Сотрудничество образовательной организации с социумом по развитию у школьников навыков безопасного поведения в различных ситуациях на улицах и дорогах.
И.Н. Швец
учитель начальных классов,
МБОУ «Основная общеобразовательная школа №2»;
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий»
Ребенок в современном мире подвержен массе опасностей, в их числе частое нахождение на улице рядом с дорогой. Ему приходится встречаться с мчащимися автомобилями, пересекать проезжую часть по пешеходным переходам и без них. Избежать этих опасностей можно лишь благодаря надлежащему обучению и воспитанию ребенка. Ещё в детском саду начинается его подготовка к роли участника дорожного движения - пешехода и продолжается в школьной жизни. Изучая мир, дети часто сталкиваются с опасностями и становятся жертвами своей неосведомлённости и беспечности. У них нет опыта, знаний и навыков безопасного участия в дорожном движении. Большинство младших школьников не знают как себя вести в той или иной ситуации. И перед школой стоит задача: формирование у учащихся ответственного отношения к изучению и применению правил дорожного движения.[2]
По результатам статистики мы знаем, что очень часто причиной дорожно - транспортных происшествий являются именно дети. Поэтому в своей педагогической деятельности применяем следующие формы, методы и приёмы работы по закреплению у учащихся необходимости соблюдать правила дорожного движения: проведение массовых мероприятий - акций и т.д.; экскурсий; просмотр мультфильмов; встречи с сотрудниками ГИБДД; работа на транспортной площадке для занятий по правилам дорожного движения для младших школьников, с привлечением отряда ЮИД; составление и отгадывание ребусов и кроссвордов; привлечение родительской общественности к патрулированию на пешеходном переходе и проверке ношения cвeтoвoзвращающиx элементов; решение предложенной ситуационной задачи по правилам дорожного движения и умение находить выход из неё; проведение инструктажей; оформление уголков безопасности; р

абота с отрядом ЮИД.[1]
Мы считаем, что одной из наиболее эффективных форм обучения безопасному поведению на дорогах является проведение массовых мероприятий: акций, соревнований, театрализованных представлений, познавательно - развлекательных программ, конкурсных программ, игр - путешествий. Акции «Внимание, дети!», «Добрый знак», «Засветись! Будь заметнее!», «Пропусти пешехода», «Осторожно гололёд»; игра-эстафета «Улица Дорожных знаков», игра-викторина «Дорога без опасности», конкурс рисунков «В безопасное будущее по безопасным дорогам» и др. Проведение массовых мероприятий позволяет закреплять приобретённые знания, умения, навыки по изученным правилам дорожного движения.
Также, особую роль при решении задач безопасности приобретает тесный контакт с семьей. Родители своим примером помогают научить детей ответственному поведению на дороге.
Работа с родителями: обсуждение вопросов безопасности дорожного движения на общешкольных и классных родительских собраниях; вопросы по профилактике и предупреждению ДДТТ на заседаниях родительского комитета; проведение бесед с родителями по сообщениям о ДТП; родительский лекторий «За безопасность детей на дорогах - сообща» (применение детских удерживающих устройств при перевозке детей в салонах автомобилей); участие в акции «Родительский патруль»; разработка маршрутов безопасного движения обучающихся в школу.
Работа с общественными организациями: выступление на общешкольных родительских собраниях инспекторов ОГИБДД УМВД; беседы инспекторов ГИБДД УМВД и МЧС с учащимися. Встречи с сотрудниками ГИБДД являются традиционными и поэтому обучающиеся воспринимают их очень серьезно, имеют возможность повторить правила дорожного движения, отработать практические навыки, поучаствовать в различных играх, используя ситуационный метод, разбирают ошибки в поведении пешеходов, получают много новой, интересной и важной информации. Такие встречи нравятся детям и запоминаются надолго.
Проводимая работа позволяет выявить талантливых обучающихся школы:
2016/17 учебный год: Мелентьева Анастасия, обучающаяся 7 «А» класса МБОУ «ООШ№2»- 1 место в муниципальном этапе областного творческого конкурса по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Пешеход. Дорога. Улица» в номинации «Одет стильно и на дороге меня видно!»;
Сапрыкина Елизавета, обучающаяся 7 «А» класса МБОУ «ООШ№2» - 2 место в муниципальном этапе областного творческого конкурса по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Пешеход. Дорога. Улица» в номинации «Засветись! Будь заметнее!»;
Ручкин Роман, обучающийся 4 «А» класса МБОУ «ООШ№2» - 2 место в конкурсе детского творчества по безопасности дорожного движения «Операция – гололёд!» в номинации «Осторожнее народ! Требует внимания лёд!».
2017/18 учебный год: Буртoвcкaя Олеся, обучающаяся 5 «А» класса, призёр 2 степени; Носов Илья, обучающийся 6 «А» класса, призёр 2 степени Кукк Юлия, обучающаяся 6 «А» класса, призёр 2 степени; Шишкина Валерия, обучающаяся 7 «А» класса, призёр 3 степени олимпиады по безопасности дорожного движения «Законы улиц и дорог» для обучающихся 5-х–7-х классов образовательных организаций Cтарooскoльcкoгo городского округа»
2018/19 учебный год: Косинова Полина, обучающаяся 7 «А» класса, 1 место; Скачкова София, обучающаяся 5 «Б» класса, 2 место в олимпиаде по безопасности дорожного движения «Законы улиц и дорог» для обучающихся 5-х–7-х классов образовательных организаций Cтарoocкoльcкoгo городского округа»
Объединив усилия инспекторов ГИБДД, педагогов, родителей, всех неравнодушных взрослых людей, собственным положительным примером можно научить детей безопасному поведению на дороге. [3]
Литература:
1.Клочанов Н. И. Дорога, ребенок, безопасность: Методическое пособие по правилам дорожного движения для учителей начальной школы. – М.: Феникс, 2004.
2.multiurok.ru/blog/esse-na-temu-moi-opyt-v-sfere-fozhnom-dvizhenii.html
3. www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotk