СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Составление индивидуальной образовательной программы педагога

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена индивидуальная образовательная программа педагога в соответствии "Профессиональным стандартом"

Просмотр содержимого документа
«Составление индивидуальной образовательной программы педагога»

Составление индивидуальной образовательной программы педагога современной школы в соответствии с « Профессиональным стандартом»



Педагог – ключевая фигура реформирования образования. Меняется мир, меняются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Поэтому «Профессиональный стандарт» – это не что иное, как объективный измеритель квалификации современного педагога.

С учетом различного уровня квалификации педагогов Российской Федерации предусматривается процедура постепенного, поэтапного введения профессионального стандарта педагога. И на сегодняшний день это является актуальным. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования от 6 октября 2009 года № 373,в Федеральном законе " Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №273 –ФЗ представлены требования, предъявляемые к квалификационным характеристикам педагогов, а также учтена необходимость непрерывности профессионального развития педагогов. Но как же в современных условиях построить работу образовательного учреждения так, чтобы каждый педагог школы двигался в двух важнейших направлениях – в соответствии с современными требованиям к профессии и в соответствии с непрерывностью образования?

Обратимся за ответом к классикам педагогики. К. Д. Ушинский в своей статье «О пользе педагогической литературы» подчеркивал, что учитель не должен ограничиваться полученными знаниями. Очень важно, по мнению известного педагога ,развить в учителе способность к творчеству и готовность к постоянному профессиональному развитию. Учитель учит успешно до тех пор, пока учится сам. Это известная аксиома. Не только Ушинский, но и писатель и педагог Л.Н. Толстой выступал за то, чтобы каждый учитель постоянно работал над собой, самосовершенствовался , делал всё, чтобы его деятельность граничила с искусством, носила творческий , исследовательский характер. Слова великих педагогов сегодня, вне всякого сомнения, как никогда современны и своевременны!

Формой непрерывного профессионального образования учителя начальных классов на данном этапе служит индивидуальная образовательная программа педагога (далее ИОПП).

Индивидуальная образовательная программа педагога это документ, фиксирующий содержание непрерывного профессионального образования педагога в установленный разработчиком период. Посредством ИОПП учитель начальных классов реализует своё право на выбор индивидуального маршрута повышения квалификации.

Индивидуальная образовательная программа педагога решает следующие задачи:

-содействует профессиональному росту педагога согласно его интересам, потребностям и возможностям;

-делегирует педагогу ответственность за результаты своего труда;

-выступает основанием и дополнением к портфолио педагога;

-отражает степень готовности педагога к работе в условиях введения профессионального стандарта

В общеобразовательном учреждении необходимо разработать и утвердить локальные акты, которые регламентируют составление и реализацию ИОПП. Это могут быть :

  1. Положение об ИОПП.

  2. Положение о тьюторском сопровождении профессионального развития педагога.

Так индивидуальная образовательная программа педагога будет способствовать решению следующих задач:

-содействовать профессиональному росту педагога согласно его интересам, потребностям и возможностям;

-делегировать педагогу ответственность за результаты своего труда;

-выступать основанием и дополнением к портфолио педагога;

-отражать степень готовности педагога к работе в условиях введения профессионального стандарта.

Существует несколько этапов проектирования и реализации ИОПП.

Первый этап – диагностический. Он включает в себя сбор данных об уровне сформированности профессионально значимых качеств педагогов, мотивах, готовности в целом к образованию и самообразованию, а также информацию о том, чем педагог владеет в совершенстве и может поделиться с коллегами ( т.е. по какой проблеме (теме) он может быть тьютором для других учителей), а также сведения об образовательных дефицитах педагога.

В общеобразовательном учреждении ведется активная работа по подготовке к переходу на профессиональный стандарт, поэтому вопросы в анкете могут отражать специфику образовательных дефицитов по должности старшего, ведущего учителя в соответствии с профессиональным стандартом (См. Приложение 1). С этой целью учитель заполняет анкету в 2-х экземплярах. Один экземпляр оставляет у себя, другой передаёт в учебно-методическую службу школы. В анкете педагог отражает то, какой образовательный дефицит он испытывает и чем может поделиться с коллегами.

Второй этап – проектировочный. Он целенаправленно предусматривает разработку индивидуальной образовательной программы.

На этом этапе методическая служба школы анализирует образовательные дефициты педагогов всего образовательного учреждения и составляет перечень мероприятий, которые может предложить педагогам для образования и самообразования. В этот перечень входят:

- вебинары по образовательной линии «Просвещение»;

- стажировки в других образовательных учреждениях, в том числе иза пределами г. Курска;

- участие в сетевых проектах на уровне города, в педагогических выставках и педагогических чтениях;

- участие в методической работе школы (выступления на методсоветах, педсоветах);

- участие в конкурсах профессионального мастерства;

- психологические тренинги, психолого-педагогические мониторинги;

- лекции и практические занятия с учителями- новаторами г. Курска ( школа приглашает учителей из других школ для обучения своих сотрудников);

- ЭОР с материалами для самообразования по разным темам;

- курсовая подготовка;

-участие в научно-практических, научно-методических конференциях, форумах, семинарах;

- посещение мастер-классов, открытых занятий;

- пилотные проекты;

- сетевые консультации;

- диспуты и дискуссии.

Педагог из всего предложенного ему в таблице (См.Приложение )выбирает формы и методы самообразования и образования и составляет собственную ИОПП посредством её заполнения .

№ п/п

Образовательный дефицит

Формы образования и самообразования

Сроки

Формы представления результата (опыта)

Сроки

Тьюторское сопровождение (модули)

1

2

3

4

5

6

7



Во 2 графе таблицы педагог записывает «Образовательные дефициты» из анкеты. Для достижения положительного эффекта, рекомендуем не брать много.

В 3 графе «Формы образования и самообразования» педагог выбирает из предложенных методической службой школы формы образования или формулирует их самостоятельно.

В 4 графе таблицы педагогом указываются «Сроки ликвидации образовательного дефицита».Дело в том, что ИОПП может составляться на разные сроки : как на 1 год, так и на 3 года и даже на 5 лет.

Для 5 графы таблицы педагог записывает «Формы представления результата самообразования и образования». Это делается для того, чтобы продемонстрировать общественности, что учитель владеет данным умением. Это необходимо для того, чтобы получить общественную оценку своего умения. Поэтому педагогу необходимо здесь представить результаты своего образования и самообразования.А формы представления своего умения (опыта) могут быть следующие:

- участие в конкурсах профмастерства, творческих конкурсах;

- квалификационный экзамен;

-педагогические консилиумы, фестивали;

-практикумы по разработке конкретных методических продуктов;

-участие в распространении своего опыта в рамках сетевого взаимодействия, стажировочных площадок;

- представление стендового доклада;

- публикация методических материалов впедагогическихсборниках;

- участие в конференциях, форумах, семинарах, педсоветах, методических проектах;

- мастер – классы;

- оформление собственного сайта;

- защита авторских проектов и разработок;

- открытые уроки и внеурочные мероприятия;

- представление собственных ЭОР;

-презентация педагогического опыта в профессиональной среде;

- мониторинг уровня обученности и воспитанности обучающихся.

Педагог в обязательном порядке представляет результаты обученности и воспитанности школьников, так как ради этого мы обучаемся и самообучаемся! То есть, необходимо показать взаимосвязь ИОП педагога с образовательными достижениями учащихся.

В 6 графе «Сроки представления образовательного результата» педагог определяет сроки представления образовательного результата, которые могут быть разными :1 месяц, и учебный год , 2-3 года. Это будет в зависимости от того , на какой срок разрабатывается ИОПП.

В7 графе учитель отмечает то, по какому модулю он будет взаимодействовать с учителем -тьютором. А также ,может написать то , какое обучение будет осуществляться: самостоятельное или дистанционное.

Третий этап – реализационный. Он включает в себя сопровождение процесса реализации индивидуальной образовательной программы педагога тьютором, образование и самообразование педагога посредством выбранных форм.

Четвёртый этап – рефлексия. На данном этапе происходит :

- представление своих образовательных продуктов в соответствии с указанной в ИОПП форме;

- анализ и коррекция процесса и результатов освоения индивидуальной образовательной траектории педагога;

- анализ удовлетворённости своей работой и оказанной со стороны тьютора

помощью;

-общественная оценка результативности обучения и воспитания школьников.

Пятый контрольно-оценочный этап предполагает определение динамики уровня профессионального развития педагога. Это и подготовка документов на аттестацию, и присвоение очередного условного звания: старший учитель, ведущий учитель, и общественное признание, и награды за труд.

В заключение можно сказать, что содержание ИОПП будет зависеть не только от амбиций и усердия каждого педагога в планируемом объеме повышения квалификации, но и от качества методического сопровождения системы непрерывного профессионального образования на разных уровнях. Внести какое-либо данные о каком- либо мероприятии в ИОПП можно будет лишь в том случае, если оно спланировано внутренними и внешними методическими службами данного образовательного учреждения и доведено до сведения педагога. Однако не исключается и самостоятельный поиск мероприятий, способствующих повышению квалификации педагога.



Использованная литература и источники :

  1. Федеральный закон " Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №273 –ФЗ " Об образовании в Российской Федерации".

// В открытом доступе на сайте : https://rg.ru//

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.(Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября2009 г. N 373).

//В открытом доступе на сайте : http://минобрнауки.рф .//

  1. Толстой Л.Н.// « Правила самосовершенствования от Льва Толстого»// Статья.//В открытом доступе на сайте : www.openklass.ru .//

4.Ушинский К.Д.// “О пользе педагогической литературы” (1857)//Статья//В открытом доступе на сайте : Студопедия — Ваша школопедия.