Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
Факультет непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы
Кафедра общеобразовательных дисциплин
ОБЩЕНИЕ, КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Выполнил: студент 2 курса, гр. 201
Васук Ариан Шир
Научный руководитель:
Ефремов Александр Юрьевич,
к.п.н., доцент
Воронеж – 2017
Оглавление
Введение
ГЛАВА I. Теоретические основы процесса общения
ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО ЮРИСТА
Заключение
Список использованной литературы.
Общение, как условие формирования личности
Введение .
Тема исследования:
«Общение, как условие формирования личности».
Цели исследования:
Изучение общения, как условия формирования личности.
Общение, как условие формирования личности
Практическая значимость проекта заключается в составлении тезауруса (словаря научных терминов). Результаты исследования могут быть использованы в процессе обучения юриста по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения». Результаты проведенной диагностики могут использоваться в учебно-воспитательном процессе любого учреждения среднего специального образования.
Объект исследования :
психологические особенности общения
Предмет исследования:
Общение, как условие формирования личности.
Методы исследования:
Поиск, накопление и анализ необходимой информации.
Гипотеза:
общение может быть важным условием формирования личности, если будут определены теоретические особенности процесса общения, на диагностической основе.
Новизна проекта представлена разработанными теоретическими особенностями общения, как условие формирования личности; определении критериального аппарата в ценностях профессионального общения.
Общение, как условие формирования личности
Задачи исследования:
Первая задача: составление Тезауруса научных терминов, входящих в название темы исследования, его объекта и предмета.
Вторая задача: уточнение теоретических особенностей процесса общения.
Третья задача: диагностика определения уровня коммуникативных качеств будущего юриста.
Общение, как условие формирования личности
Актуальность темы:
Общение выступает как один из ключевых компонентов эффективной деятельности человека. Поведение лица предполагает собою организацию осознанных действий личности, посредством которых выражается её взаимодействие с социальной средой. Личность совершенствует и познаёт себя только при общении с другими субъектами общения.
В области решения задач обучения воспитанию подростков, считается иная точка зрения на проблему общения - формирование личности подростка. Результаты психологических и педагогических исследований отражают, что в непосредственном общении с важными подростку людьми (родитель, педагог, сверстники), происходит становление личности, развитие ее основных качеств
I ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ
Общение является сложным многогранным и многоплановым процессом взаимодействия между людьми. В процессе общения реализуется вся система отношений и установок человека, происходит взаимное восприятие, обмен информацией, выработка единой стратегии взаимодействия. Именно общение является решающим условием социализации и развития личности: в процессе общения взрослого и ребенка происходит усвоение социального опыта, знаний, способов выражения эмоций и многого другого.
Гелиоцентрическая система мира
I ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ
Решение первой задачи исследование предполагало составление Тезауруса научных терминов, входящих в название темы, цели.
Ее решение показало, что в исследуемой теме: «Общение, как условие формирования личности» включает следующие понятия:
Личность;
Общение.
I ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ
Общефедеральный элемент ГОСТа общего образования изобретен с учетом ключевых течений модернизации общего образования. В этом же числе: развитие основных компетенций – готовности обучающихся применять освоенные познания, умения и методы работы для решений практических задач в реальной жизни. Общая Компетенция 6 (работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителем) и ОК12 (Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения) считаются наиболее популярными и интенсивнее исследуемы. Общение выступает как один из ключевых компонентов эффективной деятельности человека.
I ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ
Активность познавательных психических процессов (т.е. восприятие, внимание, мышление, представление, память, речь, осязание, чувства, эмоции) реализует формирование психики и практическую деятельности каждой личности. Вследствие такой активности образуется психическое состояние, которое, состоя из психических процессов, складывается в познавательный процесс психики каждого человека.
Таким образом, мышление – это часть процесса познания, которое имеет непрерывную связь с психикой, давая человеку познавать себя и быть разумным.
Мышление взаимосвязано с речью. Их возникновение и развитие свидетельствуют о возникновении новой особенной формы отражения реальности и ее управлением.
I ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ
Функции речи:
• она может представлять индивидуальные особенности психологии человека;
• речь осуществляет передачу и воспроизведение заложенной информации;
• речь является регулятором общения между людьми, способом управления поведением других людей.
- основной способ коммуникации людей, одна из важнейших форм взаимодействия социума.
Она может быть внешняя (обращена к окружающим), внутренняя (проявляется тогда, когда субъект думает «про себя»), устная, письменная и др.
Через общение люди могут организовывать разные виды совместной деятельности, достигать взаимопонимания, вырабатывать соответственную программу действий. В процессе общения происходит формирование и реализация межличностных отношений.
Общение – главный компонент в процессе формирования личности, так как с психологической точки зрения без общения это является невозможным. Именно во время коммуникации у человека накапливается опыт, знания, развиваются практические навыки, формируются свои взгляды.
I ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ
В структуру общения входит так же обмен информацией между людьми, среди которых протекает процесс общения, обмен действиями, воздействие друг на друга участниками общения, установление понимания.
Как психический познавательный общение предоставляет человеку возможность:
• взаимодействовать с другими людьми, что является необходимым для человека во время ориентирования в повседневных проблемах;
• получать и использовать на практике соответствующую информацию, которая недосягаема для ощущения (это могут быть правила поведения, моральные ценности, закономерности психики и природы человека);
• обогащать свои знания опытом, предоставленным предыдущими поколениями.
I ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ
Решение второй задачи показало, что человек познает себя и совершенствуется только в общении с другими людьми. Общение людей чаще всего определяется как обмен мыслями, чувствами, переживаниями человека. Общение характеризуется следующими основными признаками: взаимопонимание людей друг с другом, под которым подразумевается как проникновение в суть получаемой информации одним человеком от другого, так и ответная реакция на содержание этой информации
Практическое рассмотрение общения, как условия формирования личности требует экспериментальной проверки. Диагностики предпринята в решении третьей задачи исследования.
II ГЛАВА. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ КОММУНИКАТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Третья задача исследования заключалась в проведении диагностического эксперимента, исследования проблемы, заявленной в теме исследования, на основе результатов решения второй задачи.
В основе решения третьей задачи лежит диагностика, направленная на определение уровня коммуникативных качеств будущего юриста 2 курса Факультета непрерывного образования Центрального филиала «Российского Государственного Университета Правосудия».
Из параграфа 1.2. мы выяснили, что человек познает себя и совершенствуется только в общении с другими людьми. Общение людей чаще всего определяется как обмен мыслями, чувствами, переживаниями человека. Общение характеризуется следующими основными признаками: взаимопонимание людей друг с другом, под которым подразумевается как проникновение в суть получаемой информации одним человеком от другого, так и ответная реакция на содержание этой информации.
На основе полученных знаний при изучении теоретических особенностей, были выделены следующие личностные ценности профессионального общения:
- Уважение партнера по общению
- Коммуникативная компетентность
- Деловой этикет в общении
II ГЛАВА. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ КОММУНИКАТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Диагностика студентов заключалась в проведении теста, состоящего из 12 вопросов (Приложение 1). Каждый вопрос привязан к одному из критериев, определенных нами в решении третьей задачи.
Тест прошло 20 студентов 201 группы.
При анализе ответов на вопросы каждого студента, а далее совокупности ответов, можно сделать следующие выводы:
Такой критерий личностных ценностей профессионального общения, как коммуникативная компетенция развит сильнее, чем остальные критерии у всех, кто прошел тестирование. Это говорит о том, что 55% студентов найдут, чем занять внезапно возникшую паузу в процессе разговора, они могу непринужденно беседовать с людьми, которых видят впервые, а так же они могут защититься в случае, если их начнут несправедливо критиковать.
Такая личностная ценность, как уважение партнера по общению развита на среднем уровне. 70% студентов имеют привычку перебивать собеседника, а так же проявляют уважение лишь к отдельным социальным слоям общества.
Что касается делового этикета в общении , то здесь наблюдается низкий уровень развитости. Почти каждый (95%) готов перевести тему разговора на другую не зависимо от того, волнует ли это его собеседника. 70% опрошенных избирают свою манеру общения в зависимости от того, кто перед ними стоит. Так же, 65% опрошенных имеют привычку не задумываясь поправлять собеседника в случае допущения им какой-либо ошибки при произнесении слова.
Заключение
Проводимое исследование имело целью изучение общения, как условия формирования личности.
Исследованием решались 3 задачи.
Первая задача: составление Тезауруса научных терминов, входящих в название темы исследования, его объекта и предмета.
Вторая задача: уточнение теоретических особенностей процесса общения.
Третья задача: диагностика определения уровня коммуникативных качеств будущего юриста.
Заключение
Задачи решались с использованием естественнонаучных методов поиска, накопления и систематизации необходимой информации.
Исследование, проведенное по теме: «Общение, как условие формирования личности» и решенные в его рамках задачи позволили получить практические навыки в научно-исследовательской работе, приобрести опыт в подготовке и написании научной статьи и расширить кругозор в области естествознания
Используемая литература
1. Беляева Л.А., Жданова С.П. Психология (возрастная психология): Учебное пособие. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2013. – 106 с.
2. Ефремов А. Ю. Естественнонаучный подход к изучению психики [Текст] / А. Ю. Ефремов, А. А. Самарукова, А. Ш. Васук // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 20 март 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — С. 118–120. — ISBN 978-5-9908090-2-4 .
3. Ефремов А.Ю., Шахова А.А. Психологические особенности делового общения юриста в области социально-правовой деятельности // В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. 2016. С. 141-142.
4. Кафедра русской словесности [Электронный ресурс] Нормативные документы. Госстандарт общего образования. Пояснительная записка. – Режим доступа: http://xn--h1afoehc.xn--p1ai/normativnye-dokumenty/71-gosstandart-obshchego-obrazovaniya-poyasnitelnaya-zapiska, режим свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. (дата обращения: 15.09.2016).
5. Молодой ученый [Электронный ресурс] / Общение как важнейшее условие развития личности в социуме. – Режим доступа: http://moluch.ru/archive/91/19841/, режим свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. (дата обращения: 15.09.2016).
6. Основы психологии [Электронный ресурс] / Психология. Влияние общения на развитие личности. – Режим доступа: http://psylist.net/hpor/ped011.htm, режим свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.(дата обращения: 23.09.2016).