СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Составное глагольное сказуемое

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок соответствует ФГОС и включает в себя актуализацию прежних знаний, формулировку темы и целей урока учащимися, сообщение нового материала, упражнения различного характера, подведение итогов, рефлексию. 

Просмотр содержимого документа
«Составное глагольное сказуемое»

Двадцать шестое октября.  Классная работа. Проверка готовности к уроку. Проверка домашнего задания.

Двадцать шестое октября. Классная работа.

  • Проверка готовности к уроку.
  • Проверка домашнего задания.
Актуализация знаний Грамматическая основа предложения – это …. По строению грамматической основы предложения делятся на … Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из … Грамматическая основа односоставных предложений состоит из … Подлежащее – это … Подлежащее -это главный член двусоставного предложе­ния, называющий то, о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы именительного падежа кто? что? Подлежащее может обозначать самые различные предметы, явления действительности и абстрактные понятия. Чем может быть выражено подлежащее? Сказуемое – это … Сказуемое  - это главный член двусоставного предложения, который обозначает действие, состояние или признак предме­та, названного подлежащим. Что такое простое глагольное сказуемое (ПГС)? Простое глагольное сказуемое  выражается глаголом в од­ ном из наклонений .

Актуализация знаний

Грамматическая основа предложения – это ….

По строению грамматической основы предложения делятся на …

Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из …

Грамматическая основа односоставных предложений состоит из …

Подлежащее – это …

Подлежащее -это главный член двусоставного предложе­ния, называющий то, о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы именительного падежа кто? что?

Подлежащее может обозначать самые различные предметы, явления действительности и абстрактные понятия.

Чем может быть выражено подлежащее?

Сказуемое – это …

Сказуемое - это главный член двусоставного предложения, который обозначает действие, состояние или признак предме­та, названного подлежащим.

Что такое простое глагольное сказуемое (ПГС)?

Простое глагольное сказуемое выражается глаголом в од­ ном из наклонений .

Давайте выясним: Сравните предложения: Я буду строить этот город. Пускай научат меня всему. Я не хочу идти проторенной дорогой.   Ответьте на вопросы: Чем выражено сказуемое в этих предложениях? Что общего у этих сказуемых и чем они различаются? Такие сказуемые называются СОСТАВНЫЕ ГЛАГОЛЬНЫЕ СКАЗУЕМЫЕ (СГС)

Давайте выясним:

Сравните предложения:

Я буду строить этот город.

Пускай научат меня всему.

Я не хочу идти проторенной дорогой.

Ответьте на вопросы:

Чем выражено сказуемое в этих предложениях?

Что общего у этих сказуемых и чем они различаются?

Такие сказуемые называются СОСТАВНЫЕ ГЛАГОЛЬНЫЕ СКАЗУЕМЫЕ (СГС)

Тема урока:  «Составное глагольное сказуемое» Цели урока: 1. Узнать что такое СГС. 2. Уметь находить его в предложении, отличать от ПГС.

Тема урока: «Составное глагольное сказуемое»

  • Цели урока:
  • 1. Узнать что такое СГС.
  • 2. Уметь находить его в предложении, отличать от ПГС.
Запомни ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ИНФИНИТИВ СОСТАВНОЕ СЛОВО ГЛАГОЛА ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ = + грамматическое лексическое значение значение Он начал писать сочинение. Сказуемое, образованное из вспомогательного глагола и при­мыкающей к нему неопределённой формы, называется состав­ным глагольным сказуемым . В какой части составного глагольного сказуемого выражается его грамматическое значение (наклонение, время)? А в какой части заключается основное лексическое значение сказуемого?

Запомни

ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ

ИНФИНИТИВ

СОСТАВНОЕ

СЛОВО

ГЛАГОЛА

ГЛАГОЛЬНОЕ

СКАЗУЕМОЕ

=

+

грамматическое

лексическое

значение

значение

Он начал писать сочинение.

Сказуемое, образованное из вспомогательного глагола и при­мыкающей к нему неопределённой формы, называется состав­ным глагольным сказуемым .

В какой части составного глагольного сказуемого выражается его грамматическое значение (наклонение, время)?

А в какой части заключается основное лексическое значение сказуемого?

  • Оно образуется из двух элементов, каждый из которых сам по себе выразить полностью значения сказуемого не может, на­пример: начинаю беспокоиться, начала бы готовиться, хотел бы надеяться .
  • Основное лексическое значение составного глагольного сказуемого заключено в не­ определённой форме глагола, а грамматиче­ское значение (наклонение, время) выражено вспомогательным глаголом.
  • Кроме грамматических значений наклоне­ния и времени, вспомогательные глаголы выражают значения начала, конца, продолжительности действия; его желательности, необходимости, возможности, стремления и т. П.
  • Например: Владимир начинал сильно беспокоиться; Он пере­ стал улыбаться; Мальчик не мог согласиться с другом; Лиза ре­ шила помочь сестре.
  • Чаще всего в качестве вспомогательных употребляются глаго­лы начать, стать, кончить, продолжать , хотеть, мочь.
  • В роли вспомогательных глаголов могут выступать сочетания некоторых прилагательных (дол­ жен, рад, готов, обязан, согласен и др.) и служебно­го глагола -связки быть в форме одного из наклонений.
  • Например: Я готов с вами согласиться. Он всегда был готов помочь друзьям. Он рад был бы уйти .
Выполним упражнения в учебнике. Упр. 103. Спишите. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу. Укажите простые и составные глагольные сказуемые. Какие значения выражают вспомогательные глаголы в составных глагольных сказуемых? 1.  Ещё в гимнази .. я начал зачитываться Буниным. 2. .Я стре­мился следовать этому совету Блока. 3. .Я начал писать автобио­графическую повесть и дошёл в ней до середины жизни. 4. Я про­ должаю называть «Жизнь Арсеньева» повестью, хотя с таким же правом мог бы назвать её поэмой или сказкой. 5. Незнакомка стояла у калитки и пыталась раскрыть маленький зонтик, но он не раскрывался. 6. По дорожке Сокольнического парка шла та незнакомка, чей голос Левитан никак не мог забыть. 7. В слободе он решил оста­новиться. (К. Паустовский)

Выполним упражнения в учебнике.

  • Упр. 103. Спишите. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу. Укажите простые и составные глагольные сказуемые. Какие значения выражают вспомогательные глаголы в составных глагольных сказуемых?
  • 1. Ещё в гимнази .. я начал зачитываться Буниным. 2. .Я стре­мился следовать этому совету Блока. 3. .Я начал писать автобио­графическую повесть и дошёл в ней до середины жизни. 4. Я про­ должаю называть «Жизнь Арсеньева» повестью, хотя с таким же правом мог бы назвать её поэмой или сказкой. 5. Незнакомка стояла у калитки и пыталась раскрыть маленький зонтик, но он не раскрывался. 6. По дорожке Сокольнического парка шла та незнакомка, чей голос Левитан никак не мог забыть. 7. В слободе он решил оста­новиться.
  • (К. Паустовский)
Вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву пред­ло­же­ния 14. (14)Три окна на де­вя­том этаже над квар­ти­рой Хло­по­то­вых были не­уют­но темны. ТРИ ОКНА — под­ле­жа­щее, БЫЛИ ТЕМНЫ — ска­зу­е­мое. Вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву пред­ло­же­ния 9. — (9)Разве это черви? Ос­но­ва в нем пред­став­ле­на под­ле­жа­щим «это» и ска­зу­е­мым «черви».   Вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву пред­ло­же­ния 8.   (8)Что в этом мраке могли уви­деть зри­те­ли? Под­ле­жа­щее ЗРИ­ТЕ­ЛИ, ска­зу­е­мое МОГЛИ УВИ­ДЕТЬ. Вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву пред­ло­же­ния 24. (24)И вдруг я рас­хо­тел пус­кать с бал­ко­на го­луб­ков. Под­ле­жа­щее - я, ска­зу­е­мое - рас­хо­тел пус­кать.
  • Вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву пред­ло­же­ния 14.
  • (14)Три окна на де­вя­том этаже над квар­ти­рой Хло­по­то­вых были не­уют­но темны.
  • ТРИ ОКНА — под­ле­жа­щее, БЫЛИ ТЕМНЫ — ска­зу­е­мое.
  • Вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву пред­ло­же­ния 9.
  • — (9)Разве это черви?
  • Ос­но­ва в нем пред­став­ле­на под­ле­жа­щим «это» и ска­зу­е­мым «черви».
  •   Вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву пред­ло­же­ния 8.
  •   (8)Что в этом мраке могли уви­деть зри­те­ли?
  • Под­ле­жа­щее ЗРИ­ТЕ­ЛИ, ска­зу­е­мое МОГЛИ УВИ­ДЕТЬ.
  • Вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву пред­ло­же­ния 24.
  • (24)И вдруг я рас­хо­тел пус­кать с бал­ко­на го­луб­ков.
  • Под­ле­жа­щее - я, ска­зу­е­мое - рас­хо­тел пус­кать.
Вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву пред­ло­же­ния 30. (З0)Никто так не оби­дит ста­рую, боль­ную жен­щи­ну...  под­ле­жа­щее — НИКТО, ска­з­уемое — НЕ ОБИ­ДИТ Вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву пред­ло­же­ния 6. (6)За­крыв глаза, за­ки­нув про­сто­во­ло­сую белую го­ло­ву чуть назад, он мог вы­во­дить це­лы­ми днями, по­мо­гая песне плав­ны­ми взма­ха­ми руки. ОН — под­ле­жа­щее, МОГ ВЫ­ВО­ДИТЬ — ска­зу­е­мое. Вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву пред­ло­же­ния 40. —  (40)Я не могу идти в лес. под­ле­жа­щее — Я, ска­з­уемое — НЕ МОГУ ИДТИ. Найдите «четвертое лишнее» среди сказуемых в предложениях: 1) В клетке соловей перестал петь. 2) Команда будет выступать на своем поле. 3) Мы будем рады видеть вас у себя. 4) Оксана любила покрасоваться. Во втором предложении простое глагольное сказуемое выражено формой сложного будущего времени.
  • Вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву пред­ло­же­ния 30.
  • (З0)Никто так не оби­дит ста­рую, боль­ную жен­щи­ну... 
  • под­ле­жа­щее — НИКТО, ска­з­уемое — НЕ ОБИ­ДИТ
  • Вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву пред­ло­же­ния 6.
  • (6)За­крыв глаза, за­ки­нув про­сто­во­ло­сую белую го­ло­ву чуть назад, он мог вы­во­дить це­лы­ми днями, по­мо­гая песне плав­ны­ми взма­ха­ми руки.
  • ОН — под­ле­жа­щее, МОГ ВЫ­ВО­ДИТЬ — ска­зу­е­мое.
  • Вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву пред­ло­же­ния 40.
  • —  (40)Я не могу идти в лес.
  • под­ле­жа­щее — Я, ска­з­уемое — НЕ МОГУ ИДТИ.
  • Найдите «четвертое лишнее» среди сказуемых в предложениях:
  • 1) В клетке соловей перестал петь.
  • 2) Команда будет выступать на своем поле.
  • 3) Мы будем рады видеть вас у себя.
  • 4) Оксана любила покрасоваться.
  • Во втором предложении простое глагольное сказуемое выражено формой сложного будущего времени.

Итоги урока:

  • 1. Как образуется СГС?
  • Оно образуется из двух элементов, каждый из которых сам по себе выразить полностью значения сказуемого не может. Приведите пример.
  • 2. В какой части СГС заключается основное лексическое значение?
  • Основное лексическое значение составного глагольного сказуемого заключено в не­ определённой форме глагола. Приведите пример.
  • 3. В какой части СГС заключается основное грамматиче­ское значение?
  • Грамматиче­ское значение (наклонение, время) выражено вспомогательным глаголом. Приведите пример.
  • Кроме грамматических значений наклоне­ния и времени, вспомогательные глаголы выражают значения начала, конца, продолжительности действия; его желательности, необходимости, возможности, стремления и т. п.
  • 4. Какие глаголы чаще всего употребляются в качестве вспомогательных?
  • Чаще всего в качестве вспомогательных употребляются глаго­лы начать, стать, кончить, продолжать, хотеть, мочь. Приведите пример.
  • 5. Какие еще сочетания могут выступать в роли вспомогательных глаголов?
  • В роли вспомогательных глаголов могут выступать сочетания некоторых прилагательных (дол­жен, рад, готов, обязан, согласен и др.) и служебно­го глагола -связки быть в форме одного из наклонений. Приведите пример.
Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы: 1. Сегодня на уроке я узнал(а) ( ЧТО? ) 2. Сегодня на уроке я научился(лась) ( ЧЕМУ? ) 3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать ( ЧТО? )  4. Самым неожиданным для меня сегодня стало ( ЧТО? )  5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше ( ЧТО СДЕЛАТЬ?) 6. Осталось непонятным ( ЧТО? ) 7. Выполнение заданий на уроке мне понравилось (не понравилось) потому, что 8. Наиболее трудным мне показалось 9. Я думаю, это потому, что 10. Самым интересным было 11. Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал

Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы:

  • 1. Сегодня на уроке я узнал(а) ( ЧТО? )
  • 2. Сегодня на уроке я научился(лась) ( ЧЕМУ? )
  • 3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать ( ЧТО? )
  • 4. Самым неожиданным для меня сегодня стало ( ЧТО? )
  • 5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше ( ЧТО СДЕЛАТЬ?)
  • 6. Осталось непонятным ( ЧТО? )
  • 7. Выполнение заданий на уроке мне понравилось (не понравилось) потому, что
  • 8. Наиболее трудным мне показалось
  • 9. Я думаю, это потому, что
  • 10. Самым интересным было
  • 11. Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал
Домашнее задание.

Домашнее задание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!