Годовой план работы детского сада на 2018/19 учебный год
Оксана Скоролупова
вице-президент по дошкольному образованию Института мобильных образовательных систем (ИМОС)
В этом году можете составить годовой план работы детского сада в произвольной форме. В статье мы даем вам рекомендации, как составить годовой план, какие внести изменения и образец плана.
Внесите новые мероприятия в разделы годового плана на 2018/19 учебный год «Работа с кадрами», «Организационно-педагогическая работа», «Система внутреннего мониторинга», «Взаимодействие с семьей, школой и другими организациями», «Административно-хозяйственная работа». В статье – пошаговый алгоритм, как составить годовой план, примеры оформления основных разделов и новые формулировки в связи с изменениями.
Как составить годовой план работы на 2018/19 учебный год

В новом учебном году изменятся направления работы и в связи с этим годовой план недо составить по следующему алгоритму.
Шаг 1. Проанализируйте работу за прошлый год.
Шаг 2. Определите задачи на новый учебный год.
Шаг 3. Составьте план мероприятий.
Шаг 4. Обсудите план на заседании педагогического совета.
Шаг 5. Утвердите план и ознакомьте с планом работников и родителей
Включите в годовой план работы на 2018/19 учебный год мероприятия, которые будут повышать компетентность воспитателей по вопросам развития детей младенческого и раннего возраста, обеспечивать работу консультационного пункта по сопровождению развития детей раннего возраста в семье.
Что изменить в годовом плане, вы можете почитать в мнении эксперта.
| МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА Что нужно изменить в годовом плане Татьяна Волосовец, директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, к. п. н., профессор Структура годового плана работы не поменяется. Необходимо внести изменения только в содержательную часть: в работе с педагогами и родителями в рамках развития детей раннего возраста, индивидуализации образовательных программ (парциальные и комплексные). Открыть ясли. С 1 сентября 2018 года открываются ясли, они будут открываться поэтапно. Стоит задача открыть 270 000 мест, группы младенческого возраста (от 2 месяцев до года) и раннего возраста (от 1 года до 3 лет). Проводить в рамках тренингов и семинаров педсоветы. Если есть консультационный центр, то необходимо привлекать сотрудников, работающих в центре, для консультаций педагогов и родителей. Вопросы для обсуждения не педагогических советах, семинарах: Какие приоритеты в организации дошкольного образования для детей до 3 лет отражены в основной образовательной программе. В чем специфика работы с детьми раннего и младенческого возраста. Какова роль семьи в организации дошкольного образования для детей до 3 лет. Как будет меняться образование для детей с ОВЗ с учетом обеспечения его доступности для детей до 3 лет. Включить в повестку педсоветов и совещаний АООП. Весной были размещены 7 примерных основных образовательных программ для детей с разными видами нарушений. Необходимо включить эту информацию в тематику педагогических советов, совещаний, семинаров. Эти программы необходимы для разработки адаптированной основной образовательной программы групп компенсирующей направленности. А также для разработки адаптированной образовательной программы групп комбинированной направленности. Даже если в группе общеразвивающей направленности есть хотя бы один ребенок с ОВЗ, что подтверждено заключением ПМПК, необходимо для него разработать и реализовывать адаптированную образовательную программу. Изменения о реализации АООП ДО вносите в раздел «Работа с педагогами». Это касается всего педагогического коллектива, включая воспитателей, старших воспитателей, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога и тьютора. Если не вписать изменения в годовой план, штрафа не будет. Годовой план работы детского сада – это внутренний локальный акт. Но изменения необходимо внести, чтобы повысить эффективность работы и при проведении мониторинга детских садов не оказаться на последних позициях. | |
Что конкретно изменить в содержании разделов годового плана, смотрите в электронной таблице.
Содержание разделов годового плана

_
_____________________________________________________________________________
Готовые формулировки для пояснительной записки и раздела о планируемых результатах……………..
Шаг 1. Проанализируйте работу за прошлый год

Памятка «Какие документы приложить к годовому плану»


Оцените эффективность мероприятий и определите ошибки. На педсовете обсудите уровень выполнения прошлогодних задач; положительные и отрицательные результаты работы; причины сбоя в выполнении плана; пути решения проблем, которые станут основой планирования в новом учебном году.
Анализ работы за прошлый учебный год – первый раздел годового плана, который заполняете после «визитной карточки».
Оформите анализ с учетом направлений самообследования ДОО (п. 6 Порядка, утв. приказом Минобрнауки от 14.06.2013 № 462). Дополните его графиками, схемами и краткими выводами – так будет проще составить отчет о самообследовании.
Чтобы оценить работу детского сада за прошлый год, организуйте консультации, семинары, заседания методического комитета. Учитывайте мнение всех членов коллектива, их предложения и замечания. Для объективности проведите анкетирование и узнайте мнение родителей.
Поручите разработать анкеты старшему воспитателю, методисту или творческой группе педагогов. Разошлите анкеты по электронной почте или разместите опрос на сайте детского сада. Опрашивайте родителей не реже двух раз в год.
Проводите педагогическую диагностику индивидуального развития детей. Предложите педагогам использовать метод наблюдения, беседы, создавать диагностические игровые и образовательные ситуации. Проводить промежуточные и итоговые аттестации среди дошкольников запрещено (ч. 2 ст. 64 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). С согласия родителей организуйте психологическую диагностику развития воспитанников. Поручите это квалифицированному педагогу-психологу (п. 3.2.3 приказа Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155).
Шаг 2. Определите задачи на новый учебный год
Каждая годовая задача подразумевает работу с кадрами, организационно-методическую работу и взаимодействие с семьями воспитанников. Большое количество задач перегружает план и снижает степень его выполнения, поэтому оптимальное количество годовых задач – две. Чтобы определить задачи на новый учебный год, ориентируйтесь на проблемные участки в работе детского сада и годовые задачи, которые рекомендует отдел образования администрации города.
ПРИМЕР. Формулировки годовых задач. «Обобщая результаты диагностики и анализ карты педагогического мастерства, можно предложить следующие годовые задачи: 1. Создать и внедрить во всех возрастных группах систему работы по развитию связной речи детей, включающую в том числе словарные игры и мероприятия по развитию интонационной выразительности речи, силы голоса и чистоты звукопроизношения. 2. Повысить уровень физического развития и здоровья детей посредством внедрения здоровьесберегающих технологий и организации разнообразных подвижных игр». |
Шаг 3. Составьте план мероприятий
Перечислите мероприятия, которые помогут решить годовые задачи. Опишите, как вы будете действовать, какие средства и способы используете в работе. Составьте перечень и темы педагогических советов, родительских собраний, культурно-массовых и спортивных мероприятий с участием воспитанников, их семей и педагогов. Определите исполнителей и ответственных за проведение мероприятий, механизмы контроля и ресурсы, которые помогут выполнить план.
Не перегружайте план мероприятиями – это повлияет на качество работы педагогов и создаст неадекватную нагрузку для детей. План должен быть реальным для выполнения.
Распределите мероприятия по разделам: работа с кадрами, организационно-методическая и административно-хозяйственная работа, взаимодействие с родителями, школой и другими организациями.
Мероприятия, которые не вошли в структуру годового плана, отразите в приложениях. Чтобы планирование было эффективным, учитывайте сильные стороны педагогического коллектива и индивидуальные особенности детей.
Хорошую службу при определении тематики мероприятий, а также ответственных за их исполнение, может сослужить карта педагогического мастерства. В ней методист (старший воспитатель) отмечает наиболее актуальные вопросы, связанные с годовыми задачами, а педагоги отмечают уровень владения этими вопросами, например: «Владею вопросом хорошо и готова поделиться опытом», «Вопросом владею, но опытом делиться не готова», «Испытываю затруднения», «Вопросом не владею».
Педагогов, которые показывают хорошее владение вопросами и готовность делиться опытом, можно назначить ответственными за проведение мероприятий – консультации, открытые показы, семинары. Они также могут стать наставниками для педагогов, которые испытывают затруднения в реализации образовательного процесса. Также проблемные для некоторых педагогов темы могут быть включены в план самообразования, который утверждается приложением к годовому плану.
Шаг 4. Обсудите план на заседании педагогического совета
Годовой план – это локальный нормативный акт, который разрабатывают коллегиально. Обсудите проект плана с педагогическим коллективом перед началом учебного года, внесите в документ коррективы.
Шаг 5. Утвердите план и ознакомьте с планом работников и родителей
Подпишите годовой план лично или издайте приказ об утверждении годового плана. Предусмотрите для ознакомления отдельный день. Внесите его в план педагогических советов и план работы родительского комитета.

Фрагмент плана педагогических советов | |
 | |
| Скачать pdf |
НА ЗАМЕТКУ Пять типичных ошибок при составлении годового плана 1. Нет четкой модели планирования. 2. Слишком много мероприятий, например, 70 или слишком мало, например, 30. 3. Мероприятия распределены неравномерно между исполнителями или по срокам, например, воспитатель перегружен конкурсами в течение месяца. 4. Не предусмотрены контроль и самоконтроль, например, нет ответственных. 5. Чрезмерное внимание к второстепенным деталям, например, подробно написано во сколько можно приводить и забирать детей. |