Дата Урок Рус. язык 1 кл.
Тема. СОСТАВЛЯЕМ ДИАЛОГИ. ЗАГАДКИ. ПОСЛОВИЦЫ
Цель: повторить понятие «диалог»; учить употреблять различные словесные формы обращения с просьбой, извинением; развивать умение составлять и разыгрывать диалоги по рисункам и опорным словам; развивать связную речь учащихся, внимание, умение устно составлять предложения; воспитывать дружеские отношения, интерес к изучению русского языка.
Оборудование: видеозапись мультфильма (или аудиозапись песенки Львенка и Черепахи).
Ход урока
І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Психолог. настрой
ІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
1. Дыхательная гимнастика
Как пахнет цветок? Задуем одну свечу. Задуем десять свечей.
2. Работа над дикцией
«Улыбочка» , «Заборчик», «Трубочка» , «Бублик» , «Рупор» .
3. Интонационная разминка
Радостно: сегодня выпал снег. Печально: сегодня выпал снег.
4. Работа над чистоговоркой и скороговоркой
Жа-жа-жа, жа-жа-жа — мы увидели ежа.
У ежа — ежата, у ужа — ужата.
5. Просмотр отрывка или слушание песни из мультфильма «Как Львенок и Черепаха пели песенку»
- Что делают Львенок и Черепаха?
- Сколько участников разговора?
- Как называется разговор двух говорящих?
ІІІ. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Человек живет не один, а среди других людей. Вместе с ними он учится, работает, играет. Свой мир люди наполнили изготовленными ими вещами, придуманными изобретениями (книгами, игрушками, компьютерами), которые делают жизнь удобнее, веселее, интереснее.
- Что помогает человеку общаться с другими людьми? (Язык жестов, мимики)
- Почему он (она) для тебя желанный, любимый собеседник? Он (она) интересно рассказывает? Находит ответы на все вопросы? Может утешить, подбодрить, дать совет? Что значит уметь слушать друг друга? (Слушать — это не значит просто молчать, когда говорит собеседник, нужно думать над смыслом стараться его понять и взглядом, и жестом показывать что вы заинтересованный и внимательный слушатель.) Давайте будем учиться друг друга слушать.
ІV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Сегодня мы будем учиться составлять диалоги и поговорим о том как стать приятным собеседником и почему так важна культура общения.
Физкультминутка
V. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа над пословицей
- Как вы понимаете пословицу «Когда говоришь, хорошенько подумай»?
- Почему нужно думать перед тем, как сказать?
- Могут ли слова ранить человека? Какие слова могут обидеть?
2. Беседа
– Люди общаются друг с другом всю жизнь. Большинство людей считает что лучший собеседник - близкий друг. Как вы думаете, почему? Друг способен внимательно выслушать, относится с искренним интересом и участием к проблемам друга.) Умение слушать является условием общения. Как вы думаете, почему?
3. Слово учителя
- Какие же существуют правила диалога?
Внимательно слушать собеседника, выслушивать вопрос до конца.
Задавать точные, понятные вопросы.
Относиться к собеседнику с уважением.
4. Работа над пословицей
С умным разговориться, что меду напиться.
— Почему так важно быть приятным собеседником?
5. Работа по учебнику (с. 58)
- Между кем происходит диалог на первом рисунке? На какую тему может происходить этот диалог, если он заканчивается словами «Неужели? Здорово!»
- Кто беседует на втором рисунке? О чем говорят мальчики, если один из них произносит : «Ты так думаешь?»
- Можем ли мы назвать диалогом беседу на третьем рисунке? (Да)
- Как вы думаете, эти собеседники знают и выполняют правила диалога?
6. Составление диалогов по рисункам и опорным словам. Работа в парах
7. Творческое задание. Работа в парах .
8.Физкультминутка
VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Слушание стихотворения И. Захаровой «Волшебное слово». Повторение слов вежливости
Говорю я маме: — «Слушай! Ты машинку заведи! Дай конфетку мне и грушу, а потом гулять веди!»
Мама песню напевает, что-то варит на обед, но меня не замечает, словно рядом меня нет!
Я к отцу—«Юлу подай-ка, а то с полки не достать! А потом мне почитай-ка! А потом давай играть!»
Папа тоже не ответил. Не читал и не играл. Как и мама не заметил, то, что рядом я стоял.
Ничего я не пойму! Что случилось! Что? К чему?Говорю я громко всем: «Что же, нет меня совсем?!»
Вдруг мне бабушка сказала: — «Дам внучок тебе совет.А на все твои вопросы есть один простой ответ.
Если вдруг о чем-то снова будешь ты просить людей,
То запомни, что нет слова, чем, ПОЖАЛУЙСТА, важней!».
- Какие еще волшебные слова вежливости вы знаете?
2. Инсценирование диалогов
- Скажите, пожалуйста, который час? - Сколько часов? - У вас есть время?
- Пять. - Уже пять. - Нет.
- Спасибо большое. - Ого!!!
- Не за что.
3. Слово учителя
- Вы стали свидетелями трех диалогов. Скажите, на какую тему составлены диалоги? Что вы узнали из разговора?
- Что можно сказать о героях диалогов: их культуре поведения, характере, культуре речи, общительности? (В первом диалоге — спрашивающий, - культурный человек, воспитанный, знаком с правилами хорошего тона, у него грамотная речь, у отвечающего либо нет времени, либо он невоспитанный человек. Во втором диалоге – у спрашивающего отсутствует культура речи, он эмоциональный человек, невоспитанный, у отвечающего есть чувство юмора. В третьем диалоге – спрашивающий неправильно задает вопрос, поэтому помучает не тот ответ, который ожидает.)
- А как вы узнаете, который час? Составьте свой диалог, используя слова приветствия и прощания.
4. Работа над загадками (с.139)
5. Работа по учебнику (c. 58)
- Посмотрите на рисунки внизу страницы, в каких ситуациях оказались дети?
- Какими словами можно смягчить неприятную ситуацию?
6. Повторение слов — извинений
- Какие еще вы знаете слова — извинения?
7. Чтение стихотворения «Простите!»
• Папа разбил рагоценную вазу- И мама молчит, улыбается даже.
Бабушка с мамой нахмурились сразу, - Мы купим другую,
Но папа нашелся : взглянул им в глаза Есть лучше в продаже ...
И робко и тихо «Простите!» сказал Казалось бы, что в нем такого?
А вот ведь какое чудесное слово!
VII. ИТОГ УРОКА
- Если говорят два человека, то как называется такая речь?
- Напомните правила диалога.
- Почему слова извинения называют волшебными?