СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сотрудничество учителя и учащихся в учебном процессе начальной школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Сотрудничество учителя и учащихся  в учебном процессе начальной школы»

 

 Горбуновой Ирины Габделварисовны.

Учителя  МАОУ ДСОШ № 4 с УИОП г.Домодедово

 

Тема работы является актуальной в связи с введением новых стандартов и требований, которые предъявляются в Муниципальных общеобразовательных учреждениях. Актуальность сотрудничества обусловлена востребованностью педагогического знания о взаимодействии учителя и ученика в имеющейся системе образования.  (слайд 2).

Изучение педагогической и психологической литературы позволило выделить  противоречие. Оно выражается между объективными потребностями гуманизации учебного процесса, т.е. организация сотрудничества  на основе осмысления его сущности как субъект-субъектного взаимодействия и существующими подходами в организации учебного процесса. (слайд 3)

         Цель исследования: подобрать содержание учебной деятельности младших школьников, которое обогатит их познавательный опыт в процессе сотрудничества с одноклассниками и учителем.

          Объектом исследования является  процесс сотрудничества в учебной деятельности младших школьников.

Предметом исследования являются педагогические условия эффективного сотрудничества младших школьников в учебной деятельности. (слайд 4)

          Гипотеза исследования:  организация учебного сотрудничества младших школьников в учебной деятельности будет эффективной, если:

  • Учитель психологически готов и умеет сотрудничать с младшими школьниками в учебном процессе;
  • Создаёт условия для эмоционального  положительного фона сотрудничества;
  • Использует на уроках различные формы учебного сотрудничества, учитывая правила организации работы и опыт сотрудничества. (слайд 5)

Задачами являлось:

  1. Изучить и проанализировать психологическую и педагогическую литературу по проблеме исследования;
  2. Рассмотреть понятие «учебное сотрудничество» на основе современных психологических и педагогических исследований;
  3. Подобрать задания, обеспечивающие реальное учебное сотрудничество;
  4. Провести опытную  работу;
  5. Выявить педагогические условия эффективности учебного сотрудничества. (слайд 6)

 

 

 

Методы исследования:

  1.  Изучение и анализ педагогической, психологической и методической литературы;
  2. Наблюдения;
  3. Опросные методы (беседы, анкеты);
  4. Опытная   работа
  5. Изучение продуктов деятельности учащихся. (сайд 7)

 

   В первой главе «Теоретические основы организации учебного сотрудничества младших школьников» даётся определение сотрудничества.

Сотрудничество – это взаимное уважение личностей, готовность помогать самореализации их возможностей, оптимальная вера в будущее.

Учебное сотрудничество со сверстниками представляет собой форму      организации учебного взаимодействия, характерной особенностью которой является совместный поиск учениками знаний и способов действий, необходимых для решения  учебной задачи.   (слайд 8)

Проблема учебного сотрудничества активно и всесторонне разрабатывалась  в нашей стране и за рубежом. Я.Коменский в своем научном подходе выделял, чтобы более медленные  дети смешивались с более быстрыми, более тупые с более умными, упрямые с послушными и учились бы по одним и тем же правилам и примерам до тех пор, пока нуждаются в руководстве. По мнению Дистервега, «плохой учитель сообщает истину, хороший учит её находить». Ушинский разрабатывал вопрос: как учить ребенка учиться, а не учить его. Сухомлинский В.А. считал, что в «сотрудничестве, с чьей-то помощью ребёнок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно...»   (слайд 9)

 Выделяют три формы учебного сотрудничества младшего школьника:

- учебное сотрудничество со взрослыми;

- учебное сотрудничество со сверстниками;

- встреча (множество встреч) ребенка с самим собой, изменяющаяся в ходе обучения. (слайд 10)

Формы общения, благоприятные для развития познавательных способностей младших школьников.

 - обучение в коллективе,

 - обучение в парах,

 - обучение в малых группах. (слайд 11)

 Для эффективности организации учебного сотрудничества важно учесть следующие условия:

  • Учитель должен психологически и практически готов к деловому сотрудничеству с учениками;
  • Разъяснить детям сущность сотрудничества;
  • Показать пример делового сотрудничества;
  • Дать алгоритм делового учебного сотрудничества;
  • Создавать эмоциональную положительную атмосферу в совместной учебной деятельности, обеспечив успех;
  • Научить объективно оценивать вклад каждого в достижении успеха (уважительное отношение к мнению каждого и личности каждого);
  • Обеспечить уверенность в себе, в товарищах и успехе делового сотрудничества.  (слайд 12)

 

   2-я  глава «Опытная работа по организации сотрудничества в учебной деятельности» посвящена опытной работе по организации сотрудничества младших школьников в учебной деятельности  начальной  школы. (слайд 13)

          В качестве экспериментальной базы, для проведения опытной  работы по теме дипломного исследования был выбран  1В класс МАОУ ДСОШ №4 с УИОП  г. Домодедово.

         На основании результатов анкетирования учителей начальных классов школы №4 было обнаружено, что организация делового сотрудничества  используется учителями в учебном процессе, но не так часто.

80%  учителей имеют представление о сущности групповой работы 20% учителей используют работу в группах ежемесячно

 50% – 1 раз в четверть. (слайд 14)

 У  учителей встречаются  трудности в организации учебного сотрудничества:

  а)   в предварительной подготовке учеников к участию в групповой работе (отмечают трудности в подготовке и организации групповой работы, обеспечив сотрудничество детей и учителя) (40%);

 б) в организации активности всех учеников на уроке (группы формируются не всегда правильно, поэтому  не все ученики включаются в работу) (30%);

 в) правильной постановке учебной задачи перед учениками (учитель не всегда правильно формулирует учебную задачу и ученик затрудняется в её осуществлении) (20%);

  г) в выборе варианта организации учебного процесса  (учитель затрудняется в выборе варианта организации учебного сотрудничества) (10%). (слайд 15)

Детям был предложен опросник, имевший цель выявить отношение их к деловому сотрудничеству. Анализ  опросников наблюдения показал, что небольшая часть первоклассников психологически готова  сотрудничать. (слайд 16 с диаграммой)

 

 

Для исследования были разработаны критерии эффективности использования методик групповой работы  в начальной школе. В имеющейся  литературе данные  критерии не разрабатываются. Поэтому была разработана  на основе психологических особенностей младших школьников авторская  система критериев с психологом школы. Таким образом, были выдвинуты следующие критерии:

  1. Умение организовать группу и понять сущность учебных заданий в деловом сотрудничестве;
  2. Активность всех учащихся в совместной реализации учебных заданий;
  3. Необычное предъявление учебного задания, вызывающего повышенный интерес к его выполнению вместе с товарищами;
  4. Рациональность использования учебного времени при выполнении учебного задания;
  5. Качество знаний и умений. (слайд 17)

К наиболее эффективным видам групповой работы относятся:

  • Коллективное чтение
  • Взаимные диктанты
  • Работа   по методике Ривина А.Г.
  • Методика взаимопередачи тем Мкртчяна М. А. (слайд 18)

       Суть проводимого эксперимента заключалась в том, что для работы на уроке учащиеся были объединены в малые группы сотрудничества. Каждая группа включала в себя четыре - пять учеников. Давление на группы осуществлялось на основании анализа когнитивных и аффективных качеств учащихся, причём в группу входили разноуровневые дети. В результате деления, было создано шесть групп.

Цель создания малых групп сотрудничества заключалось в том, чтобы организовать самостоятельную деятельность по усвоению новых знаний каждого учащегося в процессе учебной деятельности.

Приведем примеры учебных ситуаций. (слайды 19, 20, 21)

После использования определенных видов работ была снова проведена диагностика, для определения эффективности делового сотрудничества в обучении младших школьников. (слайд 22)

     Критерии эффективности групповой формы обучения  позволяют обобщить полученные данные групповой работы, основанной на деловом сотрудничестве.

     Повышенная активность учащихся наблюдалась при проведении взаимных диктантов и при коллективном чтении. Доступность этих двух видов обучения не вызывала трудностей в решении учебных задач, не требовала дополнительного инструктажа на разных этапах. Высоким уровнем познавательного интереса характеризуются следующие виды работы: коллективное чтение и обучение по методике Ривина А.Г. работа с текстом на основе сотрудничества помогла ребятам  коллективно найти правильное решение ряда учебных задач.

      Таким образом, проведённая экспериментальная работа позволяет подтвердить нашу гипотезу. Использование групповой формы организации учебно-воспитательного процесса на уроке положительно сказывается на развитии детей. Дети учатся высказываться, находить верные решения, отвергать ложные, прислушиваться к мнению других.

При такой форме организации учебного процесса повышается мотивация обучения, формируются коллективистские отношения, развивается самостоятельность. Групповая форма дает возможность высказываться стеснительным детям в более узком кругу сверстников.

      Опытная работа позволила сформулировать некоторые рекомендации для учителей при организации учебного сотрудничества с учащимися и между учащимися.

1. Важно формировать учебное сотрудничество с первых дней пребывания ребенка в школе;

2. Больше использовать заданий исследовательского характера, потому что так учебная деятельность обогащает их опытом сотрудничества;

3. УУД и качество знаний формируется и будет выше. Если учитель использует учебное сотрудничество;

4. Не следует абсолютизировать сотрудничество, потому что оно имеет свои границы. При изучении нового материала возможностей сотрудничества значительно меньше, чем при закреплении и обобщении материала. (слайд 23)

 Спасибо за внимание! (слайд 24)