Урок соответствует ФГОС и включает в себя актуализацию прежних знаний, формулировку темы и целей урока учащимися, сообщение нового материала, упражнения различного характера, подведение итогов, рефлексию.
Просмотр содержимого документа
«Составное глагольное сказуемое»
Двадцать шестое октября. Классная работа.
- Проверка готовности к уроку.
- Проверка домашнего задания.
Актуализация знаний
Грамматическая основа предложения – это ….
По строению грамматической основы предложения делятся на …
Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из …
Грамматическая основа односоставных предложений состоит из …
Подлежащее – это …
Подлежащее -это главный член двусоставного предложения, называющий то, о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы именительного падежа кто? что?
Подлежащее может обозначать самые различные предметы, явления действительности и абстрактные понятия.
Чем может быть выражено подлежащее?
Сказуемое – это …
Сказуемое - это главный член двусоставного предложения, который обозначает действие, состояние или признак предмета, названного подлежащим.
Что такое простое глагольное сказуемое (ПГС)?
Простое глагольное сказуемое выражается глаголом в од ном из наклонений .
Давайте выясним:
Сравните предложения:
Я буду строить этот город.
Пускай научат меня всему.
Я не хочу идти проторенной дорогой.
Ответьте на вопросы:
Чем выражено сказуемое в этих предложениях?
Что общего у этих сказуемых и чем они различаются?
Такие сказуемые называются СОСТАВНЫЕ ГЛАГОЛЬНЫЕ СКАЗУЕМЫЕ (СГС)
Тема урока: «Составное глагольное сказуемое»
- Цели урока:
- 1. Узнать что такое СГС.
- 2. Уметь находить его в предложении, отличать от ПГС.
Запомни
ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ
ИНФИНИТИВ
СОСТАВНОЕ
СЛОВО
ГЛАГОЛА
ГЛАГОЛЬНОЕ
СКАЗУЕМОЕ
=
+
грамматическое
лексическое
значение
значение
Он начал писать сочинение.
Сказуемое, образованное из вспомогательного глагола и примыкающей к нему неопределённой формы, называется составным глагольным сказуемым .
В какой части составного глагольного сказуемого выражается его грамматическое значение (наклонение, время)?
А в какой части заключается основное лексическое значение сказуемого?
- Оно образуется из двух элементов, каждый из которых сам по себе выразить полностью значения сказуемого не может, например: начинаю беспокоиться, начала бы готовиться, хотел бы надеяться .
- Основное лексическое значение составного глагольного сказуемого заключено в не определённой форме глагола, а грамматическое значение (наклонение, время) выражено вспомогательным глаголом.
- Кроме грамматических значений наклонения и времени, вспомогательные глаголы выражают значения начала, конца, продолжительности действия; его желательности, необходимости, возможности, стремления и т. П.
- Например: Владимир начинал сильно беспокоиться; Он пере стал улыбаться; Мальчик не мог согласиться с другом; Лиза ре шила помочь сестре.
- Чаще всего в качестве вспомогательных употребляются глаголы начать, стать, кончить, продолжать , хотеть, мочь.
- В роли вспомогательных глаголов могут выступать сочетания некоторых прилагательных (дол жен, рад, готов, обязан, согласен и др.) и служебного глагола -связки быть в форме одного из наклонений.
- Например: Я готов с вами согласиться. Он всегда был готов помочь друзьям. Он рад был бы уйти .
Выполним упражнения в учебнике.
- Упр. 103. Спишите. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу. Укажите простые и составные глагольные сказуемые. Какие значения выражают вспомогательные глаголы в составных глагольных сказуемых?
- 1. Ещё в гимнази .. я начал зачитываться Буниным. 2. .Я стремился следовать этому совету Блока. 3. .Я начал писать автобиографическую повесть и дошёл в ней до середины жизни. 4. Я про должаю называть «Жизнь Арсеньева» повестью, хотя с таким же правом мог бы назвать её поэмой или сказкой. 5. Незнакомка стояла у калитки и пыталась раскрыть маленький зонтик, но он не раскрывался. 6. По дорожке Сокольнического парка шла та незнакомка, чей голос Левитан никак не мог забыть. 7. В слободе он решил остановиться.
- (К. Паустовский)
- Выпишите грамматическую основу предложения 14.
- (14)Три окна на девятом этаже над квартирой Хлопотовых были неуютно темны.
- ТРИ ОКНА — подлежащее, БЫЛИ ТЕМНЫ — сказуемое.
- Выпишите грамматическую основу предложения 9.
- — (9)Разве это черви?
- Основа в нем представлена подлежащим «это» и сказуемым «черви».
- Выпишите грамматическую основу предложения 8.
- (8)Что в этом мраке могли увидеть зрители?
- Подлежащее ЗРИТЕЛИ, сказуемое МОГЛИ УВИДЕТЬ.
- Выпишите грамматическую основу предложения 24.
- (24)И вдруг я расхотел пускать с балкона голубков.
- Подлежащее - я, сказуемое - расхотел пускать.
- Выпишите грамматическую основу предложения 30.
- (З0)Никто так не обидит старую, больную женщину...
- подлежащее — НИКТО, сказуемое — НЕ ОБИДИТ
- Выпишите грамматическую основу предложения 6.
- (6)Закрыв глаза, закинув простоволосую белую голову чуть назад, он мог выводить целыми днями, помогая песне плавными взмахами руки.
- ОН — подлежащее, МОГ ВЫВОДИТЬ — сказуемое.
- Выпишите грамматическую основу предложения 40.
- — (40)Я не могу идти в лес.
- подлежащее — Я, сказуемое — НЕ МОГУ ИДТИ.
- Найдите «четвертое лишнее» среди сказуемых в предложениях:
- 1) В клетке соловей перестал петь.
- 2) Команда будет выступать на своем поле.
- 3) Мы будем рады видеть вас у себя.
- 4) Оксана любила покрасоваться.
- Во втором предложении простое глагольное сказуемое выражено формой сложного будущего времени.
Итоги урока:
- 1. Как образуется СГС?
- Оно образуется из двух элементов, каждый из которых сам по себе выразить полностью значения сказуемого не может. Приведите пример.
- 2. В какой части СГС заключается основное лексическое значение?
- Основное лексическое значение составного глагольного сказуемого заключено в не определённой форме глагола. Приведите пример.
- 3. В какой части СГС заключается основное грамматическое значение?
- Грамматическое значение (наклонение, время) выражено вспомогательным глаголом. Приведите пример.
- Кроме грамматических значений наклонения и времени, вспомогательные глаголы выражают значения начала, конца, продолжительности действия; его желательности, необходимости, возможности, стремления и т. п.
- 4. Какие глаголы чаще всего употребляются в качестве вспомогательных?
- Чаще всего в качестве вспомогательных употребляются глаголы начать, стать, кончить, продолжать, хотеть, мочь. Приведите пример.
- 5. Какие еще сочетания могут выступать в роли вспомогательных глаголов?
- В роли вспомогательных глаголов могут выступать сочетания некоторых прилагательных (должен, рад, готов, обязан, согласен и др.) и служебного глагола -связки быть в форме одного из наклонений. Приведите пример.
Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы:
- 1. Сегодня на уроке я узнал(а) ( ЧТО? )
- 2. Сегодня на уроке я научился(лась) ( ЧЕМУ? )
- 3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать ( ЧТО? )
- 4. Самым неожиданным для меня сегодня стало ( ЧТО? )
- 5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше ( ЧТО СДЕЛАТЬ?)
- 6. Осталось непонятным ( ЧТО? )
- 7. Выполнение заданий на уроке мне понравилось (не понравилось) потому, что
- 8. Наиболее трудным мне показалось
- 9. Я думаю, это потому, что
- 10. Самым интересным было
- 11. Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал
Домашнее задание.