Общая информация |
Образовательная область, учебный предмет | Естественнонаучная область, предмет - география |
Класс | 6 |
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть) | Рабочая программа предметной линии учебников «Полярная звезда». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К.Липкина. – М.: Просвещение, 2015 Учебник: 6 кл. Под редакцией А.И. Алексеева «География. Природа и люди» Москва. «Просвещение» 2019 |
Тема учебного занятия | Гидросфера – водная оболочка Земли |
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п. | Состав и строение гидросферы |
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия | Первый урок темы «Гидросфера – водная оболочка Земли» (5 уроков) |
Учебная задача Открыть способ … Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию … Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования | Вовлечь учащихся в образовательную ситуацию изучения водной оболочки Земли. Овладеть теоретическими знаниями в области изучения состава и строения гидросферы с помощью приемов практической деятельности и средствами ИКТ. |
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты |
Ц ель Уровень | Базовый («обучающийся научится») | Повышенный («обучающийся получит возможность научиться») |
Цель – предмет (предметный результат) | Обучающиеся научатся определять части гидросферы, агрегатные состояния воды, характерные явления (на примере мирового круговорота воды), значение воды для жизни на Земле. | Обучающиеся получат возможность научиться объяснить причинно – следственные связи круговорота воды в природе. |
Цель – способ (метапредметный результат) | Обучающиеся овладеют умениями работать с различными источниками географической информации, интерактивной доской, самостоятельно решать учебные и познавательные задачи; устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы | Обучающиеся получат возможность создать буклет «Вода и здоровье человека» |
Цель – ценность (личностный результат) | Обучающиеся научатся объективно оценивать свои знания, применять полученные знания в жизни. | Обучающийся получат возможность построения прогнозов развития планеты |
Исходное состояние обучающихся: - имеют опыт…….; - знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.) - могут определять…….; - могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять; - могут планировать, проектировать, моделировать; - могут контролировать, оценивать и т.д. | Учащиеся знают оболочки Земли. |
Формы оценки планируемых результатов | Предметный результат | Метапредметный результат | Личностный результат |
Интерактивные тренировочные задания и упражнения по теме | Решение проблемных ситуаций, практические задания, формируют компетентности в области использования ИКТ | Основы экологической культуры – знание способов экономии воды в домашних условиях. |
Комментарии учителя к учебному занятию или уроку | | | |
Сценарий проведения учебного занятия |
Этап урока или другой формы УВП | Подэтап урока или другой формы УВП | Действия учителя (педагога) | Действия обучающихся (примерные версии ответов) |
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Приветствие учащихся: Здравствуйте, ребята, рада вас видеть, занимаем свои места. | Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку, занимают свои места. |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, включение каждого во фронтальную работу: «Наш географический опыт». Учитель ставит перед учащимися вопросы, обращаясь к их личному опыту: Какие оболочки имеет Земля? Как оболочки связаны между собой? Какую из них вы изучили в 5 классе? | Вспоминают изученный ранее материал, включаются во фронтальную работу, отвечают на вопросы. |
1.3. Создание проблемной ситуации | Сегодня на уроке мы будем говорить об удивительном веществе. Это вещество - одно из главных природных богатств человечества. От неё зависит не просто благополучие, но и само существование всех живых организмов и целых народов. Этому необыкновенному веществу звучат строки: «…У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь!» Так писал АНТУАН де Сент-Экзюпери, когда его самолёт разбился, и он несколько дней провёл под палящем солнцем. А много ли воды на Земле? Основная часть нашей жизни протекает на суше, однако ¾ поверхности земного шара заняты водой. Вся вода, окружающая нас, образует единую водную оболочку Земли. | Объясняют о каком веществе идет речь, приводят примеры, почему без воды не возможна жизнь на Земле. Работают с физической картой полушарий с. 184-185 учебника, делают вывод, что площадь суши меньше площади океанов. |
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | Формулировка цели и построение плана урока: Учащимся сообщается, что в ходе урока мы сформируем представление о единстве водной оболочки Земли — гидросфере. Подумайте, о чем вы узнаете при изучении гидросферы? Задача учителя показать части гидросферы как составные единицы, формирующие единую водную оболочку | Тема урока «Состав и строение гидросферы» Формулируют цель и предлагают план урока |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | Посмотрите внимательно на физическую карту мира и ответьте на вопросы: Почему нашу планету справедливо было бы назвать не «Земля», а «Вода»? ( большая часть Земли покрыта океанами и морями). Какие воды встречаются на суше? ( реки, озера, болота, ледники, многолетняя мерзлота, подземные воды). Часть воды постоянно находится в атмосфере. Чем она представлена? (испаряющимися каплями, облаками, туманом). Часть воды содержится в организмах животных, растений и людей. Человек на 60% состоит из воды. Это значит, что у взрослого человека весом примерно 70 кг., 45 кг. приходится на воду. Вода входит в состав всех органов и тканей, она переносит питательные вещества по всему организму, в каждую клетку. Вода вымывает из клеток отработанные продукты обмена веществ, выводя их из организма в виде пота и мочи. Все процессы в организме протекают с помощью воды. При недостатке воды в организме происходит обезвоживание и гибель. | Составляют схему «Строение гидросферы» на слайде презентации и в тетради. Делают вывод, что большую часть гидросферы занимает Мировой океан. Выясняют, что 96% воды на Земле соленой. |
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | Вода в гидросфере находится в трех агрегатных состояниях. От чего они зависят? Показывает опыт с температурой. Проговаривает, что от положения молекул воды будут зависеть ее свойства. Показывает закладку со свойствами воды. Выполняя, задания тренажера мы узнаем о видах осадков, поступающих на Землю в разных агрегатных состояниях. Предлагает учащимся выполнить задание тренажера. | Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания тренажера. |
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Вода самая загадочная жидкость на Земле. Вода обладает уникальными свойствами. Это единственное вещество на Земле, которое в обычных условиях встречается одновременно в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном. Второе уникальное свойство воды описано в стихотворении А.Дитриха «Гидросфера». В супе, в чае, в каждой капле В каждой звонкой льдинке, И в слезинке, и в дождинке, и в росинке- Нам откликнется всегда океанская вода. Предлагает продолжить фразы, характеризующие значение воды в природе Земли. | Зарисовывают в тетрадь схему круговорота воды. Объясняют причинно – следственные связи. Через документ – камеру проверяют задание, проецируя на интерактивную доску. Продолжают фразы, делают выводы о важности воды на Земле. |
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | С помощью пультов для голосования выполняют тестовые задания. | Отвечают на вопросы теста |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Рефлексия – на интерактивной доске расставляют «капельки» своего отношения работы на уроке. Домашнее задание параграф 28, по желанию создать буклет «Вода и здоровье человека» | При завершении урока учитель интересуется эмоциональным состоянием учащихся. Высказываются по поводу изученного материала. Рефлексия. Записывают домашнее задание |