10
К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
ХУДОЖНИКА
Иван Константинович Айвазовский
(1817-1900)
Мирошина Ольга Евгеньевна, учитель русского языка и литературы,
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ШКОЛА № 28 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Контактный телефон 0667989123, 0713204407
Электронная почта [email protected]
УРОК- ЭКСКУРСИЯ
Тема урока: Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения.
Цели урока:
Научить определять в текстах составное глагольное сказуемое, применять знания
при составлении предложений.
Развивать социальную, поликультурную, коммуникативную компетентность
обучающихся. Способствовать развитию продуктивной
творческой деятельности.
Воспитывать у учащихся интерес к живописи, культуре.
Повторить правописание предложений с прямой речью, лексическое значение слова.
Тема высказываний: Сухопутные пейзажи И.Айвазовского.
Оборудование Учебник Русский язик. 8 класс:ученик для общеобразовательных организаций/ Л.А. Трорстенцова , Т.А. Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; научн. ред. Н.М.Шанский.-3-е изд.-М.: Просвещение, 2016); проектор; портрет И.Айвазовского, репродукции его картин (приложение №1); путевые листы (приложение №2);Музыка М. Волчкевич „Степь на закате”, С.Гулак-Артемовский опера „Запорожец за Дунаем”сцена „Свадьба” в исполнени хора.
Эпиграф «Родился смертным, оставил по себе бессмертную память”.
Надпись, высеченная по-древнеармянски
на надгробии художника
ХОД УРОКА
| | |
І. Актуализация опорних знаний 1. Объявление темы и целей урока 2. Проверка домашнего задания - (упражнение 101) Учитель. Чем может бать выражено сказуемое? ( глаголом в одном из наклонений, именем существительным, прилагательным в полной и краткой форме, причастием в краткой форме, наречием, междометием) - определить лексическое значение слов Пейзажист (художник, специалист по пейзажам) Портретист (художник, который пишет портреты) Маринист (художник, пишущий море) Баталист (художник,передающий те или иные события) ІІ. Работа по теме урока Учитель. В 2017 году мы отмечали 200-летие со дня рождения известного художника И.Айвазовского. Сегодня мы совершим экскурсию по залам известных музеев, где выставлены картины великого художника (Национальная картинная галерея им. И.К.Айвазовского, Феодосия; Государственная Третьяковская галерея, Москва; Государственный русский музей, Санкт- Петербург). На уроках развития речевой деятельности вы знакомились с творчеством этого художника. Какие картины И.Айвазовского вам известны? (учащиеся называют). Назовите в выше перечисленных жанрах «четвёртое лишнее” для творчества И.Айвазовского ( портретист) Не всем известно, что Айвазовский пробовал себя как сухопутный пейзажист. У каждого из вас на рабочем столе лежит табличка с надписью („Маринисты” „Пейзажисты” „”Баталисты” „Сюжетники”) объединитесь в группы и выполните задание на соответствие (название картины- жанровая принадлежность) „Старая Феодосия„Аул Гуниб в Дагестане” „Вид Константинополя при лунном освещении” „Ветряные мельницы в степи при закате солнца” (пейзажи сухопутные) (сюжетне картины) Работая по теме урока, вы познакомитесь с уникальными картинами этого художника. Какие из предложенных репродукций соответствуют сухопутной теме? („Старая Феодосия” ,„Аул Гуниб в Дагестане”,„Ветряные мельницы в украинской степи при закате солнца” „Свадьба на Украине”) У каждой группы есть свой ПУТЕВОЙ ЛИСТ с заданими на урок (см. Приложение №2). За каждое выполненное задание группа получает репродукцию картины И.Айвазовского. При подведении итогов урока количество заработанных „бонусов” будет учтено. Степь давно очаровала живописца, эта любовь сквозит в указанной работе. (предложение сложное, в каждой грамматической основе сказуемое простое глагольное) В ней мы можем обнаружить прозрачность и изысканность палитры, романтическую взволнованность.( предложение простое, сказуемое состоит из двух слов) Выполнить упр.103 Записать в тетрадях формулу составного глагольного сказуемого. СГС= инфинитив+вспомагательный глагол склонен должен способен обязан рад готов намерен мочь хотеть стать начать продолжать желать... Задание №1(в путевых листах) Списать предложение, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, подчеркнуть сказуемое. - Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством И.Айвазовского -„отца города Феодосии” . - В Государственном Русском музее (г. Санки- Петербург) ты сможешь познайомиться с „сухопутними” пейзажами И.Айвазовского „Ветряные мельницы в степи при закате солнца” , „Свадьба на Украине” - На этих полотнах художник сумел донести до зрителя великолепие пейзажа, национальные особенности культуры . - Как правдиво И.Айвазовский мог изображать красоту и непреодолимую силу этого края. Задание №2. Составить из даннях слов составное глагольное сказуемое (форму данных слов можно видоизменять) - уметь мочь передать показать (умел передать, может показаться...) - начинать стремиться чувствовать коснуться ( начинаешь чувствовать, стремится коснуться...) - хотеть любить рассматривать перенести (хочет перенести, люблю рассматривать...) - учить уважать заставлять обратить (учит обращать вниманиеь,заставляет уважать...) ?? Почему данные конструкции нельзя назвать словосочетаниями? Задание №3. Рассмотреть репродукции картин, составить ассоциативный ряд ,используя имена прилагательные) (Сельский, народный, праздничный,весёлый счастливый, светлый...). (Приглушенный, спокойный,теплый,уставший, умиротворённый,счастливый). Задание №4. Выполнить разборы слов с последующей сопроверкой по группам: - СПОКОЙНЫЙ (фонетический разбор) - КОНТРАСТНЫЙ (морфологический разбор) - УМИРОТВОРЁННЫЙ (словообразовательный) - ПРАЗДНИЧНОЕ ( по составу) Задание №5 Зрительный диктант с предварительным объяснением орфограмм , пунктограмм и последующей самопроверкой, обращается внимание на составные глагольные сказуемые. Предложения выведены на экран.. Каждая группа по памяти записывает по одному предложению в тетрадь. - Наряду с морскими пейзажами у И.Айвазовского стали появляться „сухопутные” картины. - С картиной „ Аул Гулиб в Дагестане” мы смогли познайомиться сегодня. - Праздничность атмосферы свадьбы автор старается подчеркнуть яркими одеждами. - «Народные» картины И.Айвазовского учат нас любить народную культуру. Задание №6. Каждая группа составляет схему предложения с прямой речью, записывают на доске с последующей сопроверкой. „Мой адрес: всегда в Феодосии”.- писал И.Айвазовский П.Третьякову. „Чуть повеет весной,- писал художник,- меня тянет в Крым, к морю”. Айвазовский как-то заметил о своей жизни, исполненной трудов и успехов:” Счастье улыбнулось мне”. Мнение многих выразил И.Крамской : ”Айвазовский,- заявил он,- есть звезда первой величины, и не только у нас, а в истории искусства вообще”. ІІІ. Подведение итогов урока (каждая группа задаёт вопрос другой группе по теме урока) * Что называется составным глагольным сказуемым? * Какие грамматические значения выражает вспомогательный глагол? (наклонение, время) * Какие смысловые значения выражает вспомогательный глагол? (начала,конца,продолжительности действия, его желательностиили возможности). * Чем может быть выражен вспомогательный глагол? (сочетанием некоторых кратких имён прилагательных и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений) ІУ.Домашнее задание (разного уровня сложности) выучить правила (стр.61-62), выполнить упр.105 повторить правописание слов по теме «Живопись», подготовиться к словарному диктанту ( слова смотри в путевом листе) составить мини-сочинение-рассуждение „Картина И.Айвазовского, которая меня вдохновила...” с использованием составного глагольного сказуемого | Учебник Словарь Репродукции картин Таблички, репродукции картин музыкальный отрывок из оперы „Запорожец за Дунаем” Репродукции картин „Ветряные мельныцы”..”Свадьба на Украине” „Старая Феодосия»” ,Аул Гуниб в Дагестане” музыка М.Волчкевич „Степь на закате” Проектор Учебник Путевой лист Путевой лист музыка М.Волчкевич „Степь на закате” Репродукции картин музыкальный отрывок из оперы „Запорожец за Дунаем” в робочих тетрадях Путевой лист Проэктор Путевой лист | 2 мин. 1 мин. 6 мин 3 мин 4 мин. 2 мин 2 мин 2 мин 3 мин. 15 мин 2 мин 3 мин |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 ПУТЕВОЙ ЛИСТ ГРУППЫ „МАРИНИСТЫ”
Задание№1 Списать предложение, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, подчеркнуть сказуемое.
Сегодня мы пр(о/а)должаем знакоми(ть/ т)ся с творчеством И.Айвазовского - „отца города Феодосии” .
Задание №2. Составить из даннях слов составное глагольное сказуемое (форму данных слов можно видоизменять)
УМЕТЬ МОЧЬ ПЕРЕДАТЬ ПОКАЗАТЬ
Задание №3. Рассмотреть репродукцию картины „ Ветряные мельницы в степи при закате солнца», составить ассоциативный ряд ,используя имена прилагательные)
Задание №4. Выполнить разборы слов с последующей сопроверкой по группам:
СПОКОЙНЫЙ (фонетический разбор)
Задание №5 Зрительный диктант с предварительным объяснением орфограмм , пунктограмм и последующей самопроверкой, обращается внимание на составные глагольные сказуемые. Предложения выведены на экран.. Каждая группа по памяти записывает по одному предложению
Наряду с морскими пейзажами у И.Айвазовского стали появляться „сухопутные” картины.
Задание №6. Каждая группа составляет схему предложения с прямой речью, записывают на доске с последующей сопроверкой.
„Мой адрес: всегда в Феодосии”.- писал И.Айвазовский П.Третьякову.
Домашнее задание: повторить правописание слов по теме «Живопись», подготовиться к словарному диктанту
КОЛОРИТ, КОМПОЗИЦИЯ, ЭТЮД, НОКТЮРН, ПАННО, РИСУНОК, ИСКУССТВО, ЖИВОПИСЬ, ПОЛОТНО, ПАЛИТРА, КАРТИНА, НОКТЮРН, ПЛАКАТ, ЭСКИЗ, ГАЛЕРЕЯ, ЭКСПОНАТ, КОНТРАСТ.
ПУТЕВОЙ ЛИСТ ГРУППЫ „ПЕЙЗАЖИСТЫ”
Задание №1 Списать предложение, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, подчеркнуть сказуемое.
В Государстве(нн/н)ом Русском музее (г. Санки- П(и/е)тербург) ты сможеш(ь) познайоми(т/ть)ся с „сухопутними” п(и/е)йзажами И.Айвазовского „Ветряные мельницы в украинской степи при закате со(л)нца” „Свадьба на Украине”
Задание №2. Составить из даннях слов составное глагольное сказуемое (форму данных слов можно видоизменять)
НАЧИНАТЬ СТРЕМИТЬСЯ ЧУВСТВОВАТЬ КОСНУТЬСЯ
Задание №3. Рассмотреть репродукцию картины „ Свадьба на Украине”, составить ассоциативный ряд ,используя имена прилагательные)
Задание №4. Выполнить разборы слов с последующей сопроверкой по группам:
КОНТРАСТНЫЙ (морфологический разбор)
Задание №5 Зрительный диктант с предварительным объяснением орфограмм , пунктограмм и последующей самопроверкой, обращается внимание на составные глагольные сказуемые. Предложения выведены на экран.. Каждая группа по памяти записывает по одному предложению
С картиной „Аул Гуниб в Дагестане ” мы смогли познайомиться сегодня.
Задание №6. Каждая группа составляет схему предложения с прямой речью, записывают на доске с последующей сопроверкой.
„Чуть повеет весной,- писал художник,- меня тянет в Крым, к морю”.
Домашнее задание: повторить правописание слов по теме «Живопись», подготовиться к словарному диктанту
КОЛОРИТ, КОМПОЗИЦИЯ, ЭТЮД, НОКТЮРН, ПАННО, РИСУНОК, ИСКУССТВО, ЖИВОПИСЬ, ПОЛОТНО, ПАЛИТРА, КАРТИНА, НОКТЮРН, ПЛАКАТ, ЭСКИЗ, ГАЛЕРЕЯ, ЭКСПОНАТ, КОНТРАСТ.
ПУТЕВОЙ ЛИСТ ГРУППЫ „БАТАЛИСТЫ”
Задание №1 Списать предложение, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, подчеркнуть сказуемое.
На этих п(а/о)лотнах художник сумел д(о/а)нести до зрителя вел(е/и)колепие украинского пейзажа национальные особе(нн/н)ости культуры.
Задание №2. Составить из даннях слов составное глагольное сказуемое (форму данных слов можно видоизменять)
ХОТЕТЬ ЛЮБИТЬ РАССМАТРИВАТЬ ПЕРЕНЕСТИ
Задание №3. Рассмотреть репродукцию картины „Ветряные мельницы в украинской степи при закате солнца” , составить ассоциативный ряд ,используя имена прилагательные)
Задание №4. Выполнить разборы слов с последующей сопроверкой по группам:
УМИРОТВОРЁННЫЙ (словообразовательный)
Задание №5 Зрительный диктант с предварительным объяснением орфограмм , пунктограмм и последующей самопроверкой, обращается внимание на составные глагольные сказуемые. Предложения выведены на экран.. Каждая группа по памяти записывает по одному предложению
Праздничность атмосферы свадьбы автор старается подчеркнуть яркими одеждами.
Задание №6. Каждая группа составляет схему предложения с прямой речью, записывают на доске с последующей сопроверкой.
Айвазовский как-то заметил о своей жизни, исполненной трудов и успехов:” Счастье улыбнулось мне”.
Домашнее задание: повторить правописание слов по теме «Живопись», подготовиться к словарному диктанту
КОЛОРИТ, КОМПОЗИЦИЯ, ЭТЮД, НОКТЮРН, ПАННО, РИСУНОК, ИСКУССТВО, ЖИВОПИСЬ, ПОЛОТНО, ПАЛИТРА, КАРТИНА, НОКТЮРН, ПЛАКАТ, ЭСКИЗ, ГАЛЕРЕЯ, ЭКСПОНАТ, КОНТРАСТ.
ПУТЕВОЙ ЛИСТ ГРУППЫ „СЮЖЕТНИКИ”
Задание №1 Списать предложение, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, подчеркнуть сказуемое.
Как пр(а/о)вдиво И.Айвазовский мог изображать кр(а/о)соту и (не)одолимую силу этого края.
Задание №2. Составить из даннях слов составное глагольное сказуемое (форму данных слов можно видоизменять)
УЧИТЬ УВАЖАТЬ ЗАСТАВЛЯТЬ ОБРАТИТЬ
Задание №3. Рассмотреть репродукцию картины „Свадьба на Украине”, составить ассоциативный ряд ,используя имена прилагательные)
Задание №4. Выполнить разборы слов с последующей сопроверкой по группам:
ПРАЗДНИЧНОЕ ( по составу)
Задание №5 Зрительный диктант с предварительным объяснением орфограмм , пунктограмм и последующей самопроверкой, обращается внимание на составные глагольные сказуемые. Предложения выведены на экран.. Каждая группа по памяти записывает по одному предложению
„ Народные” картины И.Айвазовского учат нас любить национальную культуру
Задание №6. Каждая группа составляет схему предложения с прямой речью, записывают на доске с последующей сопроверкой.
Мнение многих выразил И.Крамской : ”Айвазовский,- заявил он,- есть звезда первой величины, и не только у нас, а в истории искусства вообще”.
Домашнее задание: повторить правописание слов по теме «Живопись», подготовиться к словарному диктанту
КОЛОРИТ, КОМПОЗИЦИЯ, ЭТЮД, НОКТЮРН, ПАННО, РИСУНОК, ИСКУССТВО, ЖИВОПИСЬ, ПОЛОТНО, ПАЛИТРА, КАРТИНА, НОКТЮРН, ПЛАКАТ, ЭСКИЗ, ГАЛЕРЕЯ, ЭКСПОНАТ, КОНТРАСТ.