СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

На сегодняшний день в области дошкольного образования имеется ряд проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных форм организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время огромное значение имеет оперативное оказание комплексной систематической помощи нуждающимся детям, осуществление поддержки и сопровождения детей и их родителей, создание таких средовых условий, которые обеспечили бы успешную адаптацию ребенка с особыми образовательными потребностями в социуме.

 

Просмотр содержимого документа
«Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья»

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья


На сегодняшний день в области дошкольного образования имеется ряд проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных форм организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время огромное значение имеет оперативное оказание комплексной систематической помощи нуждающимся детям, осуществление поддержки и сопровождения детей и их родителей, создание таких средовых условий, которые обеспечили бы успешную адаптацию ребенка с особыми образовательными потребностями в социуме.

Процесс социализации дошкольника с ОВЗ внутри образовательного учреждения не может протекать стихийно, а должен управляться через включение ребенка в различные виды деятельности.

Осуществляемая педагогами работа внутри каждого вида деятельности дает возможность ребенку приобрести необходимый арсенал навыков и знаний для его социализации.

Была разработана программа по социализации детей с ОВЗ в группе  «Особый ребенок»


1. Доступная образовательная деятельность –образовательная деятельность по реализации адаптивной образовательной программы (на основе общеобразовательной программ для детей с сохранным интеллектом и коррекционной программы) для дошкольников с ОВЗ. с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.

2. Коррекционно-развивающая деятельность –система медицинских, педагогических, психологических мероприятий (воздействий, способствующих полноценному развитию детей, преодолению отклонений в их развитии и служащих целям социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. Участие в мероприятиях, способствующих инклюзии ребенка с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников: утренники, праздники, развлечения, экскурсии. Решение задач принятия сверстников друг другом, знакомство педагогов,

родителей ДОУ с возможностями данной категории детей. Понимание взрослыми людьми того, что все должны «быть рядом», в одном пространстве, привыкание взрослых к совместному нахождению детей разных возможностей.

Для реализации программы социализации детей с ОВЗ в группе «Особый ребенок»созданы определенные условия:

1. Взаимосвязь и взаимодействие всех специалистов.

2. Индивидуально-личностный подход.

3. Взаимные установки семьи и детского сада.

4. Комфортная предметная среда.

Cоциализация детей с ОВЗ носит интегративный, комплексный характер (ибо сама методология предполагает воздействие на личность ребенка в целом) и включают в себя 5 взаимосвязанных блоков, объединенных единой идеей:

«Для ребенка, вместе с ребенком, исходя из возможностей ребенка»:

• Развитие психомоторики.

• Развитие навыков самообслуживания.

• Развитие позитивной коммуникации.

• Развитие сенсорно-перцептивной сферы.

• Развитие речевой деятельности.

Основная форма работы с детьми – индивидуальные и подгрупповые занятия, направленные на развитие первичных социальных навыков, моторной, эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер.

Содержание занятий определяется в зависимости от рекомендаций специалистов и в соответствии с общей и индивидуальной программами обучения детей с различными нарушениями в развитии.

Специфика логопедической работы

• Постоянный поиск индивидуальных подходов к ребенку.

• Логопедические занятия носят комбинированный и игровой характер.

• Специфика занятий.

• Моделирование ситуаций достижения

• Медленный темп формирования новых навыков.

• Постоянная востребованность приобретенных навыков.

Специфика работы педагога психолога

Коррекционно-развивающая работа психолога в группе проводится по следующим направлениям:

• Развитие подражания действиям взрослого, развитие сотрудничества между взрослыми и между детьми;

• Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;

• Развитие эмоционально-волевой сферы детей;

• Развитие предметной деятельности, восприятия, ориентировки в проблемной ситуации для создания предпосылок к развитию наглядно-действенного мышления;

• Развитие и формирование интереса к предметно-игровым действиям с игрушками в игровой комнате;

• Формирование внимания, зрительно-двигательной координации рук, целенаправленных действий.

Специфика работы музыкального руководителя.

• Улучшение общего эмоционального состояния детейоздоровление психики.

• Физическое развитие детей с ОВЗ. Укрепление, тренировка двигательного аппарата. Формирование качества движений.

• Развитие эмоционально- волевой сферы. Воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера.

• Развитие и коррекция познавательной сферы. Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, речи, развитие произвольности психических процессов.

Особое место в жизни наших деток в ДОУ занимает временная интеграция всех воспитанников группы «Особый ребенок» со своими сверстниками из других групп для проведения совместных мероприятий: утренники, развлечения, досуги, тематические дни. Это все благотворно влияет на развитие детей, психологической готовности к школе и способствует дальнейшей социализации в обществе.

3. Родители

Создание оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ невозможнопредставить без участия родителей. Поэтому мы считаем, что одним из основных принципов создания условий для детей с ОВЗ является принцип «Родитель — член команды». Роль родителя незаменима: он лучше других знает своего ребёнка, знаком с его поведением в различных ситуациях, имеет с ним эмоциональную связь, которая облегчает понимание. Именно родитель является лучшим «экспертом» по своему ребёнку. Сопровождая ребёнка в его созревании и сотрудничая со специалистами, родитель часто становится главным координатором в оказании помощи ребёнку. Основой сотрудничества родителей и специалистов становится сосредоточение внимания на общих целях и выполнение задач при взаимной поддержке. Взаимодействие с семьёй в целом, а не только с ребёнком, является важным условием успешной работы команды педагогов и родителей. Во время работы с семьёй важно учитывать индивидуальные особенности каждого участника взаимодействия: ребёнка, родителя, близкого взрослого.

Нами были определены критерии оценки эффективности социализации детей группы «Особый ребенок»:

1. Наличие желания у детей посещать детский сад.

2. Самостоятельное проявление инициативы общения со сверстниками и взрослыми.

3. Проявление подражательной деятельности.

4. Ориентировка в окружающем пространстве.

5. Привыкание к режиму группы (кормление,прогулки, сон, занятия).

6. Принятие сопровождение со стороны взрослого: слушает, повторяет, позволяет совершать совместные действия.

7. Усвоение знаний, умений и навыков по адаптивной образовательной программе.

8. Положительная динамика психомоторног и сенсорного развития.

9. Возможность перевода в общеобразовательную группу.

Существует еще масса проблем в модернизации образования детей с ОВЗ, но у нас уже есть свои маленькие победы(т. е. это условия, созданные на данный момент в нашем ДОУ):

• наличие у детей с ОВЗ желания посещать детский сад;

• принятие детским коллективом и родителями нормально развивающих сверстников детей с особенностями развития;

• привыкание детей с ОВЗ к обществу сверстников с нормальным развитием, умение взаимодействовать с ними, а мы, в свою очередь, стараемся организовать это взаимодействие, как взаимодействие равных партнеров.

«Все дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками, но каждому ребенку необходимо подобрать доступную и полезную для него модель интегрированного обучения, сохранив во всех случаях необходимую специализированную психолого-педагогическую помощь»