СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальная мобильность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок о социальной структуре современного общества.

Просмотр содержимого документа
«Социальная мобильность.»

Урок обществознания в 11 классе.

Подготовила учитель истории и обществознания Клинова М.Н.


Преодолев сомненья и невзгоды,

В себя, мой друг, поверить поспеши,

Хоть человек и есть венец природы,

Но жизнь – движенье вечное души…


ТЕМА УРОКА: Социальная мобильность.

Цель урока: продолжить изучение социальной структуры современного общества.

Задачи урока.

1.Познакомить учащихся с основными функциями и задачами социальной

мобильности, как неотъемлемой части культуры современного, демократического общества.

2.Продолжить формирование умений и навыков аналитической работы

учащихся с источниками информации, способствовать выработке навыков исследовательской работы.

3.Способствовать социальной адаптации учащихся, раскрывая роль профессии как «социального лифта».


Оборудование урока: компьютер, проектор, тексты источника, учебная презентация «Социальная мобильность».


Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-размышление.


Основные понятия: социальная мобильность, социальный статус, вертикальная мобильность, горизонтальная мобильность, каналы социальной мобильности.


План урока:

1Вводное слово учителя. Постановка задач занятия.

2.Актуализация знаний по теме «Социальная структура и социальные отношения.

3.Изучение нового материала.

3.1.Понятие «Социальная мобильность».

3.2.Типы и виды социальной мобильности.

3.3.Каналы социальной мобильности (социальные лифты).

3.4. Условия социальной мобильности. Социализация личности.

4.Закрепление изученного материала (проводится поэтапно).

5.Домашнее задание.

6.Подвеление итогов урока.





ХОД УРОКА

1.Вступительное слово учителя начинается с эпиграфа.

Да, вся наша жизнь это движение вперёд, к цели. Ребята, а какие цели перед собой ставите вы?

Каждый из вас хочет быть успешным, состоявшимся в жизни человеком. Как же этого добиться?

Пожалуй, полностью готовых рецептов нет, но сегодня на уроке мы с вами попытаемся ответить на очень важные вопросы: Что помогает человеку занять более высокую социальную позицию в обществе? Найти своё призвание, стать успешным? У вас на партах есть листочки на которых работая в течении урока, вы попытаетесь составить условия успешности для себя и затем озвучите их.

Характеризуя любое общество, мы обращаем внимание на формы объединения людей: это группы, общности, которые и составляют очень важную, социальную сферу

2.Повторение изученного материала.

2.1.Беседа по вопросам:

А) Какой наукой изучается социальная сфера жизни общества?

Б) На прошлых занятиях вы уже изучали понятие социальная дифференциация. Что оно обозначает?/ различия, разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение./

В) На уроках истории и обществознания вы изучали различные типы общественных отношений. Социальное расслоение свойственно любому обществу?

/Мнение учёных, что даже в первобытном обществе существовала дифференциация по полу, возрасту, обязанностям, привилегиям/.

2.2. Работа с документом.

Бывают различные виды социальной дифференциации, чтобы вспомнить их обратимся к документу.

Это отрывок из книги «Человек. Цивилизация. Общество» известного социолога, Питирима Александровича Сорокина.

Вопросы к документу:

  1. О каких видах социального расслоения говорится в документе?

  2. Что, по мнению автора, свидетельствует об экономической, политической и профессиональной дифференциации общества?

  3. Можно ли на основании документа утверждать, что социальное неравенство появляется в обществах разного типа?

Итак, мы вспомнили, что существует экономическая, политическая и профессиональная дифференциация. Социальная дифференциация характерна для обществ различного типа.

2.3.Беседа с элементами дискуссии.

Дифференциация подразумевает не только выделение определённых групп, но и определённое неравенство между ними с точки зрения общественного положения /объём и характер прав, привилегий, обязанностей, влияния/

Можно ли это неравенство устранить? Какова точка зрения учёных?

/Уч-ся говорят о 3-х точках зрения: Марксизм-устранение социального неравенства с помощью изменения экономической системы.

Другая точка зрения - расслоение зло, но оно неизбежно с ним необходимо смирится. 3-я позиция-неравенство положительное явление. Оно заставляет людей стремиться к совершенствованию в общественных отношениях.

Социальная однородность- гибель.

Какая точка зрения ближе вам? Как вы понимаете социальное равенство?



Прежде всего, это равенство перед законом, равенство прав и возможностей.

Можно добавить, что равенство возможностей не предполагает равных результатов. А документы ООН, ставят задачу обеспечения равных возможностей обеспечения благосостояния нынешних и будущих поколений.

Что является элементами социальной структуры общества?

(классы, страты)

Назовите критерии, положенные в основу деления общества на страты?

(доход, профессия, образование, этнические признаки, возраст и т.д.)


3.Изучение нового материала.

Учитель: Каждый человек может быть отнесён к той или иной социальной группе, каждый занимает определённое место в социальной структуре. А возможно ли изменение этого места? Как оно происходит? Всегда ли общество даёт возможность человеку перейти из одной социальной группы в другую?

Ответить на эти вопросы поможет нам изучение новой темы:

Презентация, слайд№1

Социальная мобильность.

3.1.Таланты рождаются во всех социальных слоях и классах. Если не существует барьеров для социального движения, можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые люди быстро получают высокий социальный статус. Все перемещения человека или социальной группы включаются в процесс социальной мобильности.

Презентация, слайд № 2

Социальная мобильность – это изменение места, занимаемого человеком или группой людей в социальной структуре.

Презентация, слайд № 3

Одним из первых, определение социальной мобильности дал известный социолог, Питирим Александрович Сорокин.

Социальная мобильность – это любой переход индивида, группы или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой, в результате чего социальное положение индивида или группы меняется.

З.2.Типы и виды социальной мобильности.

Презентация, слайд № 4

Различают несколько типов социальной мобильности:

А) Вертикальная мобильность – совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида из одного социального слоя в другой.

Графически вертикальная мобильность обозначается ↑

Б) Горизонтальная – переход индивида от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне.(например смена места жительства, переход из одной семьи в другую, из одной религиозной группы в другую)

Во всех случаях индивид не меняет социального слоя, к которому принадлежит. Графически горизонтальная мобильность обозначается →



Одним из примеров вертикальной социальной мобильности может служить жизнь и творчество знаменитой французской певицы Эдит Пиаф.

Презентация, слайд № 5

Её рождение было насмешкой: мать певичка, родила её прямо на тротуаре, пока отец искал извозчика. Первой пелёнкой будущей звезды Эдит Джованни Гасьон- таково настоящее имя Эдит Пиаф – стала шинель полицейского. Её воспитывала бабушка, имевшая пристрастие к алкоголю. С 8 лет Эдит стала помогать отцу, выступая на улице. Она познала всё: голод, нужду, презрение, смерть малолетней дочери, но не растеряла свой талант. Смогла выйти на сцену, училась петь под аккомпанемент, создавала свой репертуар… и стала знаменитой. На сцену Эдит всегда поднималась в чёрном платье, и на фоне платья, её руки, чудесные, изящные, которыми она взмахивала при пении, порхали как бабочки. Публика восхищалась ей, к Пиаф пришли деньги и слава.

Эдит сумела из самых низших слоёв общества переместиться наверх. Но

это отнюдь не сказка про золушку. Певице пришлось проявить силу - воли,

твёрдость характера. Она много трудилась, чтобы добиться успеха.


Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других.

Различают:

В) восходящую и

Г) нисходящую социальную мобильность, или социальный подъём и социальное падение.

Презентация, слайд № 6.

Восходящее и нисходящее течение профессиональной, экономической и политической мобильности существует в двух основных формах: индивидуальной и групповой.


4.1Закрепление изученного материала.

Презентация, слайд № 7

2).Изобразите графически в тетради вертикальную и горизонтальную мобильность по следующим позициям:

А) изменение профессии: рабочий стал инженером (↑);

Б) переезд из одного города в другой без изменения профессии (→);

В) повышение квалификации в рамках одной профессии. Например: инженер – ведущий инженер (↑);

Г) повышение уровня образования (техник, получив высшее образование, стал начальником цеха) (↑);

Д) понижение в должности (↓).

Проверка- презентация, слайд № 9

3.3. Пути, по которым проходит перемещение людей из одних социальных групп в другие называют каналами социальной мобильности или социальными лифтами.

Презентация, слайд № 10

Примерами может быть: армейская служба, получение образования, овладение профессией, вступление в брак, приобретение собственности.

Особенно актуальным сегодня для вас может стать роль будущей профессии, как социального лифта. Выбрав гуманитарный профиль, вы уже определяете, что ваша будущая профессия будет находиться в области взаимоотношений

человек-человек. Изучая тему социальной мобильности можно задуматься о том, является ли выбранная вами профессия востребованной в нашем городе,

или вы будете предлагать свои профессиональные способности на рынке труда в другом городе, регионе.

3.4. Социальная мобильность зависит от структуры общества и от самого индивида.

Пример «закрытого» общества с низкой социальной мобильностью.

Презентация, слайд №11( патриархальное, традиционное общество, касты в Индии и некоторых странах Африки. Замкнутые группы, доступ в статусную группу ограничен.)

Индустриальное, «открытое» общество характеризуется высокой социальной мобильностью.

Презентация, слайд №12

В таком обществе нет запретов на профессии, браки, перемену места жительства.

Социальная мобильность может быть разной в рамках одного и того же общества, на отдельных этапах его развития (революции, войны, реформы).

Предлагаю вам вместе подумать: что в социальной мобильности может зависеть от самого человека? Проверка задания, данного в начале урока.

Учащиеся зачитывают «Условия успешности»


  1. Изменения образа жизни, поведения – как способ приобщения к статусному уровню. Человек перенимает образцы поведения этого социального слоя (имидж, речь, виды досуга, манеры общения, привычки.)

  2. Изменение социального окружения.

3) Выбор будущей профессии.



Презентация, слайд №13


Выводы:

1.Социальная мобильность необходима, т.к. служит неотъемлемой частью культуры в любом современном индустриально развитом обществе.

2.В условиях современного открытого общества от вас самих зависит, какое положение вы будете занимать в обществе, в какой социальной группе находиться.

3.Благодаря своим собственным усилиям вы сможете изменить социальное положение, переместиться с одной ступеньки социальной лестницы на другую.


4.2.Закрепление изученного материала.

Учащимся предлагается составить синквейн с основными понятиями урока:

Социальная мобильность;

Социальный статус:

Социальный лифт.

Презентация, слайд №14(порядок написания синквейна).


5. Домашнее задание Презентация, слайд №15

§17, п. 3-4 , устно ответить на вопросы:

1. На примере своих родителей ,дедушек и бабушек, знакомых покажите, как изменилось их социальное положение. С какими обстоятельствами (получение образования, переездом из деревни в город, ростом или сокращением доходов) были связаны эти изменения ?

2.Какой канал социальной мобильности вы считаете самым подходящим для себя? Ответ аргументируйте


6.Подведение итогов урока. Спасибо за урок. Презентация, слайд



Условия успешности



Что, на твой взгляд, может Что для этого должен

помочь человеку занять делать сам человек?

более высокое социальное

положение в обществе?

1. 1.

2. 2.

3. 3.

4. 4.

7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!