Выступление на педагогическом совете
СРЕДА ОБАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ И СОЦИОЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учителя биологии Клевлиной Натальи Викторовны
МБОУ Школы №33 г.о.Самара
Цель: Социализация личности ребенка на основе проектной деятельности.
Задачи: 1.Рассмотреть основные этапы социализации личности в современной педагогике. . 2.Адаптировать обучающихся в обществе через исследовательскую и проектную деятельность;
3. Ориентировать обучающихся к выбору профессии.
Актуальность проблемы: Насколько умеет ребенок общаться с другими людьми, как взрослыми, так и ровесникам, зависит его успешность, как в настоящем, так и в будущем. Чем скорее ребенок научится находить общий язык с людьми, тем увереннее он будет себя чувствовать в жизни и сможет стать более успешным.
Объект исследования: обучающиеся МБОУ Школа №33 г.о.Самара
Социализацию личности в современной педагогике можно рассматривать на всех возрастных уровнях с двух позиций. Во-первых, изучая процесс воспитания (принципы, содержание, формы и методы), во-вторых, исследуя общество и определяя его воспитательные возможности в качестве положительных влияний на человека.
При изучении роли образования в процессе социализации представляется возможным выделить два подхода: социологический подход – со стороны общества, и психологический – со стороны личности. В первом случае средствами социализации являются системы общества, воздействующие на своих членов. Отсюда социологический подход к социализации в качестве средств влияния использует воздействие общества на личность. Психологический подход социализации указывает на то, каким образом происходит переход общественного во внутренние структуры индивида.
Изучая проблему социализации, формирование личности предлагается рассматривать в связи с влиянием индивидуальных особенностей человека и среды обитания.
Различные изменения в обществе могут повлиять на человека как положительно, так и отрицательно, способность достичь успеха зависит от возможности человека приспособиться к новым условиям. Так как человек не может быть заранее подготовлен к разнообразным изменениям, с которыми ему предстоит столкнуться, он должен уметь находиться и ориентироваться в системе усвоения суммы различных ожиданий.
Чем прочнее впитались социальные ценности, опыт, связи, тем насыщеннее индивидуальная жизнь человека. Чтобы представить особенности социализации на каждом возрастном этапе, необходимо определить влияние личности на общество и влияние на личность со стороны общества.
В практике работы образовательных учреждений социализация всегда относительна. Выделяются причины этой относительности.
1. Учет индивидуальных особенностей не только каждого слушателя, но и группы учащихся, имеющих одинаковые особенности.
2. Учет тех особенностей личности, которые важны с точки зрения учения.
3. Учет свойств личности, которые важны именно для данного учащегося.
Необходимо обратить внимание на то, что возникают определенные трудности, с которыми сталкивается личность при разрешении различных жизненных проблем. Иногда появляется желание отказаться от использования известных путей решения задачи и обратиться непосредственно к своему опыту.
Следует отметить, что особенности развития зрелой личности представляют интерес в связи с учетом влияния социализации и индивидуализации личности. Важной отличительной чертой этого процесса становится обращенность его в глубинные процессы, происходящие с человеком, т. е. зрелость представляется в качестве эпизода наполнения жизни смыслом, что означает единение, слияние процессов социализации и индивидуализации в единый процесс развития личности.
Значительную роль в этом процессе взаимодействия социализации и индивидуализации имеет образование. Его роль отличительна, значительна и заметна. Восприятие личностью окружающего мира, в котором она развивается, формируется под влиянием следующих потоков информации.
1. Окружающие социальные условия.
2. Знания, нормы, требования, усвоенные в процессе обучения и воспитания.
Та информация, которую общество осознанно и планомерно направляет человеку, не может сформировать убеждения, систему мировоззрения личности. Только в результате сочетания усвоенных знаний с наблюдениями и практикой межличностных отношений формируется сознание человека. Этот процесс является важным и необходимым условием превращения знаний в убеждения и привычки поведения. Важно отметить, что процесс формирования убеждений тесно связан со всей практической деятельностью человека. Данный факт, что процесс не является чисто интеллектуальным, совершенно не уменьшает значение и роль образования.
Таким образом, можно отметить, что существуют различные многогранные трактовки и исследования вопросов соотношения и взаимовлияния социализации общества и индивидуализации личности в таких науках, как педагогика, психология и социология. Но наиболее перспективной и эффективной представляется направление изучения развития индивида в сочетании и при взаимном влиянии индивидуальных особенностей человека и социальной среды. В итоге определяется максимальная индивидуализация знания.
Таким образом, роль образования в процессе социализации человека:
1) определяется осознанием индивидом окружающего мира, природного и социального;
2) создается под влиянием окружающих социальных условий;
3) определяется результатом усвоенных знаний, норм.
В жизни мы постоянно пересекаемся и взаимодействуем с другими людьми. Все наши дела, планы, мысли так или иначе связаны с общением или сотрудничеством с кем-то посторонним. Умение общаться, договариваться, доносить свои мысли, банально, не бояться подойти и о чем-то спросить – очень важные навыки в жизни каждого.
Иногда из-за неумения или страха мы можем терять очень хорошие возможности. Чтобы этого не случалось с вашим ребенком, его необходимо вовремя и правильно социализировать в обществе. [2].
Школа в последнее время приобретает скорее социальное значение в адаптации ребенка, нежели познавательное. С развитием технологий и доступа к информации все больше родителей задумываются о переходе на индивидуальное обучение. К тому же, многие предметы теряют свою актуальность на момент окончания учебного заведения ребенком. В то время, когда мир преподносит все новые и новые открытия и технологии, о которых как раз и не помешает узнать. Ребенок в школе получает очень важные социальные навыки. При этом желательно, чтобы атмосфера в коллективе была дружественной и доброжелательной, тогда ребенку гораздо легче раскрыть свой потенциал и проявить коммуникативные навыки.
Социально-личностное развитие — процесс и результат двух взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов: социализации и интериоризации, которые направлены на вхождение ребёнка в социокультурную среду.
Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.
В связи с этим проблема социально-личностного развития — развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром — становится особо актуальной на данном современном этапе. [1].
Концепция модернизации российского образования подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания — формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».
Для этих целей в нашей школе уже почти 20 лет функционирует Научное общество учащихся муниципального бюджетное образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №33 г.о.Самара (далее – НОУ, МБОУ СОШ №33), задачами которого являются:
ориентация обучающихся к исследовательской и проектной деятельности;
предпрофессиональная ориентация учащихся;
углубленная подготовка к самостоятельной исследовательской работе;
создание условий для вовлечения в коллективную поисково-исследовательскую деятельность учащихся разных возрастов для их совместной работы с профессиональными исследованиями научными руководителями ВУЗов.
Одна из технологий, используемых в НОУ для выявления одаренных детей – проектная деятельность, которая предполагает развитие самостоятельного мышления, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения. Метод проектов позволяет органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике.
Учащиеся, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы, принимают участие в экспериментах и исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, ощутить радость успеха и способности к успешной социализации в обществе.
В проектном процессе выделяют три главные стадии (фазы).
На первой – выдвигается плодотворная идея (содержательное ядро, смысл дальнейших действий).
На второй (средней) – из недифференцированной идеи вырисовывается многоплановая панорама желаемого (построение технологии дальнейших действий или приемов будущей планируемой модели).
Завершающая фаза проектирования – составление проектно-технологической документации. [2]
Проектный метод предполагает принципиально иной подход: «Подумай, вообрази, поразмысли над тем, каким путем и какими средствами это можно было бы выполнить». Лучший способ такого учения – разработка учебного, исследовательского проекта.
В нашей школе проектная работа с учащимися начинается еще на начальной ступени. Первые проекты маленьких исследователей координируют старшеклассники. Готовые проекты участвуют в конкурсных мероприятиях и отмечаются наградами и благодарностями. Результаты работ презентуются одноклассникам. Так были реализованы такие совместные проекты, как «Бездрожжевое хлебопечение», «Выделение белка в продуктах» и т.д.
Данные проекты являлись компетентностно ориентированными и носили большую практическую направленность, что еще больше оживляло интерес учащихся.
Все это позволяет зародить интерес к изучению биологии и развить его на основной и старшей ступени.
При выборе тем проекта учащимися в ходе изучения курса биологии мы руководствуемся следующим критериями:
1. значимостью данной информации для учащихся;
2. социальная значимость проекта;
3. наличие в проекте воспитательного потенциала:
4. связь с изучаемыми темами курса биологии (ботаники, зоологии, анатомии, физиологии человека, экологии, общей биологии);
5. возможность постановки проблемы;
6. время, отведенное на изучение данного раздела или темы;
7. возможность реализации межпредметных связей.
Одно из основных достоинств проектной деятельности – это создание образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности, развивать свои умения.
Учитель в этой деятельности превращается в компетентного коллегу, старшего партнера по исследованию в разработке проекта, в квалифицированного эксперта – консультанта, инициатора интересных начинаний.
Представленные в таблице № 1 критерии, позволяют классифицировать научно-исследовательские работы по содержанию, уровню интеграции, продолжительности, количеству участников и т.д.
Таблица №1 Критерии классификации проектов
Критерии | Типы проектов |
Содержание | Экологические, анатомо-физиологические, связанные с ВНД человека; анатомо-психологические, медицинские, здоровьесберегающие и другие |
Уровень интеграции | Монопредметные (выполняются на материале одного из разделов биологии – ботаника, анатомия, физиология, …); Межпредметные (по смежной тематике (биология – психология, биология – химия, …); Надпредметные (на основе сведений, исследований, эксперимента, не входящих в школьную программу). |
Продолжительность | Мини-проект – несколько недель; Средней продолжительности – несколько месяцев; Долгосрочные – в течение нескольких лет. |
Количества участников | Индивидуальные (персональные), групповые, коллективные |
Способы деятельности | Познавательные, творческие, игровые, экспериментально-исследовательские и другие |
Использование средств обучения | Классические, традиционные (печатные, наглядные, технические) |
Включенность проектов в тематический план | Текущие – на проектную деятельность выносится часть содержания. Итоговое – по результатам проекта оценивается освоение темы |
Учащиеся свою работу над проектами строят согласно разработанному плану (таблица №2). [2, 3]
Таблица №2
План реализации научно-исследовательского проекта
План | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1. | Ознакомление с темой | Знакомятся с темой, созданием проекта, значимостью | Организует учащихся с созданием проекта, раскрывает его значимость |
2. | Составление плана, распределение обязанностей | Распределяют свою роль в изучении, составляют план | Объединяет учащихся в группы по интересам, консультирует, знакомит с памяткой и алгоритмом по организации самостоятельной работы |
3. | Работа над проектом | Изучение научной литературы, проведение исследования, эксперимента, делают выводы, анализируют материалы | Консультация научных руководителей и учителя |
4. | Оформление | Вопросы учащихся | Консультация |
5. | Предзащита | Готовят презентацию, тезисы | Подготовка экспертов; проектирует формы презентации, организует дискуссии по обсуждению проекта и самооценки учащихся |
6. | Защита проекта | Представляют свою работу, участвуют в обсуждении | Повод для самообразования |
Одно из достоинств проектной деятельности – это создание образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности, развивать свои умения.
Учитель в этой деятельности превращается в компетентного коллегу, старшего партнера по исследованию в разработке проекта, в квалифицированного эксперта – консультанта, инициатора интересных начинаний.
Таблица №3 Виды проектной деятельности на уроках биологии
Сфера деятельности человека | Проектная деятельность | Названия проектов |
Научно-познавательная | Изучение экологических проблем, ВНД человека, его темперамента, характера, поведения и т.д. | Психофизиологические особенности трудных подростков Взаимосвязь темперамента и внимания у учащихся пубертатного периода Действие экологических факторов на белковый процесс у жителей п.Мехзавод Красноглинского района г.Самары |
Практико-преобразовательная | Исследование органических веществ в основных продуктах питания | Витамины. Биологическая роль. Исследование витамина «Р» - рутина и «аскорбиновой кислоты» - витамина «С» в разных сортах черного и зеленого чая Белки. Биологическая роль. Содержание белка – казеиногена в молоке и его производных Оценка характера ротовой жидкости до и после еды с применением жевательных резинок |
Ценностно-ориентированная | Создание проектов, включающих духовно-нравственные вопросы | Роль типологического фактора в формировании нравственно-этических свойств личности Психофизиологические предпосылки социально-опасных привычек школьников |
Здоровьесберегающая | Создание проектов, раскрывающих отрицательные факторы, оказывающие на здоровье учащихся | Особенности воздействия компьютерных программ различных типов на функциональный статус организма школьника |
Описанная методология, используемых подходов к социализации личности ребенка на основе разработки и подготовки научно-исследовательских программ, применяется на практике, на протяжении многих лет в МБОУ СОШ №33 г.о.Самары в рамках работы по естественнонаучному профилю НОУ.
Для углубленного изучения материала и проведения некоторых видов эксперимента учащиеся посещают дополнительные занятия в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, Самарском государственном медицинском университете. Многие члены НОУ стали победителями различных городских и областных конференций: городской научно-творческой конференции (за 2009-2015 – более 50 побед на уровне района, города; 10 побед на уровне области).
Таким образом, использование проектной деятельности в педагогической практике современного учителя, позволяет развивать личность, ребенка , необходимого для его включения в систему общественных отношений, эффективно существовать в обществе других людей.
Список литературы
1.Дозорова М.А., Кошлева Н.В., Кроник А.А. и др. Программа социально-личностного развития детей.. Ярославль, «Ремдер», 2005. – 164 с.
2.Возрастные особенности учащихся и их учет в организации учебно-воспитательного процесса, под ред. В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина. – М., 1980.
3. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 3 апреля 2012 г.
4. Макарцева Л. В., Учебно-методическое пособие для студентов географических факультетов. «Научные основы школьных курсов географии». Саратов, 2011.
5. Материалы сайта Всероссийский фестиваль «Открытый урок» http://festival.1september.ru/
9