Учебная задача

  • Открыть способ …

  • Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию …

  • Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования

Вовлечь учащихся в образовательную ситуацию изучения водной оболочки Земли.

Овладеть теоретическими знаниями в области изучения состава и строения гидросферы с помощью приемов практической деятельности и средствами ИКТ.


Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Ц ель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся определять части гидросферы, агрегатные состояния воды, характерные явления (на примере мирового круговорота воды), значение воды для жизни на Земле.

Обучающиеся получат возможность научиться объяснить причинно – следственные связи круговорота воды в природе.

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся овладеют умениями работать с различными источниками географической информации, интерактивной доской,

самостоятельно решать учебные и познавательные задачи; устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы

Обучающиеся получат возможность создать буклет «Вода и здоровье человека»

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся научатся объективно оценивать свои знания, применять полученные знания в жизни.

Обучающийся получат возможность построения прогнозов развития планеты

Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт…….;

- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)

- могут определять…….;

- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

- могут планировать, проектировать, моделировать;

- могут контролировать, оценивать и т.д.

Учащиеся знают оболочки Земли.

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Интерактивные тренировочные задания и упражнения по теме

Решение проблемных ситуаций, практические задания, формируют компетентности в области использования ИКТ

Основы экологической культуры – знание способов экономии воды в домашних условиях.

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку





Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно –

информационное

обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

  1. География. 5-6 кл. / Под редакцией А.И. Алексеева.- Москва : Просвещение, 2019. - 233 с.

  2. Николина, В.В. Мой – тренажер. 5 – 6 класс : рабочая тетрадь. - Москва : Просвещение, 2016. - 56 с.



Электронное приложение к учебнику География. 5- 6 классы «Полярная звезда»

  1. Гидросфера : сайт. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гидросфера (Дата обращения: 12.04.2018)

  2. Контурные карты : сайт. – URL: https://bongeo.ru/p144aa1.html

(Дата обращения: 12.04.2018)

  1. Гидросфера Земли : сайт. – URL: https://zemlyanin.info/gidrosfera-zemli/

(Дата обращения: 12.04.2018)

  1. Вода России : научно – популярная энциклопедия. – URL: https://water-rf.ru/

(Дата обращения: 12.04.2018)

  1. Гидросфера. Контрольные задания. http://fcior.edu.ru/card/22539/gidrosfera-kontrolnye-zadaniya.html

  2. Контроль. Гидросфера (упрощенный вариант)

http://fcior.edu.ru/card/14067/kontrol-gidrosfera-uproshennyy-variant.html

  1. Круговорот воды в природе. http://fcior.edu.ru/card/22555/krugovorot-vody-v-prirode.html

  2. Практикум: Взаимодействие Мирового океана с атмосферой и сушей (со специальными возможностями http://fcior.edu.ru/card/5849/praktikum-vzaimodeystvie-mirovogo-okeana-s-atmosferoy-i-sushey-so-specialnymi-vozmozhnostyami.html 

  3. Анимация Марианская впадина
    http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/9c670e79-6925-406e-90bf-c6d0ef2b400a/108767/?interface=teacher&class=48&subject=28

Техническое обеспечение

  1. Компьютер, интерактивная доска и проектор, документ - камера, пульты для тестирования








Сценарий проведения учебного занятия
Этап урока или другой формы УВП Подэтап урока или другой формы УВП Действия учителя (педагога) Действия обучающихся

(примерные версии ответов)


1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Приветствие учащихся: Здравствуйте, ребята, рада вас видеть, занимаем свои места.

Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку, занимают свои места.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, включение каждого во фронтальную работу:

«Наш географический опыт». Учитель ставит перед учащимися вопросы, обращаясь к их личному опыту:

  1. Какие оболочки имеет Земля?

  2. Как оболочки связаны между собой?

  3. Какую из них вы изучили в 5 классе?

Вспоминают изученный ранее материал, включаются во фронтальную работу, отвечают на вопросы.


1.3. Создание проблемной ситуации

Сегодня на уроке мы будем говорить об удивительном веществе.

Это вещество - одно из главных природных богатств человечества. От неё зависит не просто благополучие, но и само существование всех живых организмов и целых народов.

Этому необыкновенному веществу звучат строки:

«…У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь!» Так писал АНТУАН де Сент-Экзюпери, когда его самолёт разбился, и он несколько дней провёл под палящем солнцем. 

А много ли воды на Земле?

Основная часть нашей жизни протекает на суше, однако ¾ поверхности земного шара заняты водой. Вся вода, окружающая нас, образует единую водную оболочку Земли.

Объясняют о каком веществе идет речь, приводят примеры, почему без воды не возможна жизнь на Земле.













Работают с физической картой полушарий

с. 184-185 учебника, делают вывод, что площадь суши меньше площади океанов.







2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Формулировка цели и построение плана урока:

Учащимся сообщается, что в ходе урока мы

сформируем представление о единстве водной оболочки Земли — гидросфере.

Подумайте, о чем вы узнаете при изучении гидросферы?

Задача учителя показать части гидросферы как составные единицы, формирующие единую водную оболочку

Тема урока «Состав и строение гидросферы»

Формулируют цель и предлагают план урока


2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Посмотрите внимательно на физическую карту мира и ответьте на вопросы:

  • Почему нашу планету справедливо было бы назвать не «Земля», а «Вода»? ( большая часть Земли покрыта океанами и морями).

  • Какие воды встречаются на суше? ( реки, озера, болота, ледники, многолетняя мерзлота, подземные воды).

  • Часть воды постоянно находится в атмосфере. Чем она представлена? (испаряющимися каплями, облаками, туманом).

  • Часть воды содержится в организмах животных, растений и людей. Человек на 60% состоит из воды. Это значит, что у взрослого человека весом примерно 70 кг., 45 кг. приходится на воду. Вода входит в состав всех органов и тканей, она переносит питательные вещества по всему организму, в каждую клетку. Вода вымывает из клеток отработанные продукты обмена веществ, выводя их из организма в виде пота и мочи. Все процессы в организме протекают с помощью воды. При недостатке воды в организме происходит обезвоживание и гибель.

Составляют схему «Строение гидросферы» на слайде презентации и в тетради.

Делают вывод, что большую часть гидросферы занимает Мировой океан.

Выясняют, что 96% воды на Земле соленой.


2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Вода в гидросфере находится в трех агрегатных состояниях. От чего они зависят?

Показывает опыт с температурой. Проговаривает, что от положения молекул воды будут зависеть ее свойства. Показывает закладку со свойствами воды.

Выполняя, задания тренажера мы узнаем о видах осадков, поступающих на Землю в разных агрегатных состояниях.

Предлагает учащимся выполнить задание тренажера.

Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания тренажера.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Вода самая загадочная жидкость на Земле. Вода обладает уникальными свойствами. Это единственное вещество на Земле, которое в обычных условиях встречается одновременно в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном. Второе уникальное свойство воды описано в стихотворении А.Дитриха «Гидросфера».

В супе, в чае, в каждой капле

В каждой звонкой льдинке,

И в слезинке, и в дождинке, и в росинке-

Нам откликнется всегда океанская вода.


Предлагает продолжить фразы, характеризующие значение воды в природе Земли.

Зарисовывают в тетрадь схему круговорота воды. Объясняют причинно – следственные связи. Через документ – камеру проверяют задание, проецируя на интерактивную доску.










Продолжают фразы, делают выводы о важности воды на Земле.


3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

С помощью пультов для голосования выполняют тестовые задания.

Отвечают на вопросы теста

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Рефлексия – на интерактивной доске расставляют «капельки» своего отношения работы на уроке.


Домашнее задание параграф 28, по желанию создать буклет «Вода и здоровье человека»

При завершении урока учитель интересуется эмоциональным состоянием учащихся.

Высказываются по поводу изученного материала. Рефлексия.

Записывают домашнее задание



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!