Создание и применение электронных образовательных ресурсов на уроках технологии
Степанова Н.В.
учитель технологии
МАОУ «Гимназия №7» г. Пермь
«Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму» Конфуций Электронные образовательные ресурсы – это средства обучения, разработанные и реализуемые на базе компьютерных технологий. Обычно под ЭОР понимают образовательный контент 1 , облеченный в электронную форму, который можно воспроизводить или использовать с привлечением электронных ресурсов. ( Это может быть цифровой видеофильм, цифровое представление книги, сайт, презентация и т. д. ) Контентом принято называть информацию любого типа, размещенную в интернете. К контенту относятся: • любой текст • графические изображения (картинки, фотографии) • табличные данные • ссылки
Что такое ЭОР?
«Скажи мне — и я забуду,
покажи мне — и я запомню,
дай мне сделать — и я пойму»
Конфуций
«Электронный образовательный ресурс» (ЭОР) – этот термин в настоящее время слышал практически каждый учитель. Электронные образовательные ресурсы – это средства обучения, разработанные и реализуемые на базе компьютерных технологий
2
Классификация ЭОР
ЭОР
По характеру взаимодействия пользователя и ЭОР
По функции в учебном процессе
По природе основной информации
По технологии распространения
По наличию печатного эквивалента
По цели создания
электронные аналоги печатного ресурса
и защищенные самостоятельные ресурсы
Детерминированными и
Педагогические
интерактивными
и общекультурные
Современное образование требует от школы внедрения в учебный процесс новых форм и технологий обучения. ЭОР являются неотъемлемой частью современной системы образования. Виды ЭОР.
Обучающие, демонстрационные, моделирующие, справочные, игровые, тренажеры, контроль
локальные,
сетевые
и комбинированного распространения
текстовые, звуковые, мультимедийные, изобразит. ресурсы, программные продукты
3
Познакомиться с ЭОР можно:
• Республиканский мультимедиа центр www.rnmc.ru
• Единая коллекция ЦОР, http:// school-collection.edu.ru
• ИС "Единое окно", http:// window.edu.ru
• Федеральный портал "Российское образование" http:// www.edu.ru
• Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru /
• Сеть творческих учителей (Innovative Teachers Network): http://www.it-n.ru /
• Всероссийский интернет-педсовет ПЕДСОВЕТ.org: http://pedsovet.org /
• Открытый класс. http://www.openclass.ru /
• Учительский портал - всё для учителя! http://www.uchportal.ru /
Создавать ЭОР я начала достаточно давно, сначала это были презентации к урокам технологии на разные темы. Затем начала использовать электронные разработки других учителей и материалы из коллекции ЦОР по технологии, но таких продуктов мало и материал, скачанный в Интернете, необходимо было подстраивать под свой урок.
С коллекциями ЭОР можно познакомиться на представленных на слайде сайтах:
Но, на мой взгляд, наряду с готовыми коллекциями можно и даже нужно создавать собственные разработки ЭОР:
3
Сервис для создания тестов http://make-test.ru/
Представлю Вашему вниманию некоторые сервисы по созданию ЭОР разных видов – это сервис для создания тестов http://make-test.ru/,
3
Сервис для создания интерактивных карт https:// www.thinglink.com https :// www.thinglink.com/scene/778334764825313283
сервис для создания интерактивных карт https://www.thinglink.com
3
Сервис «Генератор ребусов » http ://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator
сервис для создания ребусов http://rebus1.com/
3
Создание ЭОР второго поколения (Сайт http://learningapps.org / ) Соответствие Виселица
сервис для создания самых разных интерактивных упражнений http://learningapps.org/. Создание своих пособий позволяет включать в них те материалы, которые необходимы для изучения и использовать те формы, которые будут наиболее продуктивными. После соответствующей курсовой подготовки я научилась создавать ЭОР нового поколения, такие, как «таблица соответствий», «сортировка картинок,»
3
Кроссворд Последовательность
«кроссворд», «последовательность»
3
Викторина
«викторина», «найти пару», «пазл угадай-ка», «классификация» и др.
3
Достоинства ЭОР
• повышение интереса к нестандартным средствам обучения;
• за короткий промежуток времени передает большой объем сведений;
• существенно облегчают работу учителя на уроке;
• компьютерные тесты помогают быстро провести контроль знаний и выставить оценку;
• самостоятельная работа с пособиями развивает способности учащихся к самообучаемости, самоконтролю и самооценке, то есть развивает компетентности.
Использование ЭОР нового поколения в обучении позволяют не только сделать урок ярким, нестандартным, но и создают предпосылки для освоения различных способов деятельности. Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала повышают эффективность обучения.
Используя такие ЭОР на уроках технологии, отмечаю следующие их достоинства:
• повышение интереса к нестандартным средствам обучения;
• за короткий промежуток времени передает большой объем сведений;
• существенно облегчают работу учителя на уроке;
• компьютерные тесты помогают быстро провести контроль знаний и выставить оценку;
• самостоятельная работа с пособиями развивает способности учащихся к самообучаемости, самоконтролю и самооценке, то есть развивает компетентности.
3
ЭОР позволяют решить задачи:
• индивидуализация и дифференциация обучения;
• обеспечение наглядности в преподавании;
• стимулирование творческой и познавательной деятельности учащихся;
• воспитания навыков самоконтроля, привычки к рефлексии;
• изменения роли ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя.
Также ЭОР позволяют решить задачи:
• индивидуализация и дифференциация обучения;
• обеспечение наглядности в преподавании учебного предмета;
• стимулирование разнообразной творческой и познавательной деятельности учащихся;
• воспитание навыков самоконтроля, привычки к рефлексии;
• изменение роли ученика от пассивного наблюдателя до активного исследователя.
Применение ЭОР, на мой взгляд, приводят к тому, что учащиеся не являются пассивными наблюдателями, а принимают активное участие в организации учебного процесса, показывают свои знания не только в технологии, но и в освоении компьютерных технологий.
3
Создаем ЭОР http:// learningapps.org/login.php (соответствие)
Предлагаю на примере познакомиться с этим сервисом и создать упражнение «соответствие» (совместная работа)
В заключение отмечу, что Основным результатом своей деятельности я считаю не только повышение уровня качества знаний учеников, но и формирование у них личностных качеств и способов поведения, развитие творческого мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе.
3
Желаю творческих успехов!
Спасибо за внимание!
И Наконец, Соединение информационных технологий и инновационных педагогических методик способно повысить эффективность и качество образовательных программ, усилить адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся, что является одним из основных принципов государственной политики в области образования.
3