УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ
В 5В КЛАССЕ (VIII вид)
на тему:
«Составление рассказа по наблюдениям «Вот и весна пришла»»
Учитель: Субботина Ирина Ивановна
Дмитриев 2015
Паспорт урока
Класс: 5 В (VIII вид)
Тема: Развития речи .Составление рассказа по наблюдениям «Вот и весна пришла».
Тип урока: развитие речи.
Цели и задачи:
Коррекционно-обучающие:
1)формировать навыки сбора материала к составлению рассказа;
2)научить описывать картину с пейзажем;
3)обучать навыкам словесного иллюстрирования;
4)совершенствовать умение употреблять имена прилагательные, глаголы в речи, познакомить с порядком строения рассказа.
Коррекционно-развивающие:
1)развивать внимательное отношение к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи;
2) развивать монологическую связную речь;
3) развивать коммуникативные навыки и сценические умения обучающихся, их творческие способности;
4) продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением обучающихся.
Коррекционно-воспитательные:
1)воспитывать творческую активность;
2) эстетическое восприятие произведения искусства;
3) любовь к природе, чувство красоты;
4)прививать интерес к живописи, любовь к классической музыке.
Методические приемы: беседа по вопросам, словарная работа, сообщения обучающихся, презентация, прослушивание музыки, рассматривание репродукций картин, выразительное чтение стихотворения.
Формирование ключевых компетенций:
коммуникативная;
учебно-познавательная (планирование, анализ, прием решения проблем, самооценка);
информационная (овладение современными информационными технологиями)
Вид ресурса (оборудование , техническое оснащение):интерактивная доска, презентация, фонозапись «Времена года» П.И. Чайковского «Подснежник», репродукции картин художников, рисунки обучающихся, опорные схемы, тексты, карточки –задания для индивидуальной работы, книжная выставка «Весна», народные приметы, пословицы, загадки о весне.
Мотивационный этап.
Задача: формировать положительную учебную мотивацию.
Вспомните и назовите девиз нашей школы. «Владей собой и своей речью».
Сегодня я хочу слышать от вас грамотную, точную, выразительную, красивую речь.
Основной этап
Лингвистическая пятиминутка. Составление словосочетаний.
Солнце-день (солнечный день); весна-дождь (весенний дождь); серебро-ручей (серебряный ручей); тепло-ветер(тёплый ветер); прозрачно-воздух (прозрачный воздух); звонко-капель(звонкая капель); аромат-цветок(ароматный цветок); ясно-небо (ясное небо).
Беседа по вопросам.
О каком времени года говорится в загадке?
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если всё зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце светит ярче,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер –
Значит, к нам пришла… (Е.Каганова) Прослушивание музыки П.И. Чайковского «Времена года».
- Какое настроение вызвала у вас музыка? Хочется грустить или радоваться?
- С помощью чего воспевают красоту весеннего пробуждения музыканты? (С помощью нот.В их композициях слышится светлая музыка, полная тепла и ласки).
- Что представляли вы, когда слушали эту музыку?(Журчание ручейка, звон капели, пение птиц)
- Как звучит мелодия в музыке П.И. Чайковского? (Робко, нежно, такая мелодия передает начало весны.Здесь богатство звуков, красивая нежная мелодия).
Демонстрация репродукций художников, рисунков детей.
- С помощью чего художники передают красоту природы весной? (разнообразием «теплых» красок)
- Как вы определили время года на картинах?
( Снег на дороге уже тает и образует проталины. Сугробы тоже подтаяли и стали ноздреватыми. На деревьях уже нет снега, а с мокрой крыши сугроб вот-вот упадет. Свет солнышка теплый, желтый. Так и хочется выйти на улицу и вдохнуть чистый воздух. Небо ярко-голубое).
- Как называет А.С. Пушкин весну?(Утро года. )
- Назовите весенние месяцы. Правильно.Весна - красна, Март - утрогода, Апрель- с водою, Май - с цветами).
3. Проверка домашнего задания.
Прочитайте стихотворения о весне.
Весна
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые ноги у весны.
И. Токмакова
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
А.С. Пушкин
Подснежник
Выглянул подснежник
В полутьме лесной -
Маленький разведчик,
Посланный весной;
Пусть еще над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга;
Пусть на спящей речке
Неподвижен лед, -
Раз пришёл разведчик,
И весна придёт!
Е. Серова
- Молодцы! Какие народные приметы вы нашли? Объясните их.
Весною как грязь, так и хлебушка даст.
Перелетная птица течет стаями — к дружной весне.
Длинные сосульки в конце февраля — к долгой весне.
Если весной встретишь белого зайца, то снег обязательно еще выпадет.
4.Поисковый этап урока
Задачи:
определить задачи занятия;
направить внимание детей на изучаемую тему.
1)Беседа по вопросам
- Вспомните признаки весны в неживой природе.
1. Солнце выше над горизонтом.
2. Дни стали длиннее.
3. Потепление(таяние снега, льда, оттаивание почвы, ледоход, половодье).
4. Небо высокое, голубое.
5.Облака белые, лёгкие.
Дети делают вывод.
- Вспомните признаки весны в живой природе.
1. Набухание почек, цветение растений(подснежник, сон-трава, пролески, первоцветы) (демонстрация).
2. Появление насекомых.
3. Прилёт птиц.
4. Изменения в жизни животных(просыпаются ото сна, линька, появление детёнышей).
Подведение итогов.
2) Словарная работа
Индивидуальная работа (составление слова горизонт)
Горизонт – воображаемая линия, соединяющая небо и землю.
Подснежник – многолетнее луковичное растение с белыми (молочными) цветами.
3)Самостоятельная работа (в парах) с самопроверкой по эталону.
Лексическая работа.
Упражнение 1. Каждая пара обучающихся подбирает прилагательные и глаголы к существительным.
Небо | Бездонное, голубое, лазурное | Просветлело, восхищает |
Солнце | Яркое, лучистое, золотое | Сияет, светит |
Вода | Талая, чистая, холодная | Журчит, бежит, шумит |
Деревья | Зелёные, голые, изумрудные | Зеленеют, одеваются |
Снег | Белый, весенний, подтаявший | Лежит, блестит, тает |
День | Солнечный, радостный, тёплый | Наступил, настал |
Упражнение 2. Словарная работа.
Лазурный – светло – синий цвет.
Изумрудный – ярко-зелёный цвет.
Репродукция – картина, воспроизведенная в книге, учебнике путем фотографии.
3) Орфографическая работа (в тетрадях и на интерактивной доске)
В…сна, з…мля, р…ка, со…нце, д…рев..я, руч…и, сне… .
Упражнение 3.Словесное рисование.
Описание картины обучающимися (перечисление характерных признаков).
- Что нам помогает передать красоту родной природы весной?
- Что можно создать при помощи речи? (рассказ)
- Теперь ребята, мы подошли с вами к основной цели нашего урока – написанию рассказа «Вот и весна пришла». Нам нужно составить план, по которому будем работать. Что мы уточним вначале? Что сделаем дальше?
Дети отвечают. Составляется план.
План
1.Уточнить построение рассказа.
2. Построить текст.
3. Запись текста.
Физкультминутка Весна пришла! Встаём, друзья!
Нас ждёт-торопит улица.
Шагаем дружно: ты и я
И не будем хмуриться.
Вот птицы с юга к нам летят.
Букашки пробудились.
Деревья листьями шумят.
Все звери оживились.
Танцует лес, танцует луг
И мы с тобою кружимся.
Как хорошо весной вокруг!
С природой мы подружимся.
5.Практический этап урока.
Моделирование текста.
План
Вступление.
Основная часть(день, воздух, солнце, небо, облака, вода, снег, деревья)
Заключение.
Выступления обучающихся.
Работа в тетрадях, на интерактивной доске (запись рассказа). Восстановить текст.
Рассказ
Вот и весна пришла
С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже ____________ (проситься, заглядывать) весна.
Воздух прозрачен и свеж. Солнце ___________(сияет, сверкает, светит) ярко и посылает на землю много тепла. Река уже проснулась и не сегодня-завтра_______________ (зареветь, зашуметь, забурлить, тронуться). Деревья ещё не распустились, но живут и ___________(дышать, качаться, проснуться).
Восхищайтесь этим временем года, если вы _____________ (ценить, любить, уважать) природу.
- Какие части речи вставили? Что они обозначают?
Слово учителя.
Русская природа издавна вдохновляла своей красотой поэтов, писателей, художников, композиторов. Рисуя природу, они выражали свое отношение к ней, передавали нескрываемую любовь к родной земле.
А.Н. Плещеев
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!
Все лица весело глядят.
"Весна!"- читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь - лишь тяжкий труд и горе.
Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят - кто больше всех
Природы любит обновленье!
6.Рефлексивно-оценочный этап.
Задачи:
определить результативность занятия;
провести самооценку оценку.
- Что на уроке было интересно?
- Чему научились?
- Что хотелось бы повторить?
- Какие задания были самые лёгкие для вас?
- Над чем надо работать ещё?
7. Домашнее задание (индивидуальное).
Списать текст на тему: «Весна». Обозначить изученные орфограммы.