СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социализация обучающихся на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание в процессе обучения в школе приобретает очень значимое место в связи с внедрением ФГОС. 

Просмотр содержимого документа
«Социализация обучающихся на уроках английского языка»

5


Социализация личности в процессе изучения английского языка

Одной из целей при изучении иностранного языка должна выступать, по мнению Е. И. Пассова, не только как прагматичность знаниий, но и образование. В этом случае в качестве содержания выступает культура, под которой понимаются личностно освоенные в деятельности духовные ценности, пространство, в котором происходит процесс социализации личности.


Каждый школьный предмет является инструментом становления личностных качеств человека, его социальных и духовных ориентиров. Не являясь исключением, учебный предмет «Иностранный язык» имеет существенную особенность: он как бы «беспредметен»: он изучается как средство общения, а тематика и ситуации для речи привносятся извне. Возможности воспитательного процесса через такой предмет, как «иностранный язык» уникальны. В процессе овладения иностранным языком развиваются как интеллектуальные, речевые, эмоциональные способности учащихся, так и личностные качества.
Преподаватель имеет возможность формировать на занятиях иностранным языком культуру личности учащихся в единстве, знаний, ценностных ориентаций, вкусов, идеалов; влиять на повышение уровня эстетики поведения, ориентированной на «диалог культур», уважение точки зрения собеседника, толерантное отношение к партнеру; развивать творческие способности обучающихся (особую значимость имеют творческая инициатива, творческое воображение, преодоление стереотипов и др.). 
Иностранный язык, как никакой другой учебный предмет, открыт для использования содержания из различных областей знаний. В этой связи объективно необходимы: 
- ориентация воспитания в процессе изучения иностранного языка на общечеловеческие духовные ценности, лучшие национально-региональные и международные культурные традиции, 
- использование воспитательно-педагогического потенциала произведений искусства; 
- поиск наиболее эффективных средств повышения эффективности нравственно-эстетической воспитанности школьников, адекватных их возрастным и социально-психологическим особенностям.

. На уроке иностранного языка я, как учитель иностранного языка, имею возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических и экстра лингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации.

Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков звучат многие насущные проблемы. Среди них я выделяю такие, как проблемы толерантности, проблемы современной семьи, проблемы благотворительности, проблемы материализма и национальной культуры, проблемы нищеты и борьбы с ней. Основная сложность состоит в том, что очень часто дети не понимают, о чем идет речь, т.к. не знакомы с этим понятием на русском языке.

К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию учащегося на уроке иностранного языка, могут быть отнесены коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения. Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из приемов работы. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения, какой-то проблемы, презентуется всему классу, в то время как класс выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор.

Следующим эффективным приемом работы в упомянутом выше направлении является ролевая игра. Ролевая игра также является формой коллективного взаимодействия. Однако в данном случае каждый ученик уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение. В то же время в ролевой игре обычно предварительно оговаривается траектория поведения участника игры в определенной ситуации. Хотя в некоторых случаях оговариваться может только результат взаимодействия, тогда как траектория поведения остается за выбором самого учащегося. Тематические уроки играют важную роль реализации духовно-нравственного воспитания на уроке английского языка.  На таких уроках дети приобщаются к духу и культуре народа-носителя языка. Чтобы учащиеся правильно восприняли факт чужой культуры им необходимо, прежде всего, предоставить опору на родную культуру. И только тогда учащиеся будут испытывать гордость за «свое» и уважительно относиться к «чужому». По такому принципу устроен учебно-методический комплект «Spotlight» (В. Эванс, Дж. Дули). В данном УМК есть раздел «Spotlight оn Russia» («Россия в фокусе»).  Происходит знакомство с культурой страны изучаемого языка путём сравнения со своей страной. В результате сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям.

Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся ранее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. Этому способствуют задания под рубриками “In Your Culture” (“В твоей культуре”) и “All About Me”(“Все обо мне”). В результате происходит своеобразный диалог культур устами школьников. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям. Для достижения этих целей на уроках иностранного языка в школе используются самые разнообразные формы и приёмы учебной и внеклассной работы. Учащиеся могут участвовать в моделировании и решении проблемных ситуаций, викторинах, составлении кроссвордов, написании сообщений и докладов, экскурсиях по историческим местам, работать с печатными материалами, проводить “круглые столы”. В конце изучения темы “Не хотели бы вы отправиться в Великобританию?” в 8 классе, учащимся предлагается “пригласить иностранных гостей в Россию и организовать для них путешествие”. Этот проект называется “Добро пожаловать в Россию!”. Познавательным аспектом таких уроков является увеличение объёма знаний об особенностях культуры родной страны, знакомство с достопримечательностями Москвы, Санкт-Петербурга, Нижневартовска, осознание понятия Родина, “малая Родина”, более глубокое осознание своей культуры.

Работая по теме “Меняются времена, меняются стили”, учащимся предлагается посещение местного краеведческого музея, школьного музея, где имеется экспозиция о выпускнике школы, первом космонавте Югры, 121 космонавте России Сергее Николаевиче Рыжикове. Отзывы о посещении они предоставляют на изучаемом языке.

Работая по теме “Моя семья” в 5 классе, учащиеся изучают родословную своей семьи, а затем предоставляют проекты генеалогических деревьев вплоть до пятого поколения.

При изучении темы “Герои и гордость твоей страны” мы знакомимся с биографиями выдающихся людей страны изучаемого языка и нашей Родины, также и при изучении таких тем как “Достопримечательности Британии, Америки и России”, “Образование” и др. Здесь имеет место культурологический аспект обучения, сравнение национальных культур разных народов.

Одно из наиболее эффективных направлений в реализации духовно-нравственного воспитания является использование информационно-коммуникативных технологий на уроке иностранного языка. Б.Ю. Щербаков рассматривают ИКТ как «наиболее перспективное направление, интегративным составляющим обучения, поскольку оно изначально ориентировано по своей, как технологической, так и социокультурной сути, на свободное, в достаточной мере самостоятельное и ответственное проективно-гибкое обучение».

На сегодняшний день практически все учащиеся знакомы с информационными технологиями, активно пользуются компьютером как в школе, так и дома. Через интерес к ИКТ можно изменить формы и методы духовно-нравственного воспитания учащихся, а также повысить мотивацию изучения иностранного языка. С помощью интернета с воспитанниками совершаем виртуальные экскурсии по знаменитым городам, музеям Англии, просматриваем фильмы или театральные постановки на иностранном языке. В это время в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. Учащиеся не только пассивно воспринимают представленную им информацию, но и с удовольствием включаются в процесс сбора, обработки и систематизации электронного материала.  Так во время работы с шестыми классами в процессе изучения темы «Еда и напитки» я предлагаю обучающимся фильм на английском языке о питании в японских школах. Ребята с удивлением отмечают, что дети здороваются и благодарят друг друга на каждом шагу, выращивают продукты для школьной столовой, едят в классном кабинете, дети сами производят уборку помещений, в которых они находятся, таким образом, я затрагиваю вопросы трудового воспитания, этикета общения. Очень с большим интересом дети наблюдали за тем, как японские школьники моют руки перед едой, а дежурные проверяют чистоту рук, чистят зубы после еды –вопросы чистоты и гигиены. Активное использование ресурсов Российской электронной школы, Учи.ру, интерактивными тетрадями Skysmart также способствуют эффективности реализации воспитательных задач в процессе обучения английскому языку.

Успешно выполняют проекты и создают презентации, проекты на различные такие темы, как «Моя родословная», «Школа моей мечты», «Помощь животным» и т.д. Такая работа способствует воспитанию чувства товарищества, развивает умение работать в группах, а также воспитывает учащихся толерантности, проявлению уважения как  друг другу, так и к представителям других культур.

Использование интерактивной доски в учебном процессе дает возможность учащимся быть «соучастниками» урока. Ученики не только выполняют различные упражнения на доске, но и создают задания самостоятельно, контролируют качество выполнения. Подобные уроки способствуют проявлению инициативы и творческого самовыражения учителя и учащихся, делает процесс обучения и воспитания одновременно увлекательным, интересным и эффективным.

Подводя итог, хочется еще раз подчеркнуть, что изучение иностранного языка повышает духовно-нравственную культуру, развивает логическое мышление, оказывает большое влияние на память, расширяет кругозор и повышает общую культуру. Изучение иностранного языка способствует нравственно-эстетическому развитию, оказывает воздействие на духовное становление личности.





5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!