СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальное взаимодействие, как условие формирования личности

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальное взаимодействие, как условие формирования личности. Диагностический эксперимент по определению развитости личностных структур.

Просмотр содержимого документа
«Социальное взаимодействие, как условие формирования личности»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»  Факультет непрерывного образования  по подготовке специалистов для судебной системы   Кафедра общеобразовательных дисциплин СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ Социальный проект Выполнила: студентка 2 курса, гр.203 Рамазанова Диана Намиговна Научный руководитель: Ефремов Александр Юрьевич, к.п.н., доцент Воронеж- 2017

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ» Факультет непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы Кафедра общеобразовательных дисциплин

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Социальный проект

Выполнила: студентка 2 курса, гр.203 Рамазанова Диана Намиговна

Научный руководитель:

Ефремов Александр Юрьевич,

к.п.н., доцент

Воронеж- 2017

Оглавление  Введение  ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОЦИУМЕ.   ГЛАВА II. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ РАЗВИТОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ СТРУКТУР: КОММУНИКАТИВНОСТЬ И КРЕАТИВНОСТЬ У СТУДЕНТОВ   Заключение  Список использованной литературы.

Оглавление

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОЦИУМЕ.

ГЛАВА II. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ РАЗВИТОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ СТРУКТУР: КОММУНИКАТИВНОСТЬ И КРЕАТИВНОСТЬ У СТУДЕНТОВ

Заключение

Список использованной литературы.

К оглавлению Социальное взаимодействие, как условие формирования личности. ВВЕДЕНИЕ. Тема исследования: «Социальное взаимодействие, как условие формирования личности». Цели исследования: Изучение и поиск психологических особенностей социального взаимодействия как условия формирования личности.

К оглавлению

Социальное взаимодействие, как условие формирования личности.

ВВЕДЕНИЕ.

Тема исследования:

«Социальное взаимодействие, как условие формирования личности».

Цели исследования:

Изучение и поиск психологических особенностей социального взаимодействия как условия формирования личности.

К оглавлению Социальное взаимодействие, как условие формирования личности. ВВЕДЕНИЕ. Объект исследования : социальное взаимодействие . Предмет исследования: психологические особенности формирования личности в социуме.  Методы исследования: Поиск, накопление, анализ и систематизация необходимой информации .

К оглавлению

Социальное взаимодействие, как условие формирования личности.

ВВЕДЕНИЕ.

Объект исследования : социальное взаимодействие .

Предмет исследования: психологические особенности формирования личности в социуме.

Методы исследования:

Поиск, накопление, анализ и систематизация необходимой информации .

К оглавлению Социальное взаимодействие, как условие формирования личности. ВВЕДЕНИЕ. Задачи исследования:   1. Составление тезауруса научных терминов, входящих в название темы, объекта и предмета исследования.  2. Определение психологических характеристик формирования личности в социуме.  3. Диагностика по определению развитости личностных структур (коммуникативность и креативность) в социальном взаимодействии.

К оглавлению

Социальное взаимодействие, как условие формирования личности.

ВВЕДЕНИЕ.

Задачи исследования:

1. Составление тезауруса научных терминов, входящих в название темы, объекта и предмета исследования.

2. Определение психологических характеристик формирования личности в социуме.

3. Диагностика по определению развитости личностных структур (коммуникативность и креативность) в социальном взаимодействии.

К оглавлению ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОЦИУМЕ Социальное взаимодействие является одним из ключевых понятий в социологической теории, потому что все социальные явления (социальные отношения, процессы, изменения, социальная структура, статусы, роли и пр.) возникают в результате социального взаимодействия. Оно складывается из отдельных, направленных друг на друга социальных действий. Поэтому социальное взаимодействие предполагает взаимные действия как минимум двух социальных индивидов. При этом действие может быть инициировано самим индивидом (группой) и рассматриваться как «вызов», а может быть ответной реакцией на действия других — «ответ на вызов». Сущность социального взаимодействия заключается в том, что лишь во взаимодействии с другими людьми человек может удовлетворить подавляющее большинство своих потребностей, интересов, ценностей. Да и само по себе взаимодействие является основной жизненной потребностью человека.

К оглавлению

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОЦИУМЕ

Социальное взаимодействие является одним из ключевых понятий в социологической теории, потому что все социальные явления (социальные отношения, процессы, изменения, социальная структура, статусы, роли и пр.) возникают в результате социального взаимодействия. Оно складывается из отдельных, направленных друг на друга социальных действий. Поэтому социальное взаимодействие предполагает взаимные действия как минимум двух социальных индивидов. При этом действие может быть инициировано самим индивидом (группой) и рассматриваться как «вызов», а может быть ответной реакцией на действия других — «ответ на вызов».

Сущность социального взаимодействия заключается в том, что лишь во взаимодействии с другими людьми человек может удовлетворить подавляющее большинство своих потребностей, интересов, ценностей. Да и само по себе взаимодействие является основной жизненной потребностью человека.

К оглавлению ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОЦИУМЕ. Решение 1 задачи. Первой задачей исследования ставилось составление тезауруса ключевых терминов, входящих в название темы, цели, объект и предмет исследования. Ключевыми научными понятиями темы являются: Социальное взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного взаимодействия социальных субъектов друг на друга, обмена действиями между двумя и более субъектами. Формирование личности – процесс и результаты социализации, воспитания и саморазвития. Формирование означает становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств. Важнейшим компонентом социального взаимодействия является предсказуемость взаимных ожиданий или, иными словами, взаимопонимание между участниками. Если участники «говорят на разных языках» и преследуют взаимоисключающие цели и интересы, то результаты такого взаимодействия вряд ли будут положительными.

К оглавлению

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОЦИУМЕ.

Решение 1 задачи.

Первой задачей исследования ставилось составление тезауруса ключевых терминов, входящих в название темы, цели, объект и предмет исследования.

Ключевыми научными понятиями темы являются:

Социальное взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного взаимодействия социальных субъектов друг на друга, обмена действиями между двумя и более субъектами.

Формирование личности – процесс и результаты социализации, воспитания и саморазвития. Формирование означает становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств.

Важнейшим компонентом социального взаимодействия является предсказуемость взаимных ожиданий или, иными словами, взаимопонимание между участниками. Если участники «говорят на разных языках» и преследуют взаимоисключающие цели и интересы, то результаты такого взаимодействия вряд ли будут положительными.

К оглавлению ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОЦИУМЕ. Решение 2 задачи. Решение второй задачи (личностные структуры и функции и их роль в формировании личности) показало , что при исследовании процессов взаимодействия человека и общества личность рассматривается не только как объект внешних воздействий, но, преимущественно, как субъект социальных отношений, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, интересы, устремления, а также способности оказывать обратное воздействие на социальную среду.

К оглавлению

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОЦИУМЕ.

Решение 2 задачи.

Решение второй задачи (личностные структуры и функции и их роль в формировании личности) показало , что при исследовании процессов взаимодействия человека и общества личность рассматривается не только как объект внешних воздействий, но, преимущественно, как субъект социальных отношений, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, интересы, устремления, а также способности оказывать обратное воздействие на социальную среду.

К оглавлению ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОЦИУМЕ.. Решение 2 задачи. В качестве первичного источника деятельности личности выступают потребности, отражающие объективные условия существования человека и являющиеся одной из форм его связи с окружающим миром. На формирование личности оказывают влияние ценностные ориентации человека, которые становятся понимаемыми в социальном окружении. Для ценностной основы личности важны структуры и функции, определенные в психологии в качестве базовых основ формирования личности. Личностными структурами являются: - Креативность; - Коммуникативность; - Когнитивность;   - Регулятивность; - Эксплуративность; - Самоорганизация. Личностные структуры проявляются в следующих функциях: - Критичность; - Мотивирование; - Рефлексирование; - Автономность; - Ориентирование; - Самоактуализация; - Коллизийность.

К оглавлению

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОЦИУМЕ..

Решение 2 задачи.

В качестве первичного источника деятельности личности выступают потребности, отражающие объективные условия существования человека и являющиеся одной из форм его связи с окружающим миром.

На формирование личности оказывают влияние ценностные ориентации человека, которые становятся понимаемыми в социальном окружении.

Для ценностной основы личности важны структуры и функции, определенные в психологии в качестве базовых основ формирования личности.

Личностными структурами являются:

- Креативность;

- Коммуникативность;

- Когнитивность;

- Регулятивность;

- Эксплуративность;

- Самоорганизация.

Личностные структуры проявляются в следующих функциях:

- Критичность;

- Мотивирование;

- Рефлексирование;

- Автономность;

- Ориентирование;

- Самоактуализация;

- Коллизийность.

К оглавлению ГЛАВА II. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ РАЗВИТОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ СТРУКТУР: КОММУНИКАТИВНОСТЬ И КРЕАТИВНОСТЬ У СТУДЕНТОВ Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения. Рассматривая формирование личности, необходимо подчеркнуть, что человек как личность жить вне общества (социума), социальной среды не может. В процессе взаимодействия человека с социальной средой возникает целый ряд социально психологических явлений, оказывающих влияние на формирование личности.

К оглавлению

ГЛАВА II. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ РАЗВИТОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ СТРУКТУР: КОММУНИКАТИВНОСТЬ И КРЕАТИВНОСТЬ У СТУДЕНТОВ

Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения.

Рассматривая формирование личности, необходимо подчеркнуть, что человек как личность жить вне общества (социума), социальной среды не может. В процессе взаимодействия человека с социальной средой возникает целый ряд социально психологических явлений, оказывающих влияние на формирование личности.

К оглавлению

ГЛАВА II. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ РАЗВИТОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ СТРУКТУР: КОММУНИКАТИВНОСТЬ И КРЕАТИВНОСТЬ У СТУДЕНТОВ

В основе решения третьей задачи лежит диагностика, направленная на определение развитости личностных структур: коммуникативность и креативность студентов Факультета непрерывного образования ЦФ РГУП. Тест прошло 15 студентов 101 группы, 10 студентов 102 группы и 17 студентов 203 группы.

При анализе ответов на вопросы каждого студента первого курса, а далее совокупности ответов, можно сделать следующие выводы:

Нет ни одного студента из тех, кто прошел тестирование, имеющих уровень развитости такой личностной структуры, как креативность, ниже среднего. У 45% креативность развита на среднем уровне, у 55% - высокий уровень.

Личностная структура коммуникативность развита на высоком уровне у 60% опрошенных, на среднем – 40%, низкий уровень развитости данной компетенции не наблюдается среди опрошенных.

При анализе ответов на вопросы каждого студента второго курса, а далее совокупности ответов, можно сделать следующие выводы:

Нет ни одного студента из тех, кто прошел тестирование, имеющих уровень развитости такой личностной структуры, как креативность, ниже среднего. У 35% креативность развита на среднем уровне, у 65% - высокий уровень.

Личностная структура коммуникативность развита на высоком уровне у 70% опрошенных, на среднем – 30%, низкий уровень развитости данной компетенции не наблюдается среди опрошенных.

К оглавлению

К оглавлению

К оглавлению Заключение Проведя диагностику студентов 1 и 2 курса ФНО ЦФ «РГУП» мы выяснили, что большинство студентов имеют высокий уровень развития таких личностных структур, как коммуникативность и креативность. Людей с низким уровнем развитости данных личностных структур не наблюдается среди опрошенных. У студентов второго курса развитость личностных структур коммуникативность и креативность выше чем у студентов первого курса.

К оглавлению

Заключение

Проведя диагностику студентов 1 и 2 курса ФНО ЦФ «РГУП» мы выяснили, что большинство студентов имеют высокий уровень развития таких личностных структур, как коммуникативность и креативность. Людей с низким уровнем развитости данных личностных структур не наблюдается среди опрошенных. У студентов второго курса развитость личностных структур коммуникативность и креативность выше чем у студентов первого курса.

К оглавлению

Используемая литература:

1. Библиотека гуманитарной и технической литературы [Электронный ресурс] / Социология. Формирование личности. Структура личности. – режим доступа: http://www.telenir.net/shpargalki/sociologija_shpargalka/p30.php , режим свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. (дата обращения:21.10.2016).

2. Ефремов А. Ю. Психологические особенности нерационального природопользования в обществе [Текст] / А. Ю. Ефремов, Д. Н. Рамазанова// Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы VIМеждунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 20 март 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.].—Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. —С. 110–112. —ISBN978-5-9908090-2-4.

3. Ефремов А. Ю. Психологические особенности формирования личности подростка [Текст] / А. Ю. Ефремов, В. В. Белкин, М. Н. Логвинов// Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 20 март 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. —Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016.—С. 16–18. —ISBN 978-5-9908090-2-4

4.Политология [Электронный ресурс] / Основы социологии и политологии. – Режим доступа: http://all-politologija.ru/knigi/osnovy-sociologii-i-politologii-kozyrev/socialnoe-vzaimodejstvie, режим свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. ( дата обращения:22.10.2016).

5. Психологос. Энциклопедия практической психологии [Электронный ресурс] / Социальное взаимодействие. – Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/socialnoe_vzaimodeystvie, режим свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.(дата обращения: 21.09.2016).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!