СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Составное глагольное сказуемое

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Составное глагольное сказуемое»

 Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное

сказуемое

Что является фундаментом предложения? Что такое подлежащее? Чем оно выражается? Что такое сказуемое? Какие виды сказуемых вам известны?

Что является фундаментом предложения?

Что такое подлежащее?

Чем оно выражается?

Что такое сказуемое?

Какие виды сказуемых вам известны?

Сказуемое- главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Сказуемое отвечает на общий вопрос: что говорится о предмете речи? Этот вопрос можно уточнить другими вопросами: что делает предмет? Какой он? Кто он такой? Что такое предмет? Каков он?
  • Сказуемое- главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Сказуемое отвечает на общий вопрос: что говорится о предмете речи? Этот вопрос можно уточнить другими вопросами: что делает предмет? Какой он? Кто он такой? Что такое предмет? Каков он?
Составное глагольное сказуемое состоит из основной и вспомогательной части  Основное ЛЗ составного глагольного сказуемого заключается в инфинитиве; Вспомогательная часть выражает ГЗ наклонений.

Составное глагольное сказуемое состоит из основной и вспомогательной части

Основное ЛЗ составного глагольного сказуемого заключается в инфинитиве;

Вспомогательная часть выражает ГЗ наклонений.

Я начал работать .    ГЗ ЛЗ Я хочу работать.    ГЗ ЛЗ Я люблю работать.

Я начал работать .

ГЗ ЛЗ

Я хочу работать.

ГЗ ЛЗ

Я люблю работать.

Общий смысл сказуемого совмещает лексическое и грамматическое значения. Грамматическое значение- это значение наклонения и времени. Лексическое значение заключается в инфинитиве

Общий смысл сказуемого совмещает лексическое и грамматическое значения.

Грамматическое значение- это значение наклонения и времени.

Лексическое значение заключается в инфинитиве

 Основные виды сказуемых: Составное именное Простое глагольное Составное  глагольное

Основные виды сказуемых:

Составное именное

Простое глагольное

Составное глагольное

На какие 2 группы можно разделить сказуемые данных предложений и по какому признаку? 1 слово Уже поспела клубника. ЛЗ + ГЗ Уже начала поспевать клубника. ГЗ ЛЗ 2 слова Клубника уже стала спелой. ЛЗ ГЗ

На какие 2 группы можно разделить сказуемые данных предложений и по какому признаку?

1 слово

Уже поспела клубника.

ЛЗ

+

ГЗ

Уже начала поспевать клубника.

ГЗ

ЛЗ

2 слова

Клубника уже стала спелой.

ЛЗ

ГЗ

Чем отличаются сказуемые второй группы (составные)? Уже поспела клубника. ЛЗ + ГЗ Уже начала поспевать клубника. ГЗ ЛЗ Клубника уже стала спелой. ГЗ ЛЗ

Чем отличаются сказуемые второй группы (составные)?

Уже поспела клубника.

ЛЗ

+

ГЗ

Уже начала поспевать клубника.

ГЗ

ЛЗ

Клубника уже стала спелой.

ГЗ

ЛЗ

Непостоянные признаки глагола 1) наклонение; 2) время (если есть); 3) лицо (если есть); 4) число; 5) род (если есть). Изъявительное - обозначают реальное действие, которое происходило (наст. вр.), происходит (прош. вр.) или будет происходить (буд. вр.) на самом деле. Повелительное - обозначают действие, которое кто-то просит или приказывает выполнить. Условное - обозначают действие, возможное при определённом условии (есть частица бы ).  В прошедшем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении.  По временам изменяются глаголы в изъявительном наклонении.  1 лицо я что делаю? мы что делаем? 2 лицо 3 лицо ты что делаешь? вы что делаете? он что делает? они что делают? Единственное или множественное.

Непостоянные признаки глагола

1) наклонение;

2) время (если есть);

3) лицо (если есть);

4) число;

5) род (если есть).

Изъявительное - обозначают реальное действие,

которое происходило (наст. вр.), происходит

(прош. вр.) или будет происходить (буд. вр.) на

самом деле.

Повелительное - обозначают действие, которое

кто-то просит или приказывает выполнить.

Условное - обозначают действие, возможное при

определённом условии (есть частица бы ).

В прошедшем времени изъявительного

наклонения и в условном наклонении.

По временам изменяются глаголы в

изъявительном наклонении.

1 лицо

я что делаю?

мы что делаем?

2 лицо

3 лицо

ты что делаешь?

вы что делаете?

он что делает?

они что делают?

Единственное или множественное.

Физминутка

Физминутка

НЕ слитно НЕ раздельно ничуть (не)интересно (не)правда, а ложь (не)пришёл (не)закрытая учеником тетрадь (не)закрывая учебник (не)высокий, а низкий не(от)кого  письмо (не)дописано (не)правда (не)широкая, но глубокая река (не)высокий (не)кому (не)дописанное письмо (не)крашеный пол (не)доумевал

НЕ

слитно

НЕ

раздельно

ничуть (не)интересно

(не)правда, а ложь

(не)пришёл

(не)закрытая учеником тетрадь

(не)закрывая учебник

(не)высокий, а низкий

не(от)кого

письмо (не)дописано

(не)правда

(не)широкая, но глубокая река

(не)высокий

(не)кому

(не)дописанное письмо

(не)крашеный пол

(не)доумевал

Слитно Раздельно 1. Без НЕ не употребляется. 1. С числительными, союзами, частицами, предлогами. 2. В глаголах и деепричастиях с приставкой НЕДО-. 2. С глаголами, деепричастиями, краткими причастиями. 3. С существительными, прилагательными, наречиями на –О, -Е, если можно заменить синонимом без НЕ. 3. С сущ., прилаг., нареч., если есть противопоставление с союзом А, слова ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ, НИЧУТЬ НЕ, ЕДВА ЛИ, ОТНЮДЬ и т.д. 4. С полными причастиями, если нет противопоставлений и зависимых слов. 4. С полными причастиями, если есть противопоставление и зависимые слова 5. В отрицательных и неопределённых местоимениях и наречиях. 5. В отрицательных местоимениях с предлогом.

Слитно

Раздельно

1. Без НЕ не употребляется.

1. С числительными, союзами, частицами, предлогами.

2. В глаголах и деепричастиях с приставкой НЕДО-.

2. С глаголами, деепричастиями, краткими причастиями.

3. С существительными, прилагательными, наречиями на –О, -Е, если можно заменить синонимом без НЕ.

3. С сущ., прилаг., нареч., если есть противопоставление с союзом А, слова ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ, НИЧУТЬ НЕ, ЕДВА ЛИ, ОТНЮДЬ и т.д.

4. С полными причастиями, если нет противопоставлений и зависимых слов.

4. С полными причастиями, если есть противопоставление и зависимые слова

5. В отрицательных и неопределённых местоимениях и наречиях.

5. В отрицательных местоимениях с предлогом.

Тренировочные упражнения

Тренировочные упражнения

Проверим Моя сестра пошла в магазин, а я буду рисовать. Слава весь год бил баклуши и не сдал экзамен. Артём взял быка за рога и победил в этом матче. Подруга каждая тут тихо толк подругу, и шепчут все друг другу (И.А. Крылов) Мой брат учится в педагогическом университете, я тоже собираюсь туда поступать . пр.вр. буд.вр. Записать предложения под диктовку, подчеркнуть грамматическую основу, указать способ выражения простого глагольного сказуемого. Какое сказуемое относится к другому типу? Почему? фразеологизм ,пр.вр. фразеологизм пр.вр. междометие наст.вр. наст.вр. составное глагольное сказуемое

Проверим

Моя сестра пошла в магазин, а я буду рисовать.

Слава весь год бил баклуши и не сдал экзамен.

Артём взял быка за рога и победил в этом матче.

Подруга каждая тут тихо толк подругу, и шепчут все друг другу (И.А. Крылов)

Мой брат учится в педагогическом университете, я тоже собираюсь туда поступать .

пр.вр.

буд.вр.

Записать предложения под диктовку, подчеркнуть грамматическую основу, указать способ выражения простого глагольного сказуемого.

Какое сказуемое относится к другому типу? Почему?

фразеологизм

,пр.вр.

фразеологизм

пр.вр.

междометие

наст.вр.

наст.вр.

составное глагольное сказуемое

Простое глагольное сказуемое Глаголом в форме какого-нибудь наклонения Она его не замечает, как он ни бейся, хоть умри. 2. Глаголом в форме сложного будущего времени: Я буду писать тебе часто 3. Глаголом быть со значением наличия, существования: У него есть всё, что необходимо для охоты. 4. Фразеологическим оборотом, в составе которого есть глагол в каком-либо наклонении После победы он задрал нос. Природа так явно бросалась в глаза человеку 5. Усеченными глагольными формами: толк, хвать, бац Легче тени Татьяна прыг в другие сени Но  царевна в обе руки хвать – поймала А он прыг в воду и поплыл  6. Инфинитивом в значении изъявительного наклонения И царица хохотать, и плечами пожимать, и подмигивать глазами, и прищелкивать перстами, и вертеться, подбочась, гордо в зеркальце глядясь. (А.С. Пушкин)

Простое глагольное сказуемое

  • Глаголом в форме какого-нибудь наклонения

Она его не замечает, как он ни бейся, хоть умри.

2. Глаголом в форме сложного будущего времени:

Я буду писать тебе часто

3. Глаголом быть со значением наличия, существования:

У него есть всё, что необходимо для охоты.

4. Фразеологическим оборотом, в составе которого есть глагол в каком-либо наклонении

После победы он задрал нос.

Природа так явно бросалась в глаза человеку

5. Усеченными глагольными формами: толк, хвать, бац

Легче тени Татьяна прыг в другие сени

Но царевна в обе руки хвать – поймала

А он прыг в воду и поплыл

6. Инфинитивом в значении изъявительного наклонения

И царица хохотать, и плечами пожимать, и подмигивать глазами, и прищелкивать перстами, и вертеться, подбочась, гордо в зеркальце глядясь. (А.С. Пушкин)

Чем могут быть выражены простые глагольные сказуемые? Чем отличаются простые и составные сказуемые?
  • Чем могут быть выражены простые глагольные сказуемые?
  • Чем отличаются простые и составные сказуемые?
СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ = ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ГЛАГОЛ грамматическое значение (наклонение, время, лицо, число, в форме прошедшего времени – род) и дополнительное лексическое значение + НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА лексическое значение

СОСТАВНОЕ

ГЛАГОЛЬНОЕ

СКАЗУЕМОЕ

=

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ

ГЛАГОЛ

грамматическое значение

(наклонение, время, лицо, число, в форме прошедшего времени – род)

и дополнительное

лексическое значение

+

НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ

ФОРМА ГЛАГОЛА

лексическое значение

Вспомогательный глагол выражает грамматическое значение (наклонение, время, лицо, число, в форме прошедшего времени – род) и дополнительное лексическое значение ГЗ +ЛЗ Основные вспомогательные глаголы Начало, конец, продолжение действия Желательность, возможность, необходимость действия Начать-начинать, стать, закончить, приняться-принимать, продолжать, переставать- перестать. Мочь-смочь, уметь-суметь, успеть, желать-пожелать, хотеть-захотеть, стараться- постараться Эмоциональная оценка действия Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов любить нравиться надеяться бояться рад должен готов обязан достоин Фразеологические сочетания иметь желание сделать усилие дать согласие

Вспомогательный глагол выражает грамматическое значение

(наклонение, время, лицо, число, в форме прошедшего времени – род)

и дополнительное лексическое значение

ГЗ +ЛЗ

Основные вспомогательные глаголы

Начало, конец, продолжение действия

Желательность, возможность, необходимость действия

Начать-начинать,

стать,

закончить,

приняться-принимать,

продолжать,

переставать- перестать.

Мочь-смочь, уметь-суметь,

успеть,

желать-пожелать,

хотеть-захотеть,

стараться- постараться

Эмоциональная оценка действия

Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов

любить

нравиться

надеяться

бояться

рад

должен

готов

обязан

достоин

Фразеологические сочетания

иметь желание

сделать усилие

дать согласие

Примеры Начало, продолжение и конец действия  По реке и кустам начинает шуметь редкий тёплый дождь. Тут силой всей народ тушить пожар принялся . Девочка перестала плакать и только временами всхлипывала.

Примеры

  • Начало, продолжение и конец действия По реке и кустам начинает шуметь редкий тёплый дождь. Тут силой всей народ тушить пожар принялся . Девочка перестала плакать и только временами всхлипывала.

2.Желательность, возможность, необходимость действия Он старался казаться молодым.  Хотел объехать целый свет, и не объехал сотой доли.

2.Желательность, возможность, необходимость действия

Он старался казаться молодым.

Хотел объехать целый свет, и не объехал сотой доли.

3. Эмоциональная оценка действия Я люблю читать .

3. Эмоциональная оценка действия

Я люблю читать .

4. Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов Иван Петрович готов помочь с документами.

4. Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов

Иван Петрович готов помочь с документами.

Упражнение 163   Молодой Дубровский…

Упражнение 163

Молодой Дубровский…

Домашняя работа  1. выучить таблицу в тетради, параграф 16,  2.упражнение 165 ( подчеркнуть сказуемые, определить их вид, указать вспомогательный глагол и инфинитив

Домашняя работа 1. выучить таблицу в тетради, параграф 16, 2.упражнение 165 ( подчеркнуть сказуемые, определить их вид, указать вспомогательный глагол и инфинитив


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя