Методика работы над составлением ответа
Художественные произведения об эпохальных трагических событиях страны требует от учащихся не только глубокого прочтения всего текста, но и познаний по истории, обществознании, умение правильно сформулировать мысль, оформить ее в письменной форме. Главными критериями в данной работе будут аргументы, основанные на анализе произведений.
При этом необходимо правильно направить учащихся в использовании теоретического минимума. Обязательно оперирование родо-жанровыми терминами, приведение познаний в использовании названий художественных средств, умение правильного их толкования в анализе.
Так, произведения А.Блока «Двенадцать» и С. Есенина «Анна Снегина» – это поэмы по жанру, относятся к лиро-эпическому роду. Тогда как текст И. Бабеля является романом. В поэмах действует лирический герой, поскольку в сюжете, содержании произведения на первом плане мысли героя, его переживания, осмысление происходящих событий. Тогда как роман отличается многособытийностью, отсюда объемен по сюжету, сложен по развертыванию представляемой картины мира.
В сравнительно-сопоставительном анализе данных произведений общей будет тема трагической судьбы человека в годы Первой мировой войны, последствий революций и гражданской войны.
Общими чертами будут высказывания не просто о нелегкой доле жизни как для отдельной личности, так и всего народа, но и сложном нравственном выборе в данный период исторического времени. Эпохальные события не оставили человеку выбор прежде всего в нравственном плане. Человек был поставлен в нелегкое положение, когда должен был выбирать между сохранением собственной жизни и ее жертвенностью во имя других. Он обязан был подчиняться многоликому «мы», которое воплощалось в образах офицеров, гнавших народ на войну, разного рода агитаторов за Россию с царем и без царя, комиссаров Гражданской войны, коммунаров новой власти. Человек должен был забыть все душевные качества, как милосердие, сострадание, религиозно-нравственные понятия «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «возлюби ближнего своего», многие вековечные духовные требования. Произведения показывают, как изменяется внутренне человек, становясь игрушкой в чьих-то замыслах, средством достижения корыстных целей.
Отличительными чертами являются особенности художественного воззрения каждого из писателей. Так, в поэме А. Блока картина переломных событий страны передается в символе стихийности, что воплощается в образе ветра «На всем Божьем свете», от которого «на ногах не стоит человек» [А.Блок. Там же]. Эпитет «черный» воплощает картину трагичности этого исторического времени. Переживания лирического героя усиливают глубину обрушившейся на страну беды. Ему приходится делать выбор между чувством любви и понятием долга. При этом собственно выбора у него нет. Герой вынужден подчиниться всеобщему «мы» - отряду красногвардейцев. Поэма передает ощущение наступившего хаоса в политической, социальной и нравственной сторонах некогда единого мира.
В поэме С. Есенина картина хаоса раскрывается описанием вековечного уклада жизни русского народа, для которого приоритетным было понятие «жизнь на земле». В первом абзаце поэмы не случайно лирическим описанием представлена эта картина. Читатель видит перед собою образ труженика, созидателя, который живет в ладу с природой и всем человеческим миром. Отсюда подчеркивание лирическим героем достатка, благополучия всех черт бесхитростной крестьянской жизни. Рифма, ритмическая строка поэмы течет здесь неторопливо, несколько даже торжественно. Поэтическая значимость авторского видения необходима здесь для отображения утраты этой картины мира, которая исчезла с военными годами, революциями, надвигающейся гражданской войной.
С.Есенин заостряет внимание не только на общечеловеческих ценностях («Война мне всю душу изъела», «Стрелял я в мне близкое тело / И грудью на брата лез» [С. Есенин. Там же], как А. Блок, но и на выражении мысли, что человек ни в коем случае не должен становиться «игрушкой» чьей-то злой воли.
Лирический герой в стихотворении «Левый марш» В.Маяковского представляет собой тип зарождающегося нового человека в ХХ веке. К характеристике образа можно задать риторический вопрос: является ли герой личностью, если он всецело слит с безликим, но могучим «мы» («шаг миллионный печатай»). Поэтические обращения «товарищ маузер», «синеблузые» усиливают образ коллективности, массовости народа. Ритмическое строение стиха в форме «лесенки», аллитерация усиливают стремительность жизни, ее необратимость к прошлому. Человек находится в самом потоке этой мгновенности жизни. Если у А. Блока он «на ногах не стоит», то здесь в самом центре всеобщего движения. Отсюда герой Маяковского и отдельная личность, и частичка миллионного «мы».
В романе И. Бабеля «Конармия» образ человека раскрывается в трагических последствиях гражданской войны, когда человек утратил понятия человечности, кровного родства, наполнился ожесточением, обидой на жизнь, отчего решается на месть за сломанную судьбу каждому встречному.
Анализируя главу «Письмо», необходимо обратить внимание учащихся на тот факт, что герои являются друг другу родными. В этом плане нужно апеллировать понятиями «отец», «сын», подчеркивая незыблемость духовно- нравственных ценностей родства, кровной связи людей, непрерывной нити человеческой жизни. Раскрыть трагедию данной картины можно на том факте, что этот духовный пласт утратился людьми в переломные эпохальные для страны годы. Жестокость и злоба, порожденные лихими годами, не оставили человеку выбор в вопросе о сохранении человечности. Если прошлое обесценивается, заложенное в старшем поколении – «отцах», то не может быть и речи о непрерывности духовно-культурных связях между людьми. Это значит, что у пережившего такие события людей будущее может не наступить.
Список произведений по тематике
И. Бунин. Окаянные дни.
И. Шмелев. Солнце мертвых.
М. Шолохов. Тихий Дон. Донские рассказы.
М. Булгаков. Белая гвардия. Бег.
Б. Пастернак. Доктор Живаго.
А. Фадеев. Разгром.
А. Платонов. Котлован. Чевенгур.
А. Иванов. Вечный зов.
Д. Нагишин. Сердце Бонивура.
Г. Марков. Строговы.
А. Толстой. Хождение по мукам.
А. Веселый. Россия, кровью умытая.
А.Черкасов. Хмель.
Б. Лавренев. Сорок первый.
М. Зыгарь. Империя должна умереть.
Б. Колоницкий. Октябрьская революция 1917 года и гражданская война.