СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока на тему Состав и структура сообщества

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать знания учащихся об особенностях структурной организации сообщества, о значении видовой структуры сообщества как показателя его состояния и устойчивости, о составных элементах и об особенностях трофической структуры сообщества.  

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему Состав и структура сообщества»

Тема урока: Состав и структура сообщества.


Тип урока: Комбинированный урок с творческим и критическим изучением нового материала.
Дидактическая задача: Управление учебной деятельностью учащихся по знакомству с новыми понятиями.
Место урока в теме: Это 2 урок в теме «Экосистемный уровень»
Учащиеся знают понятия: «Сообщество», «Экосистема», «»Биогеоценоз», «Фитоценоз», «Биосфера», имеют представления о искусственных и естественных экосистемах.
Задачи урока:
1. Развивать знания учащихся об особенностях структурной организации сообщества, о значении видовой структуры сообщества как показателя его состояния и устойчивости, о составных элементах и об особенностях трофической структуры сообщества.
2. Повышение уровня рефлекторной культуры, прогностических умений, классифицировать группы организмов и составлять пищевые цепи.
3. Дальнейшее формирование навыков коммуникации, ценностного осмысления пройденного материала в рамках экологического образования.
Формы обучения: индивидуальная, парная.


Ход урока

Этапы

Действия учителя

Действия учащихся

I.Оргмомент

Учитель проверяет готовность к уроку, настраивает на работу.

Учащиеся проверяют наличие тетрадей, дневника, учебника.

II.Проверка д/з
1)фронтальный опрос



























2)Индивидуальная работа по карточке.

Учитель проводит фронтальный опрос
- С каким уровнем организации живой природы мы начали знакомиться на прошлом уроке?
- Что такое экосистема? Приведите примеры экосистем.
В чем различия между показателями «Сообщество» и «Экосистема»?
-Как происходит обмен веществ и энергией?
- В чем различия между понятиями «Экосистема» и «Биогеоценоз»?
-Назовите отличия «Биоценоза» от «Биогеоценоза»?
-Какие из известных вам сообществ и экосистем имеют более или менее четкие границы?
- Какие виды экосистем существуют?
- Естественные и искусственные экосистемы, их особенности.
Учитель предлагает карточку.
Даны определения и термины. См Приложение №1)
1) биоценоз-
экосистема-
биогеоценоз-
фитоценоз-
биосфера-
2) По терминам дан «творческий тест» (см Приложение №2)

Учащиеся отвечают на вопросы.

























- учащийся отвечает у доски


Учащиеся находят соответствие.







Учащиеся дописывают определения.

III. Сообщение темы.
1). Актуализация знаний.

- Итак, с чем же мы познакомились на прошлом уроке?
-А что мы с вами еще должны изучить, чтобы у нас сложилось полное представление об экосистемном уровне?
- Обсудите в парах и запишите у доски.
-Учитель обобщает записанное у доски и сообщает, что сегодня остановимся только на составе и структуре сообщества.


Учащиеся отвечают( с понятием экосистема и др)

Учащиеся обсуждают в парах и заполняют у доски таблицу.

Знаю

Хочу узнать




Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

IV. Изучение нового материала.
1) . Актуализация знаний
(стадия вызова)






2) Осмысление





3) Рефлексия.




Постановка проблемы.













Постановка проблемы.














Осмысление.

- Предлагаю прочитать текст (см Приложение №3)
- Оцените в парах каждое описанное сообщество. Чем они отличаются?
- Итак, чем же отличаются эти сообщества?
- Как вы считаете, что же влияет на видовое разнообразие сообществ.
-Обсудите в парах.
- Предлагаю проверить правильность сделанных предположений
- А теперь откройте учебник параграф 5.2, прочитайте 1 пункт.
- Итак, добавили вы или что-то убрали в своих предположениях?
-Запись в 3 колонку видовая структура.
- Но любые сообщества, независимо от местоположения или состава видов, обладают некоторыми признаками, которые облегчают их анализ и сопоставление друг с другом.
- Обсудите в группе что может быть такими признаками.
- Выскажите свои предположения.
- Приведите пример, в каком сообществе ярусность выражена наиболее четко.
- Чем обеспечивается целостность сообщества?
- Какие связи могут быть между организмами в сообществе.
- Но что будет иметь наибольшее значение.
- Какова роль пищевых связей.
-Приведите примеры пищевых цепей.
- Почему все пищевые цепи на суше состоят их 3-4 звеньев.



- Рассмотрите рис 62 стр 155. Приведите примеры пищевых цепей.
- Итак, мы назвали и увидели сложные переплетения цепей. Эти переплетения образуют пищевые сети.
- А теперь сравните 2 структуры наземную и водную по рис 63 стр 156.
- Чем же они отличаются и что у них общее.

Учащиеся в парах обсуждают тексты.




Учащиеся обсуждают и называют.





Учащиеся работают с текстом.


Учащиеся называют, какие коррективы внесли.










Учащиеся обсуждают признаки и высказывают свои предположения.


Учащиеся приводят примеры.












- При каждом очередном переносе энергии большая ее часть переходит в тепло, поэтому ограниченное число звеньев в цепи.
Учащиеся приводят примеры.

V. Закрепление.

-Итак, с чем же сегодня мы познакомились на уроке. Какая структура у экосистем?
- Объясните, почему же считается, чем сложнее экосистема, тем она устойчивее.
- Составьте пищевые цепи для экосистем нашей местности.

Учащиеся называют по плану:
1) видовая
2) морфологическая
3) пространственная
4) трофическая структура

VI. Д/з

-Параграф 5.2, рассказ по плану.
Задания № 160,161 в рабочей тетради.


VII. Итог

Выставление оценок.




Приложение№1

Найди соответствие:

1 Биоценоз а) Устойчивое сообщество растений, животных и микроорганизмов,

находящихся в постоянном взаимодействии с компонентами

атмосферы, гидросферы и литосферы.

2 Биогеоценоз б) Растительная часть биоценоза.

3 Фитоценоз в) Живая оболочка Земли.

4 Экосистема г) Совокупность видов растений и животных, длительное время

существующих в определенном пространстве и представляющих

собой определенное экологическое единство.

5 Биосфера д) Сообщество живых организмов вместе с физической средой

их обитания, объединенные обменом веществ и энергии в

единый комплекс.


Приложение №2

Творческий тест

1 Фитоценоз – это……………………………………………………………………….

2 Биогеоценоз – устойчивое сообщество …………………,…………………………и ………………………….., находящихся в постоянном взаимодействии с компонентами …………………..,…………………….и………………………

3 Совокупность видов растений и животных, длительное время существующих в определенном пространстве и представляющих собой определенное экологическое единство называется…………………………………..

4 Экосистема – это сообщество………………………..вместе с физической средой их обитания, объединенные……………….. и……………………. в единый комплекс.

5 Биосфера – это……………………………………………………………………………..


Приложение№3

1 Прибрежная зона моря необычайно красива, особенно там, где дно каменистое. Бурые, красные, зеленые водоросли медленно перебирает прибой. Каждая водоросль служит домом множеству обитателей подводных зарослей, таких как многощетинковые черви – полихеты, моллюски и другие существа. Рачки – бокоплавы снуют среди водорослей, а на камнях сидят неподвижные животные – губки, кишечнополостные, мшанки и другие существа. Двустворчатые моллюски – устрицы и мидии – образуют огромные колонии. На дне можно обнаружить морских ежей, морских звезд и других иглокожих.



2 Сурова природа этой зоны. Большие ледяные поля, крупные ледяные глыбы и битый лед – вот элементы природы. На свободной от снега и льда поверхности встречается мох и лишайники. Иногда можно встретить карликовую березку, почти целиком, упрятавшуюся в мох. Скуден и животный мир. Среди животных преобладают те, которых кормит море: птицы и белый медведь.





.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!