СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Составляем диалоги. Загадки. Пословицы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в школах с украинским языком обучения

Просмотр содержимого документа
«"Составляем диалоги. Загадки. Пословицы"»

Дата Урок Рус. язык 1 кл.

Тема. СОСТАВЛЯЕМ ДИАЛОГИ. ЗАГАДКИ. ПОСЛОВИЦЫ

Цель: повторить понятие «диалог»; учить употреблять различные словесные формы обращения с просьбой, извинением; развивать умение составлять и разыгрывать диалоги по рисункам и опорным словам; развивать связную речь учащихся, вни­мание, умение устно составлять предложения; воспитывать дружеские отношения, интерес к изучению русского языка.

Оборудование: видеозапись мультфильма (или аудиозапись песенки Львенка и Че­репахи).

Ход урока

І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Психолог. настрой

ІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1. Дыхательная гимнастика

Как пахнет цветок? Задуем одну свечу. Задуем десять свечей.

2. Работа над дикцией

«Улыбочка» , «Заборчик», «Трубочка» , «Бублик» , «Рупор» .

3. Интонационная разминка

Радостно: сегодня выпал снег. Печально: сегодня выпал снег.

4. Работа над чистоговоркой и скороговоркой

  • Жа-жа-жа, жа-жа-жа — мы увидели ежа.

  • У ежа — ежата, у ужа — ужата.

5. Просмотр отрывка или слушание песни из мультфильма «Как Львенок и Черепаха пели песенку»

- Что делают Львенок и Черепаха?

- Сколько участников разговора?

- Как называется разговор двух говорящих?

ІІІ. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- Человек живет не один, а среди других людей. Вместе с ними он учится, работает, играет. Свой мир люди наполнили изготовленными ими вещами, придуманными изобретениями (книгами, игрушками, компьютерами), ко­торые делают жизнь удобнее, веселее, интереснее.

- Что помогает человеку общаться с другими людьми? (Язык жестов, ми­мики)

- Почему он (она) для тебя желанный, любимый собеседник? Он (она) ин­тересно рассказывает? Находит ответы на все вопросы? Может утешить, подбо­дрить, дать совет? Что значит уметь слушать друг друга? (Слушатьэто не значит просто молчать, когда говорит собеседник, нужно думать над смыслом стараться его понять и взглядом, и жестом показывать что вы заинтересованный и внимательный слушатель.) Давайте будем учиться друг друга слушать.

ІV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

- Сегодня мы будем учиться составлять диалоги и поговорим о том как стать приятным собеседником и почему так важна культура общения.

Физкультминутка

V. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа над пословицей

- Как вы понимаете пословицу «Когда говоришь, хорошенько подумай»?

- Почему нужно думать перед тем, как сказать?

- Могут ли слова ранить человека? Какие слова могут обидеть?

2. Беседа

– Люди общаются друг с другом всю жизнь. Большинство людей считает что лучший собеседник - близкий друг. Как вы думаете, почему? Друг спо­собен внимательно выслушать, относится с искренним интересом и участием к проблемам друга.) Умение слушать является условием общения. Как вы думаете, почему?

3. Слово учителя

- Какие же существуют правила диалога?

Внимательно слушать собеседника, выслушивать вопрос до конца.

Задавать точные, понятные вопросы.

Относиться к собеседнику с уважением.

4. Работа над пословицей

С умным разговориться, что меду на­питься.

— Почему так важно быть приятным собеседником?

5. Работа по учебнику (с. 58)

- Между кем происходит диалог на первом рисунке? На какую тему может происходить этот диалог, если он заканчивается словами «Неужели? Здорово!»

- Кто беседует на втором рисунке? О чем говорят мальчики, если один из них произносит : «Ты так думаешь?»

- Можем ли мы назвать диалогом беседу на третьем рисунке? (Да)

- Как вы думаете, эти собеседники знают и выполняют правила диалога?

6. Составление диалогов по рисункам и опорным словам. Работа в парах

7. Творческое задание. Работа в парах .

8.Физкультминутка

VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Слушание стихотворения И. Захаровой «Волшебное слово». Повторение слов вежливости

Говорю я маме: — «Слушай! Ты машинку заведи! Дай конфетку мне и грушу, а потом гулять веди!»

Мама песню напевает, что-то варит на обед, но меня не замечает, словно рядом меня нет!

Я к отцу—«Юлу подай-ка, а то с полки не достать! А потом мне почитай-ка! А потом давай играть!»

Папа тоже не ответил. Не читал и не играл. Как и мама не заметил, то, что рядом я стоял.

Ничего я не пойму! Что случилось! Что? К чему?Говорю я громко всем: «Что же, нет меня совсем?!»

Вдруг мне бабушка сказала: — «Дам внучок тебе совет.А на все твои вопросы есть один простой ответ.

Если вдруг о чем-то снова будешь ты просить людей,

То запомни, что нет слова, чем, ПОЖАЛУЙСТА, важней!».

- Какие еще волшебные слова вежливости вы знаете?

2. Инсценирование диалогов

- Скажите, пожалуйста, который час? - Сколько часов? - У вас есть время?

- Пять. - Уже пять. - Нет.

- Спасибо большое. - Ого!!!

- Не за что.

3. Слово учителя

- Вы стали свидетелями трех диалогов. Скажите, на какую тему состав­лены диалоги? Что вы узнали из разговора?

- Что можно сказать о героях диалогов: их культуре поведения, харак­тере, культуре речи, общительности? (В первом диалоге — спрашивающий, - культурный человек, воспитанный, знаком с правилами хорошего тона, у него грамотная речь, у отвечающего либо нет времени, либо он невоспитанный человек. Во втором диалоге – у спрашивающего отсутствует культура речи, он эмоциональный человек, невоспитанный, у отвечающего есть чувство юмора. В третьем диалоге – спрашивающий неправильно задает вопрос, поэтому помучает не тот ответ, который ожидает.)

- А как вы узнаете, который час? Составьте свой диалог, используя слова приветствия и прощания.

4. Работа над загадками (с.139)

5. Работа по учебнику (c. 58)

- Посмотрите на рисунки внизу страницы, в каких ситуациях оказались дети?

- Какими словами можно смягчить неприятную ситуацию?

6. Повторение слов — извинений

- Какие еще вы знаете слова — извинения?

7. Чтение стихотворения «Простите!»

• Папа разбил рагоценную вазу- И мама молчит, улыбается даже.

Бабушка с мамой нахмурились сразу, - Мы купим другую,

Но папа нашелся : взглянул им в глаза Есть лучше в продаже ...

И робко и тихо «Простите!» сказал Казалось бы, что в нем такого?

А вот ведь какое чудесное слово!

VII. ИТОГ УРОКА

- Если говорят два человека, то как называется такая речь?

- Напомните правила диалога.

- Почему слова извинения называют волшебными?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!