Сценарий проведения учебного занятия |
Этап урока или другой формы УВП | Подэтап урока или другой формы УВП | Действия учителя (педагога) | Действия обучающихся (примерные версии ответов) |
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Приветствие учащихся: Здравствуйте, ребята, рада вас видеть, занимаем свои места. | Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку, занимают свои места. |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, включение каждого во фронтальную работу: «Наш географический опыт». Учитель ставит перед учащимися вопросы, обращаясь к их личному опыту: -
Какие оболочки имеет Земля? -
Как оболочки связаны между собой? -
Какую из них вы изучили в 5 классе? | Вспоминают изученный ранее материал, включаются во фронтальную работу, отвечают на вопросы. |
1.3. Создание проблемной ситуации | Сегодня на уроке мы будем говорить об удивительном веществе. Это вещество - одно из главных природных богатств человечества. От неё зависит не просто благополучие, но и само существование всех живых организмов и целых народов. Этому необыкновенному веществу звучат строки: «…У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь!» Так писал АНТУАН де Сент-Экзюпери, когда его самолёт разбился, и он несколько дней провёл под палящем солнцем. А много ли воды на Земле? Основная часть нашей жизни протекает на суше, однако ¾ поверхности земного шара заняты водой. Вся вода, окружающая нас, образует единую водную оболочку Земли. | Объясняют о каком веществе идет речь, приводят примеры, почему без воды не возможна жизнь на Земле. Работают с физической картой полушарий с. 184-185 учебника, делают вывод, что площадь суши меньше площади океанов. |
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | Формулировка цели и построение плана урока: Учащимся сообщается, что в ходе урока мы сформируем представление о единстве водной оболочки Земли — гидросфере. Подумайте, о чем вы узнаете при изучении гидросферы? Задача учителя показать части гидросферы как составные единицы, формирующие единую водную оболочку | Тема урока «Состав и строение гидросферы» Формулируют цель и предлагают план урока |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | Посмотрите внимательно на физическую карту мира и ответьте на вопросы: -
Почему нашу планету справедливо было бы назвать не «Земля», а «Вода»? ( большая часть Земли покрыта океанами и морями). -
Какие воды встречаются на суше? ( реки, озера, болота, ледники, многолетняя мерзлота, подземные воды). -
Часть воды постоянно находится в атмосфере. Чем она представлена? (испаряющимися каплями, облаками, туманом). -
Часть воды содержится в организмах животных, растений и людей. Человек на 60% состоит из воды. Это значит, что у взрослого человека весом примерно 70 кг., 45 кг. приходится на воду. Вода входит в состав всех органов и тканей, она переносит питательные вещества по всему организму, в каждую клетку. Вода вымывает из клеток отработанные продукты обмена веществ, выводя их из организма в виде пота и мочи. Все процессы в организме протекают с помощью воды. При недостатке воды в организме происходит обезвоживание и гибель. | Составляют схему «Строение гидросферы» на слайде презентации и в тетради. Делают вывод, что большую часть гидросферы занимает Мировой океан. Выясняют, что 96% воды на Земле соленой. |
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | Вода в гидросфере находится в трех агрегатных состояниях. От чего они зависят? Показывает опыт с температурой. Проговаривает, что от положения молекул воды будут зависеть ее свойства. Показывает закладку со свойствами воды. Выполняя, задания тренажера мы узнаем о видах осадков, поступающих на Землю в разных агрегатных состояниях. Предлагает учащимся выполнить задание тренажера. | Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания тренажера. |
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Вода самая загадочная жидкость на Земле. Вода обладает уникальными свойствами. Это единственное вещество на Земле, которое в обычных условиях встречается одновременно в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном. Второе уникальное свойство воды описано в стихотворении А.Дитриха «Гидросфера». В супе, в чае, в каждой капле В каждой звонкой льдинке, И в слезинке, и в дождинке, и в росинке- Нам откликнется всегда океанская вода. Предлагает продолжить фразы, характеризующие значение воды в природе Земли. | Зарисовывают в тетрадь схему круговорота воды. Объясняют причинно – следственные связи. Через документ – камеру проверяют задание, проецируя на интерактивную доску. Продолжают фразы, делают выводы о важности воды на Земле. |
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | С помощью пультов для голосования выполняют тестовые задания. | Отвечают на вопросы теста |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Рефлексия – на интерактивной доске расставляют «капельки» своего отношения работы на уроке. Домашнее задание параграф 28, по желанию создать буклет «Вода и здоровье человека» | При завершении урока учитель интересуется эмоциональным состоянием учащихся. Высказываются по поводу изученного материала. Рефлексия. Записывают домашнее задание |