Коррекционное развитие речи
28.03 Тема урока: Сочинение. Составление рассказа по вопросам.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами будем составлять ответы на вопросы к текстам, а также составлять тексты по данным вопросам.
Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте
Предложения в тексте связаны по смыслу. Смысловая связь предложений в тексте важна, если бы в текст входили абсолютно разные предложения, он был бы непонятен и тяжело бы воспринимался.
Виды смысловой связи предложений в тексте:
Цепная связь
Параллельная связь
Цепная связь – новое предложение дополняет предыдущее. Автор выражает мысли последовательно. Информация из первого предложения развивается во втором, из второго в третьем.
Не обижай, мой юный товарищ, книгу! Она друг и соратник на всю жизнь. В ней ты найдешь ответы на интересующие вопросы.
Параллельная связь – предложения не зависят друг от друга, но объединены общим высказыванием.
Наступило утро. Город просыпается, солнышко поднимается высоко-высоко. Слышны голоса людей и пение птичек.
Первое предложение является общей темой для последующих предложений.
Помимо смысловой связи, существует грамматическая связь в предложениях. Она означает, что формы слов зависят друг от друга. Слова в предложениях текста, должны согласовываться, в этом помогают местоимения, предлоги, союзы.
Я с нетерпеньем жду, когда мы поставим елку. Она будет пышная, красивая и нарядная.
Без смысловой и грамматической связи предложений текст не сможет существовать, его невозможно создать.
А сейчас давайте выполним несколько упражнений:
Прочитайте текст: Белёк
К любому тексту можно составить вопросы. Давайте составим к нашему тексту вопросы:
Например.
1). Где лежал белёк? – На снегу возле ледяной глыбы.
2). Кого так называют? – белёк- детёныш тюленя.
3 ). Как выглядит белёк? – Шёрстка у белька белая, пушистая, как заячья рукавичка. Только нос и глаза у него были чёрные.
4). Кто и когда приплыл к бельку? – утром к бельку приплыла мать.
5). Что сделала мать? – Она покормила малыша молоком и опять уплыла.
Итак, на основе данного нам текста, мы смогли составить к нему вопросы и дать ответы на них.
Прочитайте данные вопросы:
1). Какое время года наступило?
2). Как меняется природа?
3). Какие цветы появляются?
4). Что делают птицы?
Пришла весна. С наступлением весны природа оживает. Cнег тает, перелетные птицы возвращаются, земля укрывается зеленой травой. Весной зацветают всяческие цветы - сначала пролески, потом одуванчики и ландыши, нарциссы, тюльпаны, а в мае распускаются роскошные розы и пышные пионы. Более того, цветут в садах деревья и кусты, что летом и осенью будут радовать нас своими спелыми и вкусными плодами. Вернулись перелётные птицы и радуют нас по всюду своими звонкими песнями.
Итак, из данных нам вопросов мы смогли составить небольшой текст.
Домашнее задание: выберите из предложенных двух списков вопросов для сочинения – один список, и опираясь на него напишите небольшое сочинение
Как тебя зовут?
В каком городе ты живешь?
На какой улице ты живешь?
Какая ваша улица? Какие дома?
Растут ли деревья? Какие? Кто заботится о деревьях и оберегает их?
Какие учреждения есть близко от дома (школа, больница, магазин и т.д.)?
***
Как тебя зовут?
В каком городе ты живешь?
На какой реке стоит город?
Как называются самые красивые улицы города?
Как ты относишься к своему городу?
Как называется место, в котором человек родился и провел
свои детские годы?