СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практический материал всего урока-экскурсии состоит из предложений и высказываний о творчестве К.Айвазовского. Можно использовать как внеклассное мероприятие.

Просмотр содержимого документа
«Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения»

10


К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

ХУДОЖНИКА


Иван Константинович Айвазовский

(1817-1900)


Мирошина Ольга Евгеньевна, учитель русского языка и литературы,

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«ШКОЛА № 28 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

Контактный телефон 0667989123, 0713204407

Электронная почта [email protected]


УРОК- ЭКСКУРСИЯ

Тема урока: Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения.

Цели урока:

Научить определять в текстах составное глагольное сказуемое, применять знания

при составлении предложений.

Развивать социальную, поликультурную, коммуникативную компетентность

обучающихся. Способствовать развитию продуктивной

творческой деятельности.

Воспитывать у учащихся интерес к живописи, культуре.

Повторить правописание предложений с прямой речью, лексическое значение слова.

Тема высказываний: Сухопутные пейзажи И.Айвазовского.

Оборудование Учебник Русский язик. 8 класс:ученик для общеобразовательных организаций/ Л.А. Трорстенцова , Т.А. Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; научн. ред. Н.М.Шанский.-3-е изд.-М.: Просвещение, 2016); проектор; портрет И.Айвазовского, репродукции его картин (приложение №1); путевые листы (приложение №2);Музыка М. Волчкевич „Степь на закате”, С.Гулак-Артемовский опера „Запорожец за Дунаем”сцена „Свадьба” в исполнени хора.


Эпиграф «Родился смертным, оставил по себе бессмертную память”.

Надпись, высеченная по-древнеармянски

на надгробии художника

ХОД УРОКА



І. Актуализация опорних знаний

1. Объявление темы и целей урока

2. Проверка домашнего задания

- (упражнение 101)

Учитель. Чем может бать выражено сказуемое?

( глаголом в одном из наклонений, именем существительным, прилагательным в полной и краткой форме, причастием в краткой форме, наречием, междометием)

- определить лексическое значение слов

Пейзажист (художник, специалист по пейзажам)

Портретист (художник, который пишет портреты)

Маринист (художник, пишущий море)

Баталист (художник,передающий те или иные события)


ІІ. Работа по теме урока

Учитель. В 2017 году мы отмечали 200-летие со дня рождения известного художника И.Айвазовского. Сегодня мы совершим экскурсию по залам известных музеев, где выставлены картины великого художника (Национальная картинная галерея им. И.К.Айвазовского, Феодосия; Государственная Третьяковская галерея, Москва; Государственный русский музей, Санкт- Петербург). На уроках развития речевой деятельности вы знакомились с творчеством этого художника. Какие картины И.Айвазовского вам известны? (учащиеся называют). Назовите в выше перечисленных жанрах «четвёртое лишнее” для творчества И.Айвазовского ( портретист)

Не всем известно, что Айвазовский пробовал себя как сухопутный пейзажист. У каждого из вас на рабочем столе лежит табличка с надписью („Маринисты” „Пейзажисты” „”Баталисты” „Сюжетники”) объединитесь в группы и выполните задание на соответствие (название картины- жанровая принадлежность)

  • Старая Феодосия„Аул Гуниб в Дагестане”

  • Вид Константинополя при лунном освещении”

  • Ветряные мельницы в степи при закате солнца”

(пейзажи сухопутные)

    • Радуга

    • Ледяные горы в Аннтарктиде”

    • Чернов море”

    • Девятый вал”

    • Волна”

    • Среди волн”

    • Кораблекрушение”

    • Морской берег” морские пейзажи)


      • Чесменский бой”

      • Десант в Субаши”

      • Бой в Хиосском проливе”

      • Бриг „Меркурий””(баталии)

        • Свадьба на Украине”

        • Сотворение Мира”

        • Всемирный потоп”

        • Наполеон на острова св.Елены”

(сюжетне картины)


Работая по теме урока, вы познакомитесь с уникальными картинами этого художника. Какие из предложенных репродукций соответствуют сухопутной теме? („Старая Феодосия” ,„Аул Гуниб в Дагестане”,„Ветряные мельницы в украинской степи при закате солнца” „Свадьба на Украине”)


У каждой группы есть свой ПУТЕВОЙ ЛИСТ с заданими на урок (см. Приложение №2). За каждое выполненное задание группа получает репродукцию картины И.Айвазовского. При подведении итогов урока количество заработанных „бонусов” будет учтено.

  • Работа у доски с последующей записью в тетрадях (через проэктор на доске выведены два предложения ).Выполнить сравнительный анализ предложений.

Степь давно очаровала живописца, эта любовь сквозит в указанной работе. (предложение сложное, в каждой грамматической основе сказуемое простое глагольное)

В ней мы можем обнаружить прозрачность и изысканность палитры, романтическую взволнованность.( предложение простое, сказуемое состоит из двух слов)

  • Работа с учебником (стр. 61)

Выполнить упр.103

Записать в тетрадях формулу составного глагольного сказуемого.


СГС= инфинитив+вспомагательный глагол

склонен должен способен обязан

рад готов намерен

мочь хотеть стать начать

продолжать желать...

  • Работа в группах

Задание №1(в путевых листах) Списать предложение, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, подчеркнуть сказуемое.

- Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством И.Айвазовского -„отца города Феодосии” .

- В Государственном Русском музее (г. Санки- Петербург) ты сможешь познайомиться с „сухопутними” пейзажами И.Айвазовского „Ветряные мельницы в степи при закате солнца” , „Свадьба на Украине”

- На этих полотнах художник сумел донести до зрителя великолепие пейзажа, национальные особенности культуры .

- Как правдиво И.Айвазовский мог изображать красоту и непреодолимую силу этого края.


Задание №2. Составить из даннях слов составное глагольное сказуемое (форму данных слов можно видоизменять)

- уметь мочь передать показать

(умел передать, может показаться...)

- начинать стремиться чувствовать коснуться

( начинаешь чувствовать, стремится коснуться...)

- хотеть любить рассматривать перенести

(хочет перенести, люблю рассматривать...)

- учить уважать заставлять обратить

(учит обращать вниманиеь,заставляет уважать...)

?? Почему данные конструкции нельзя назвать словосочетаниями?

Задание №3. Рассмотреть репродукции картин, составить ассоциативный ряд ,используя имена прилагательные)

(Сельский, народный, праздничный,весёлый счастливый, светлый...).

(Приглушенный, спокойный,теплый,уставший, умиротворённый,счастливый).

Задание №4. Выполнить разборы слов с последующей сопроверкой по группам:

- СПОКОЙНЫЙ (фонетический разбор)

- КОНТРАСТНЫЙ (морфологический разбор)

- УМИРОТВОРЁННЫЙ (словообразовательный)

- ПРАЗДНИЧНОЕ ( по составу)

Задание №5 Зрительный диктант с предварительным объяснением орфограмм , пунктограмм и последующей самопроверкой, обращается внимание на составные глагольные сказуемые. Предложения выведены на экран.. Каждая группа по памяти записывает по одному предложению в тетрадь.

- Наряду с морскими пейзажами у И.Айвазовского стали появляться „сухопутные” картины.

- С картиной „ Аул Гулиб в Дагестане” мы смогли познайомиться сегодня.

- Праздничность атмосферы свадьбы автор старается подчеркнуть яркими одеждами.

- «Народные» картины И.Айвазовского учат нас любить народную культуру.

Задание №6. Каждая группа составляет схему предложения с прямой речью, записывают на доске с последующей сопроверкой.

  • „Мой адрес: всегда в Феодосии”.- писал И.Айвазовский П.Третьякову.

  • „Чуть повеет весной,- писал художник,- меня тянет в Крым, к морю”.

  • Айвазовский как-то заметил о своей жизни, исполненной трудов и успехов:” Счастье улыбнулось мне”.

  • Мнение многих выразил И.Крамской : ”Айвазовский,- заявил он,- есть звезда первой величины, и не только у нас, а в истории искусства вообще”.

ІІІ. Подведение итогов урока (каждая группа задаёт вопрос другой группе по теме урока)

* Что называется составным глагольным сказуемым?

* Какие грамматические значения выражает вспомогательный глагол? (наклонение, время)

* Какие смысловые значения выражает вспомогательный глагол? (начала,конца,продолжительности действия, его желательностиили возможности).

* Чем может быть выражен вспомогательный глагол? (сочетанием некоторых кратких имён прилагательных и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений)

ІУ.Домашнее задание (разного уровня сложности)

  • выучить правила (стр.61-62), выполнить упр.105

  • повторить правописание слов по теме «Живопись», подготовиться к словарному диктанту ( слова смотри в путевом листе)

  • составить мини-сочинение-рассуждение „Картина И.Айвазовского, которая меня вдохновила...” с использованием составного глагольного сказуемого




Учебник








Словарь









Репродукции картин













Таблички, репродукции картин

музыкальный отрывок из оперы „Запорожец за Дунаем”





















Репродукции картин „Ветряные мельныцы”..”Свадьба на Украине”

„Старая Феодосия»” ,Аул Гуниб в Дагестане”










музыка М.Волчкевич „Степь на закате”

Проектор












Учебник













Путевой лист
























Путевой лист

музыка М.Волчкевич „Степь на закате”













Репродукции картин

музыкальный отрывок из оперы „Запорожец за Дунаем”




в робочих тетрадях






Путевой лист

Проэктор

















Путевой лист




















2 мин.






1 мин.

























6 мин


































3 мин











4 мин.











2 мин


















2 мин












2 мин







3 мин.






15 мин














2 мин














3 мин




ПРИЛОЖЕНИЕ №1 ПУТЕВОЙ ЛИСТ ГРУППЫ „МАРИНИСТЫ”


Задание№1 Списать предложение, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, подчеркнуть сказуемое.

Сегодня мы пр(о/а)должаем знакоми(ть/ т)ся с творчеством И.Айвазовского - „отца города Феодосии” .


Задание №2. Составить из даннях слов составное глагольное сказуемое (форму данных слов можно видоизменять)

УМЕТЬ МОЧЬ ПЕРЕДАТЬ ПОКАЗАТЬ


Задание №3. Рассмотреть репродукцию картины „ Ветряные мельницы в степи при закате солнца», составить ассоциативный ряд ,используя имена прилагательные)


Задание №4. Выполнить разборы слов с последующей сопроверкой по группам:

СПОКОЙНЫЙ (фонетический разбор)


Задание №5 Зрительный диктант с предварительным объяснением орфограмм , пунктограмм и последующей самопроверкой, обращается внимание на составные глагольные сказуемые. Предложения выведены на экран.. Каждая группа по памяти записывает по одному предложению

Наряду с морскими пейзажами у И.Айвазовского стали появляться „сухопутные” картины.


Задание №6. Каждая группа составляет схему предложения с прямой речью, записывают на доске с последующей сопроверкой.

Мой адрес: всегда в Феодосии”.- писал И.Айвазовский П.Третьякову.



Домашнее задание: повторить правописание слов по теме «Живопись», подготовиться к словарному диктанту


КОЛОРИТ, КОМПОЗИЦИЯ, ЭТЮД, НОКТЮРН, ПАННО, РИСУНОК, ИСКУССТВО, ЖИВОПИСЬ, ПОЛОТНО, ПАЛИТРА, КАРТИНА, НОКТЮРН, ПЛАКАТ, ЭСКИЗ, ГАЛЕРЕЯ, ЭКСПОНАТ, КОНТРАСТ.





ПУТЕВОЙ ЛИСТ ГРУППЫ „ПЕЙЗАЖИСТЫ”


Задание №1 Списать предложение, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, подчеркнуть сказуемое.

В Государстве(нн/н)ом Русском музее (г. Санки- П(и/е)тербург) ты сможеш(ь) познайоми(т/ть)ся с „сухопутними” п(и/е)йзажами И.Айвазовского „Ветряные мельницы в украинской степи при закате со(л)нца” „Свадьба на Украине”


Задание №2. Составить из даннях слов составное глагольное сказуемое (форму данных слов можно видоизменять)

НАЧИНАТЬ СТРЕМИТЬСЯ ЧУВСТВОВАТЬ КОСНУТЬСЯ


Задание №3. Рассмотреть репродукцию картины „ Свадьба на Украине”, составить ассоциативный ряд ,используя имена прилагательные)


Задание №4. Выполнить разборы слов с последующей сопроверкой по группам:

КОНТРАСТНЫЙ (морфологический разбор)


Задание №5 Зрительный диктант с предварительным объяснением орфограмм , пунктограмм и последующей самопроверкой, обращается внимание на составные глагольные сказуемые. Предложения выведены на экран.. Каждая группа по памяти записывает по одному предложению

С картиной „Аул Гуниб в Дагестане ” мы смогли познайомиться сегодня.


Задание №6. Каждая группа составляет схему предложения с прямой речью, записывают на доске с последующей сопроверкой.

Чуть повеет весной,- писал художник,- меня тянет в Крым, к морю”.


Домашнее задание: повторить правописание слов по теме «Живопись», подготовиться к словарному диктанту


КОЛОРИТ, КОМПОЗИЦИЯ, ЭТЮД, НОКТЮРН, ПАННО, РИСУНОК, ИСКУССТВО, ЖИВОПИСЬ, ПОЛОТНО, ПАЛИТРА, КАРТИНА, НОКТЮРН, ПЛАКАТ, ЭСКИЗ, ГАЛЕРЕЯ, ЭКСПОНАТ, КОНТРАСТ.





ПУТЕВОЙ ЛИСТ ГРУППЫ „БАТАЛИСТЫ”


Задание №1 Списать предложение, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, подчеркнуть сказуемое.

На этих п(а/о)лотнах художник сумел д(о/а)нести до зрителя вел(е/и)колепие украинского пейзажа национальные особе(нн/н)ости культуры.


Задание №2. Составить из даннях слов составное глагольное сказуемое (форму данных слов можно видоизменять)

ХОТЕТЬ ЛЮБИТЬ РАССМАТРИВАТЬ ПЕРЕНЕСТИ


Задание №3. Рассмотреть репродукцию картины „Ветряные мельницы в украинской степи при закате солнца” , составить ассоциативный ряд ,используя имена прилагательные)


Задание №4. Выполнить разборы слов с последующей сопроверкой по группам:

УМИРОТВОРЁННЫЙ (словообразовательный)


Задание №5 Зрительный диктант с предварительным объяснением орфограмм , пунктограмм и последующей самопроверкой, обращается внимание на составные глагольные сказуемые. Предложения выведены на экран.. Каждая группа по памяти записывает по одному предложению

Праздничность атмосферы свадьбы автор старается подчеркнуть яркими одеждами.

Задание №6. Каждая группа составляет схему предложения с прямой речью, записывают на доске с последующей сопроверкой.

Айвазовский как-то заметил о своей жизни, исполненной трудов и успехов:” Счастье улыбнулось мне”.


Домашнее задание: повторить правописание слов по теме «Живопись», подготовиться к словарному диктанту


КОЛОРИТ, КОМПОЗИЦИЯ, ЭТЮД, НОКТЮРН, ПАННО, РИСУНОК, ИСКУССТВО, ЖИВОПИСЬ, ПОЛОТНО, ПАЛИТРА, КАРТИНА, НОКТЮРН, ПЛАКАТ, ЭСКИЗ, ГАЛЕРЕЯ, ЭКСПОНАТ, КОНТРАСТ.






ПУТЕВОЙ ЛИСТ ГРУППЫ „СЮЖЕТНИКИ”


Задание №1 Списать предложение, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, подчеркнуть сказуемое.

Как пр(а/о)вдиво И.Айвазовский мог изображать кр(а/о)соту и (не)одолимую силу этого края.


Задание №2. Составить из даннях слов составное глагольное сказуемое (форму данных слов можно видоизменять)

УЧИТЬ УВАЖАТЬ ЗАСТАВЛЯТЬ ОБРАТИТЬ


Задание №3. Рассмотреть репродукцию картины „Свадьба на Украине”, составить ассоциативный ряд ,используя имена прилагательные)


Задание №4. Выполнить разборы слов с последующей сопроверкой по группам:

ПРАЗДНИЧНОЕ ( по составу)


Задание №5 Зрительный диктант с предварительным объяснением орфограмм , пунктограмм и последующей самопроверкой, обращается внимание на составные глагольные сказуемые. Предложения выведены на экран.. Каждая группа по памяти записывает по одному предложению

Народные” картины И.Айвазовского учат нас любить национальную культуру


Задание №6. Каждая группа составляет схему предложения с прямой речью, записывают на доске с последующей сопроверкой.

Мнение многих выразил И.Крамской : ”Айвазовский,- заявил он,- есть звезда первой величины, и не только у нас, а в истории искусства вообще”.


Домашнее задание: повторить правописание слов по теме «Живопись», подготовиться к словарному диктанту


КОЛОРИТ, КОМПОЗИЦИЯ, ЭТЮД, НОКТЮРН, ПАННО, РИСУНОК, ИСКУССТВО, ЖИВОПИСЬ, ПОЛОТНО, ПАЛИТРА, КАРТИНА, НОКТЮРН, ПЛАКАТ, ЭСКИЗ, ГАЛЕРЕЯ, ЭКСПОНАТ, КОНТРАСТ.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!