«Сотрудничество учителя и учащихся в учебном процессе начальной школы»
Горбуновой Ирины Габделварисовны.
Учителя МАОУ ДСОШ № 4 с УИОП г.Домодедово
Тема работы является актуальной в связи с введением новых стандартов и требований, которые предъявляются в Муниципальных общеобразовательных учреждениях. Актуальность сотрудничества обусловлена востребованностью педагогического знания о взаимодействии учителя и ученика в имеющейся системе образования. (слайд 2).
Изучение педагогической и психологической литературы позволило выделить противоречие. Оно выражается между объективными потребностями гуманизации учебного процесса, т.е. организация сотрудничества на основе осмысления его сущности как субъект-субъектного взаимодействия и существующими подходами в организации учебного процесса. (слайд 3)
Цель исследования: подобрать содержание учебной деятельности младших школьников, которое обогатит их познавательный опыт в процессе сотрудничества с одноклассниками и учителем.
Объектом исследования является процесс сотрудничества в учебной деятельности младших школьников.
Предметом исследования являются педагогические условия эффективного сотрудничества младших школьников в учебной деятельности. (слайд 4)
Гипотеза исследования: организация учебного сотрудничества младших школьников в учебной деятельности будет эффективной, если:
- Учитель психологически готов и умеет сотрудничать с младшими школьниками в учебном процессе;
- Создаёт условия для эмоционального положительного фона сотрудничества;
- Использует на уроках различные формы учебного сотрудничества, учитывая правила организации работы и опыт сотрудничества. (слайд 5)
Задачами являлось:
- Изучить и проанализировать психологическую и педагогическую литературу по проблеме исследования;
- Рассмотреть понятие «учебное сотрудничество» на основе современных психологических и педагогических исследований;
- Подобрать задания, обеспечивающие реальное учебное сотрудничество;
- Провести опытную работу;
- Выявить педагогические условия эффективности учебного сотрудничества. (слайд 6)
Методы исследования:
- Изучение и анализ педагогической, психологической и методической литературы;
- Наблюдения;
- Опросные методы (беседы, анкеты);
- Опытная работа
- Изучение продуктов деятельности учащихся. (сайд 7)
В первой главе «Теоретические основы организации учебного сотрудничества младших школьников» даётся определение сотрудничества.
Сотрудничество – это взаимное уважение личностей, готовность помогать самореализации их возможностей, оптимальная вера в будущее.
Учебное сотрудничество со сверстниками представляет собой форму организации учебного взаимодействия, характерной особенностью которой является совместный поиск учениками знаний и способов действий, необходимых для решения учебной задачи. (слайд 8)
Проблема учебного сотрудничества активно и всесторонне разрабатывалась в нашей стране и за рубежом.
Я.Коменский в своем научном подходе выделял, чтобы более медленные дети смешивались с более быстрыми, более тупые с более умными, упрямые с послушными и учились бы по одним и тем же правилам и примерам до тех пор, пока нуждаются в руководстве.
По мнению Дистервега, «плохой учитель сообщает истину, хороший учит её находить».
Ушинский разрабатывал вопрос: как учить ребенка учиться, а не учить его.
Сухомлинский В.А. считал, что в «сотрудничестве, с чьей-то помощью ребёнок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно...» (слайд 9)
Выделяют три формы учебного сотрудничества младшего школьника:
- учебное сотрудничество со взрослыми;
- учебное сотрудничество со сверстниками;
- встреча (множество встреч) ребенка с самим собой, изменяющаяся в ходе обучения. (слайд 10)
Формы общения, благоприятные для развития познавательных способностей младших школьников.
- обучение в коллективе,
- обучение в парах,
- обучение в малых группах. (слайд 11)
Для эффективности организации учебного сотрудничества важно учесть следующие условия:
- Учитель должен психологически и практически готов к деловому сотрудничеству с учениками;
- Разъяснить детям сущность сотрудничества;
- Показать пример делового сотрудничества;
- Дать алгоритм делового учебного сотрудничества;
- Создавать эмоциональную положительную атмосферу в совместной учебной деятельности, обеспечив успех;
- Научить объективно оценивать вклад каждого в достижении успеха (уважительное отношение к мнению каждого и личности каждого);
- Обеспечить уверенность в себе, в товарищах и успехе делового сотрудничества. (слайд 12)
2-я глава «Опытная работа по организации сотрудничества в учебной деятельности» посвящена опытной работе по организации сотрудничества младших школьников в учебной деятельности начальной школы. (слайд 13)
В качестве экспериментальной базы, для проведения опытной работы по теме дипломного исследования был выбран 1В класс МАОУ ДСОШ №4 с УИОП г. Домодедово.
На основании результатов анкетирования учителей начальных классов школы №4 было обнаружено, что организация делового сотрудничества используется учителями в учебном процессе, но не так часто.
80% учителей имеют представление о сущности групповой работы
20% учителей используют работу в группах ежемесячно
50% – 1 раз в четверть. (слайд 14)
У учителей встречаются трудности в организации учебного сотрудничества:
а) в предварительной подготовке учеников к участию в групповой работе (отмечают трудности в подготовке и организации групповой работы, обеспечив сотрудничество детей и учителя) (40%);
б) в организации активности всех учеников на уроке (группы формируются не всегда правильно, поэтому не все ученики включаются в работу) (30%);
в) правильной постановке учебной задачи перед учениками (учитель не всегда правильно формулирует учебную задачу и ученик затрудняется в её осуществлении) (20%);
г) в выборе варианта организации учебного процесса (учитель затрудняется в выборе варианта организации учебного сотрудничества) (10%). (слайд 15)
Детям был предложен опросник, имевший цель выявить отношение их к деловому сотрудничеству. Анализ опросников наблюдения показал, что небольшая часть первоклассников психологически готова сотрудничать. (слайд 16 с диаграммой)
Для исследования были разработаны критерии эффективности использования методик групповой работы в начальной школе. В имеющейся литературе данные критерии не разрабатываются. Поэтому была разработана на основе психологических особенностей младших школьников авторская система критериев с психологом школы. Таким образом, были выдвинуты следующие критерии:
- Умение организовать группу и понять сущность учебных заданий в деловом сотрудничестве;
- Активность всех учащихся в совместной реализации учебных заданий;
- Необычное предъявление учебного задания, вызывающего повышенный интерес к его выполнению вместе с товарищами;
- Рациональность использования учебного времени при выполнении учебного задания;
- Качество знаний и умений. (слайд 17)
К наиболее эффективным видам групповой работы относятся:
- Коллективное чтение
- Взаимные диктанты
- Работа по методике Ривина А.Г.
- Методика взаимопередачи тем Мкртчяна М. А. (слайд 18)
Суть проводимого эксперимента заключалась в том, что для работы на уроке учащиеся были объединены в малые группы сотрудничества. Каждая группа включала в себя четыре - пять учеников. Давление на группы осуществлялось на основании анализа когнитивных и аффективных качеств учащихся, причём в группу входили разноуровневые дети. В результате деления, было создано шесть групп.
Цель создания малых групп сотрудничества заключалось в том, чтобы организовать самостоятельную деятельность по усвоению новых знаний каждого учащегося в процессе учебной деятельности.
Приведем примеры учебных ситуаций. (слайды 19, 20, 21)
После использования определенных видов работ была снова проведена диагностика, для определения эффективности делового сотрудничества в обучении младших школьников. (слайд 22)
Критерии эффективности групповой формы обучения позволяют обобщить полученные данные групповой работы, основанной на деловом сотрудничестве.
Повышенная активность учащихся наблюдалась при проведении взаимных диктантов и при коллективном чтении. Доступность этих двух видов обучения не вызывала трудностей в решении учебных задач, не требовала дополнительного инструктажа на разных этапах. Высоким уровнем познавательного интереса характеризуются следующие виды работы: коллективное чтение и обучение по методике Ривина А.Г. работа с текстом на основе сотрудничества помогла ребятам коллективно найти правильное решение ряда учебных задач.
Таким образом, проведённая экспериментальная работа позволяет подтвердить нашу гипотезу. Использование групповой формы организации учебно-воспитательного процесса на уроке положительно сказывается на развитии детей. Дети учатся высказываться, находить верные решения, отвергать ложные, прислушиваться к мнению других.
При такой форме организации учебного процесса повышается мотивация обучения, формируются коллективистские отношения, развивается самостоятельность. Групповая форма дает возможность высказываться стеснительным детям в более узком кругу сверстников.
Опытная работа позволила сформулировать некоторые рекомендации для учителей при организации учебного сотрудничества с учащимися и между учащимися.
1. Важно формировать учебное сотрудничество с первых дней пребывания ребенка в школе;
2. Больше использовать заданий исследовательского характера, потому что так учебная деятельность обогащает их опытом сотрудничества;
3. УУД и качество знаний формируется и будет выше. Если учитель использует учебное сотрудничество;
4. Не следует абсолютизировать сотрудничество, потому что оно имеет свои границы. При изучении нового материала возможностей сотрудничества значительно меньше, чем при закреплении и обобщении материала. (слайд 23)
Спасибо за внимание! (слайд 24)