СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Состав слова. Игра для знакомства с составом слова в 3 классе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Человек получает за свою жизнь огромное количество информации. Однако большую половину узнаваемого  забывает. Люди мирятся с этим, считая, что хорошая память (особенно феноменальная) либо есть, либо её нет. Но оказывается, что это совсем не так.

         Московская Школа  эйдетики занимается развитием особой  - образной памяти. Автор этой  необычной  методики  Игорь  Матюгин  шёл  к её открытию много лет. Говорят: повторение – мать учения. Матюгин убедился, что как раз  наоборот. При  зубрёжке человек напрягает  в основном зрительную и слуховую  память, а остальные каналы восприятия не задействованы. Но однобокая информация не облегчает, а осложняет работу мозга. Психологами собран огромный материал, позволяющий изучать не только основные виды памяти.

         «Эйдос» в переводе с греческого языка – «образ». Отсюда и название одного из направлений психологии, сейчас прочно забытого- эйдетизм. Эйдетизм – это разновидность образной памяти, связанной с таким феноменом человеческого мозга, как  умение видеть предмет, который уже исчез из поля восприятия. Эйдетик не вспоминает, а как бы продолжает видеть, чувствовать, ощущать то, чего уже нет. Его сознание сохраняет не только контуры предметов, но и  цвета, запахи, вкусовые ощущения. В особенности этот феномен присущ детям.

         В 30-е годы немецкий учёный Э. Йешн первым ввёл в современную психологию термин «эйдетизм» и доказал, что образное мышление – закономерная стадия детского развития. Каждый ребёнок – эйдетик, говорил он, но различал явный эйдетизм и скрытый. Явный эйдетик видит несуществующий  в данную минуту предмет с открытыми глазами, а скрытый – продолжает видеть исчезнувший предмет, лишь закрыв глаза и  сосредоточившись на нём.

         Образное мышление, присущее детям от природы, рвётся наружу. А ведь помимо того, что это заложено в нём природой и присуще изначально, ребёнок часто использует  эйдетизм для защиты от стрессов.

         И. Ю. Матюгин считает, что многие детские беды и проблемы связаны с сильными переживаниями или стрессами, о которых родители и не догадываются. В Школе эйдетики учат детей снимать стресс. Тогда и внимание восстанавливается, рассеянность исчезает.

         Человеческая память, считает Матюгин – это не только умение запомнить, но и, как ни  парадоксально это звучит, умение забыть ненужное. В этой школе учат умению вспоминать, умению эффективно запоминать любую сложную информацию, а также  учат забывать ненужную информацию или переживания.

         Чтобы эти три основных  компонента заработали, используется более 20 методов, а также аутотренинг.

         Поскольку эйдетизм детям присущ, то они быстро овладевают методами развития образной памяти. Тем более что все методы обучения в школе очень похожи на увлекательную игру.

         В школе эйдетики выпущена серия книг: «Как развить память»; «Как запомнить цифры»; «Как развить внимание»; «Как запомнить слова»; «Как запомнить лица»; «Секреты запоминания английских слов».

         Школа эйдетики существует уже 10 лет, но впервые была предпринята попытка приблизить занятия по развитию памяти к учебной программе (начальная школа).

          В своей работе я использую методику запоминания словарных слов, разбор слова по составу, таблицу умножения.

Просмотр содержимого документа
«Состав слова. Игра для знакомства с составом слова в 3 классе.»

Игра 1. «Найди корень». (участвуют герои, но можно дать слово и самим детям, делать выводы вместо героев).

Герои игр: Сова, Бегемотик, тролли - Зузу, Лулу.

Сова. Уф! Чуть глаза не лишилась. Летела и запуталась в «словах – родственниках». Наткнулась на ВЕТКУ, крылом зацепила ВЕТОЧКУ и головой бабахнулась в ВЕТИЩЕ! Разве они не родственники, если в одном месте собрались в тот час, когда я летела. Они выросли из общего корня.

Зузу. Как это: слова – родственники? Я знаю, что люди бывают родственниками, вот мы с Лулой брат и сестра.

Сова. Апочему вас называют родственниками?

Зузу. Мы похожи друг на друга, на родителей, деда и прадеда.

Сова. Можно сказать, что родственники произошли от одного предка или по-другому – от одного корня.

Вот и слова ВЕТКА

ВЕТОЧКА

ВЕТИЩЕ называют родственными, или однокоренными. У них есть общая часть ВЕТ, которая называется корнем.

Корень в словах принято выделять дугой, вот так:

Бегемотик. Я нарисовал дерево, и его корни напоминают дугу.

Сова. Говорила себе: «Не летай днём!»

Зузу. Не расстраивайся, Сова. Как только надо будет ответить, какие слова называются родственными, найти и обозначить в них корень, я представлю образ дерева, в которое ты врезалась, и сразу всё вспомню.

Сова. Лучше тебя никто меня не успокоил. Значит, не зря я пострадала!



Игра 2. «На сук сел филин».

Сова. Что такое корень, я надеюсь, вы поняли. Родственники хоть и похожи друг на друга, но всё-таки различаются. Так же и слова.

Зузу. А чем слова различаются?

Сова. Могут отличаться суффиксом. Это часть слова, которая стоит после корня. При помощи суффикса образуются новые слова. Изображается суффикс так: - уголком.

Бегемотик. Ой, ка всё сложно, я это никогда не запомню.

Сова. Слово «суффикс» можно запомнить, подобрав к нему созвучные слова. Например, СУФле и ФИКуС.

Зузу. Я придумал другие созвучия: СУк и ФИлин. Хоть и не так созвучно, как суфле и фикус, зато к теме дерева подходит.

Бегемотик. Я тоже уже нарисовал на своём дереве сук, на который сел филин, и сук сломался, получилось изображение суффикса.

Сова. Сук обломался, потому что это был меленький СУЧОК, а если бы он был большим СУЧИЩЕМ, то не сломался бы. Из одного слова мы образовали два с помощью суффиксов -ОК- и -ИЩ-.

Игра 3. «Приставь лестницу к дереву».

Сова. У меня сегодня голос «сел», я не могу громко говорить, вчера много мороженого съела. Чтобы вам лучше было слышно, вы могли бы ЗАЛЕЗТЬ ко мне на дерево.

Лула. ВЛЕЗТЬ –то мы сможем, а как потом СЛЕЗТЬ?

Бегемотик. А я лестницу ПРИСТАВлю.

Зузу. О чём ты нам хочешь сегодня рассказать?

Сова. Сегодня поиграем в образование новых слов при помощи приставки.

Бегемотик. Подожди, Сова, я застрял, не могу ПРОЛЕЗТЬ сквозь ветки, повтори ещё раз, а то я ничего не понял.

Сова. Очень просто. Слова

ЗАЛЕЗТЬ

ВЛЕЗТЬ

СЛЕЗТЬ

ПРОЛЕЗТЬ – чем похожи?

Бегемотик. Эти слова родственные, у них общий корень ЛЕЗ.

Сова. А чем отличаются слова

ЗАЛЕЗТЬ ВЛЕЗТЬ СЛЕЗТЬ ПРОЛЕЗТЬ?

Бегемотик. К корню приставили ЗА, В, С, ПРО. Совсем как я приставил к дереву лестницу.

Сова. Вот и получились у меня и у тебя новые слова с помощью ПРИСТОВАК ЗА-, В-, С-, ПРО-. И обозначается приставка значком, который напоминает приставленную лестницу.

Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем. При помощи приставки образуются новые слова.

Зузу. А я с помощью приставки Бегемотика и твоего правила, Сова, смог ПЕРЕЛЕЗТЬ на другое дерево, ПОДЛЕЗТЬ под ветку и ВЫЛЕЗТИ в другом месте. И у меня получились новые слова - ПЕРЕЛЕЗТЬ, ПОДЛЕЗТЬ, ВЫЛЕЗТЬ.

Сова. Отлично, снова дерево помогло нам запомнить части слова.



Игра 4. «Окончилось лето».

Сова. Продолжим лесные уроки под деревом. Нам осталось разобрать последнюю часть слова – окончание. Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Зузу. Жалко, что погода испортилась, по деревьям лазать нельзя, мне понравились лесные уроки.

ОКОНЧилось лето.

Лула. Смотрите, ЛИСТ упал с дерева.

Бегемотик. Скоро осень, все деревья будут с разноцветными ЛИСТЬЯМИ.

Зузу. А поздней осенью они будут вообще без ЛИСТЬЕВ.

Лула. А я песенку знаю « ЛИСТЬЯ жёлтые над городом кружатся…»

Сова. Чем отличаются слова

ЛИСТ

ЛИСТЬЯМИ

ЛИСТЬЕВ

ЛИСТЬЯ

Бегемотик. У этих слов изменился конец –ЯМИ-, -ЕВ, -Я.

Сова. То, что в слове изменяется, то и называется окончанием. Оно обозначается на письме квадратиком

Бегемотик. Я нарисовал листочек, который закрыл конец слова. Листочек похож на квадратик.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!