Предмет: технология.
Учитель: Устинкина Наталья Анатольевна
Тема урока: «Составные части машин»
Класс: 6
Цель:
Задачи:
Научить рассчитывать передаточное отношение и частоту вращения, читать кинематическую схему;
Развивать технический кругозор; познавательные способности школьников в процессе решения проблемы урока;
Воспитывать интерес к занятиям по технологии.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: рассказ, беседа, практическая работа, демонстрация наглядных пособий.
Оснащение урока: столярный верстак, линейка, карандаш, станок сверлильный, ручная дрель, компьютер.
Опорные понятия: машина, передаточный механизм, исполнительный механизм, передача (реечная, зубчатая, ременная, цепная), звено (ведущее, ведомое), деталь (типовая, специальная), соединения (подвижные, неподвижные).
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка готовности к уроку. Рассаживание по парам.
Изложение нового программного материала.
1. (СЛАЙД 1) Показать различные машины и механизмы.
- ?Как вы думаете, что сегодня мы будем изучать? (СЛАЙД 2)(тему записываем и выводим цель урока)
2. (СЛАЙД 3) Посмотрите, пожалуйста, все ли это машины? Почему?
3.Как вы думаете, что такое машина? (СЛАЙД 4) (Машина это устройство, выполняющее механические движения для преобразования энергии, материалов или информации или другое определение - это устройство, которое выполняет определенные действия с целью облегчения физического и умственного труда человека).
(Читает первое определение – один ученик, второе другой. Записываем этот термин в рабочей тетради.)
Техника (от греч. techne - искусство, мастерство, умение), совокупность различных средств человеческой деятельности, для осуществления потребностей общества.
Основная часть это производственная техника. К ней относят машины, механические приспособления, приборы управления машинами и технологическими процессами.
Основной признак машины - это выполнять какую – либо полезную работу. (СЛАЙД 5)
Обычная лопата – это инструмент, при помощи которого человек копает землю. Экскаватор служит для этой же цели. Экскаватор – это машина, она совершает полезную рабочую операцию, а человек только управляет им.
Главное отличие машины от других устройств заключается в том, что машина сама совершает основные рабочие операции, в то время как орудия только помогают человеку совершать работу.
(СЛАЙД 6) Это интересно… Молодцы!!!
4.Человек использует много разных машин. А какие виды машин вы знаете?
(СЛАЙД 7) Машины бывают рабочие и энергетические. (Записать схему в тетради и на доске)
5.
преобразованию одного вида энергии в другой. К ним относятся электродвигатели, паровые турбины, двигатели внутреннего сгорания, реактивные двигатели.
Рабочие машины различают – технологические, транспортные, транспортирующие, вычислительные. Выполняемая ими работа изменяет форму, размеры или положение материалов (сведений).
(СЛАЙД 8) Например, при обработке заготовок на сверлильном станке (технологической машине) изменяется их форма — появляются отверстия. При распиливании древесины лесопильными машинами (технологическими машинами) изменяются размеры материалов — из длинных хлыстов получают короткие отрезки.
(СЛАЙД 9) Транспортные машины перевозят грузы и перемещаются сами (автомобили, теплоходы, самолеты, электровозы и т.п.).
(СЛАЙД 10) Транспортирующие машины сами неподвижны (транспортеры, конвейеры, эскалаторы и т. п.), а грузы перемещаются с помощью движущегося рабочего органа — ленты, цепи, каната.
(СЛАЙД 11) Из большого набора цифр в вычислительных машинах быстро получают точные сведения.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
6.Как вы думаете, из каких основных частей состоит машина?
(СЛАЙД 12)
Машина состоит из трёх основных частей: двигателя, передаточного механизма и рабочего органа. (Записать)
Кроме основных частей могут быть другие механизмы:
- подачи
- управления
- контроля и регулировки
- сортировки
- транспортировки
-упаковки и др.
Работой каждой машины надо управлять. Это устройства управления: рычаги, штурвалы, педали, кнопки.
Каждая машина, должна иметь какой – то остов, раму или станину, на которой крепятся все её устройства.
Каждая машина состоит из множества деталей. Деталь - это изделие, изготовленное из однородного материала - металла, пластмассы, кожи, древесины и т. д. без применения сборочных операций.
Детали — это отдельные самые простые составные части машин. (Записать)
Они делятся на типовые детали (которые в разных устройствах имеют одинаковое назначение — болты, винты, гайки, шайбы, валы, оси, шкивы, шестерни, подшипники и др.) и специальные (применяются только в данном типе машин).
Детали механизмов соединены одна с другой различными способами.
Если они не могут перемещаться относительно друг друга, то такое соединение называется неподвижным. Существуют неподвижные соединения деталей с помощью винтов, болтов и гаек (резьбовые соединения), с помощью сварки, пайки, клёпки и др.
Если детали могут перемещаться одна относительно другой, то такое соединение деталей называется подвижным. Разновидность подвижного соединения – шарнирное соединение. Соединения деталей бывают разъёмные (резьбовые) и неразъёмные (сварные).
7.Скажите, пожалуйста, кто знает, как условно обозначаются эти соединения?
Кинематическая схема. (Рассмотреть)
8.А, что такое механизм? (Это устройство для передачи и преобразования
движения). (Записать) (СЛАЙД 13)
В механизме различают ведущую и ведомую детали. (СЛАЙД 14)
Ведущая деталь приводится в движение внешней силой (рука человека, электродвигатель и т. п.), а ведомая деталь приходит в движение от ведущей.
Механизмы, предназначенные для передачи движения, называются механизмами передачи движения. На небольшие расстояния движение передается с помощью винтового или зубчатого механизмов.
(СЛАЙД 15 и 16) Для передачи вращательного движения на сравнительно большое расстояние используется ременная передача, состоящая из двух шкивов и надетого на них ремня. Чаще всего применяются плоские и клиновидные ремни.
(Составляем и заполняем таблицу в тетради)
№ п/п | Название механизма (передачи) | Составные части | Примеры |
1. | Ременная передача | Шкивы 1 и 2, ремень | Буран, сверлильный станок… |
2. | Фрикционный механизм | Катки 1 и 2 | Скутер |
3. | Зубчатый механизм | Зубчатые колеса 1 и 2 | Часовой механизм, Ручная дрель |
4. | Цепная передача | Цепь и звездочки | Велосипед |
5. | Винтовой механизм | Винт, гайка | Зажим на верстаке |
6. | Реечный механизм | Зубчатое колесо, зубчатая рейка | Сверлильный и токарный станок |
Если шкивы (или зубчатые колеса) неодинаковы по диаметру, то разные и их частоты вращения. Отношение частот вращения ведущего и ведомого шкивов (или зубчатых колес) называется передаточным отношением. (Записать) (СЛАЙД 17)
Отношение диаметра D2 ведомого шкива к диаметру Di ведущего шкива называется передаточным числом (записать).

В механизмах и машинах движение не только передается, но и преобразуется (например, вращательное в поступательное и наоборот). Для этого применяется, например, реечный механизм, состоящий из зубчатого колеса и зубчатой рейки, совершающих вращательное и поступательное движения. (Сверлильный станок, ручная дрель)

Шкивы и зубчатые колеса крепят на валах с помощью стандартных типовых деталей — шпонок.

Рис.1. Виды передач.
Ременная передача. Реечная передача. Коническая передача.
Практическая часть – Лабораторная работа.
1.Предложить учащимся осмотреть сверлильный станок в мастерской и показать:
Двигатель.
Передаточный механизм (клиноременная передача)
Механизм подачи (рукоятка)
Механизм контроля и управления (шкалы, кнопки)
2.Измерить диаметры шкивов и сосчитать сверлильного станка.
3.Прочитать схему токарного станка. Определи, какие типовые детали, механизмы и передачи отражены на кинематических схемах. Данные запиши в тетрадь.
Закрепление пройденного материала. (СЛАЙД 19)
В каких механизмах и машинах используются механические передачи?
Из каких деталей состоят эти механизмы?
Какую работу выполняют эти механизмы?
В каких механизмах встречаются эти виды передач?
Варианты ответов:
В технических машинах (швейная машина, сверлильный станок и т. д.)
В транспортных машинах, бытовых машинах, транспортерах и т. д.
Из осей, валов, шкивов, ремней, дисков и др.
Вращение, передача движения, перемещение, подъем и др.
Заключительная часть.
Учитель задает ученикам вопросы: (СЛАЙД 20)
Какие трудности вам пришлось испытать?
Какие новые новинки вы приобрели?
Какие эмоции вы получили?
Что было самое интересное?
Учитель объявляет полученные учениками баллы, оценки за урок.
Домашнее задание:
Спросить, у родственников, знакомых работающими механиками, или с другими механизмами, что важно знать и уметь, работая с механизмами?
Подготовить мини рассказ об этих специальностях.