Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза Зои Космодемьянской
г.о.Чапаевск Самарской области
Использование рекламы как социально-коммуникативной технологии для обучения английскому языку
Подготовила: Антипова А.В.,
учитель английского языка
ГБОУ СОШ №1, г.о.Чапаевск, Самарской области
2020 г.
Введение
Большую роль в социализации ребенка играет школа. В нашей школе большое внимание уделяется социализации личности обучающегося. Одним из эффективных приемов социализации на уроках английского языка является работа с социальной рекламой. Процесс социализации может протекать стихийно, а также этим процессом можно управлять. В процессе стихийной социализации формируется свободное общение, решаются повседневные проблемы. Во втором случае она осуществляется как спланированный и специально организованный процесс. На уроках английского языка формируются коммуникативные компетентности учащихся, которые предполагают овладение иноязычным общением учащихся. Таким образом перед современным учителем стоит задача - формирование у учащихся универсальных учебных действий, которые способствуют формированию социализации. Свои уроки мы строим в таком формате, где весь материал отрабатывается в контексте тем, которые заставляют учащихся задуматься о его роли в обществе и формируют в нем нравственные ценности. На своих уроках мы стараемся затрагивать такие темы, которые бы заставляли учащегося задуматься об основных и главных ценностях в жизни каждого человека - здоровье, семья, дружба и другие. Использовать такие приемы и методы эффективного обучения, которые бы способствовали этому. Активное участие учеников в образовательном процессе предусматривает наличие мотивации к обучению. А одним из действующих аспектов мотивации выступает персонализация.
Персонализированное образование (или персонализированный подход в образовании) способ проектирования и реализации образовательного процесса, в котором учащийся выступает учебной деятельности. Одним из способов персонализированного подхода в обучении служит использование социальной, некоммерческой рекламы на уроках английского языка. Использование которой, заставляет учащихся задуматься не только над насущными проблемами общества, но и проанализировать свой образ жизни и образ жизни своей семьи и сверстников. Обсудить те вопросы, которые не поднимаются в его семье, или о которых он стесняется спросить.
Актуальность, формы и методы работы: Актуальность данной работы определяется вхождением ее в круг интересов подростков, также современным развитием социальных проблем. Данная работа использует стандартный метод работы с видео уроком, но с новой стороны, который отвечает на современные запросы общества.
Новизна: Использование некоммерческой рекламы на уроках английского языка с целью развития коммуникативных навыков, повышения мотивации к изучению иностранного языка и привлечения внимания обучающихся проблемам социума.
Понятие социально-коммуникативной технологии
Сначала рассмотрим главные понятия, которые входят в состав социально-коммуникативной технологии:
1) социализация - это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит;
2) коммуникация - это общение, передача информации от человека к человеку в процессе деятельности;
3) социально-коммуникативная технология - это опирающаяся на определенный план (программу действий) целенаправленная системно организованная деятельность по управлению коммуникацией социального субъекта, направленная на решение какой-либо социально-значимой задачи;
4) реклама - происходит от латинского корня, означающего «связывать», «делать общим». В переводе с французского - reclamare (выкрикивать, кричать).
Социальная реклама — это относительно новое для России явление, которое давно и прочно укоренилось в мире. Сегодня её можно встретить на улицах большинства городов, проводятся всевозможные международные конкурсы и фестивали социальной рекламы, а лучшие ролики разлетаются по Интернету в мгновение ока и набирают миллионы просмотров.
Это явление настолько многогранно, что существуют разнообразные виды социальной рекламы, её типологии и классификации.
В целом, социальная реклама способствует просвещению и гуманизации общества, поэтому активно применяется государственными структурами, а также всевозможными некоммерческими организациями.
Объектом воздействия социальной рекламы могут являться идеи, отношения или ценности. Вклад в формирование каждого из этих явлений в необходимом обществу русле можно внести с помощью эффективной социальной рекламы. Меняя сознание каждого гражданина, такие рекламные кампании приводят к постепенной смене модели поведения общества в целом.
Социальная реклама - вид некоммерческой рекламы, направленной на изменение моделей общественного поведения и привлечения внимания к проблемам социума.
Задачи социальной рекламы:
акцентирование внимания на "болячках" общества (риск опасных заболеваний, вреде курения, наркотической и алкогольной зависимости, бездомных детях, безработицы и т.д.)
Понятие «социальная технология» в России появилось в 70 – 80-е годы XX века в связи с необходимостью разработки качественно новых подходов к решению проблем общественного развития, что было связано с усложнением социально-экономических отношений.
В этот период возрос интерес к зарубежным исследованиям, в которых рассматривались различные аспекты разработки и применения социальных технологий. Так, болгарский исследователь Н.Г. Стефанов подчеркивал «Какими бы сложными ни были социальные процессы, каждый из них поддается технологизации. Реальная проблема не в том, возможно ли в принципе технологизировать социальные процессы, а в том, как это сделать». Далее он писал: «Чем больше усложняются виды человеческой деятельности, тем больше обязательным становится расчленение их на соответствующие этапы и операции. Чтобы деятельность получила право называться технологией, необходимо, чтобы она была сознательно и планомерно расчленена на элементы, реализующиеся в определенной последовательности. Ни этапы и операции, ни порядок и последовательность этих операций не могут быть установлены произвольно, поскольку каждая деятельность имеет свою внутреннюю логику развития и функционирования».
Сущность коммуникативных технологий состоит в ориентации на межличностное взаимодействие в учебно-воспитательном процессе, гуманизации педагогического воздействия. Гуманизацию учебно-воспитательного процесса следует понимать как переход к личностно-ориентированной педагогике, придающей абсолютное значение личной свободе и деятельности обучаемых.
Обоснование коммуникативного подхода было предложено И.А. Зимней (1991) и получило свое развитие получило в работах И.Л. Бим (2002), а практическая реализация этого подхода состоялась в рамках коммуникативного и ряда интенсивных методов.
Коммуникативный подход в обучении означает, что в центре обучения находится обучающийся как субъект учебной деятельности, а система обучения предполагает максимальный учет индивидуально-психологических, возрастных и национальных особенностей личности обучаемого, а также его интересов.
Объектом обучения данного подхода является речевая деятельность в таких ее видах, как слушание, говорение, чтение, письмо, перевод. Коммуникативный подход ориентирует занятия по языку на обучение общению, использование языка с целью обмена мыслями. Для этого основное внимание на уроке уделяется созданию и поддержанию у обучающихся потребности в общении и усвоению в процессе общения профессионально значимой и представляющей общекультурную ценность информации.
Рассмотрим базовое понимание социальной коммуникации. Под коммуникацией (социальной коммуникацией) следует понимать эффективное синхронное и диахронное взаимодействие социальных субъектов (людей и (или) их общностей), сущность которого составляет движение от одного субъекта (источника) к другому (получателю) имеющей для них смысл информации (коммуникационной субстанции или сообщения в идеальной или идеально-материальной форме). Отличительными чертами коммуникации являются:
1. наличие двух и более социальных субъектов (людей, их общностей), участвующих в процессе передачи – приема информации;
2. наличие сообщения, содержащего в закодированном виде социально (индивидуально) значимую информацию.
Таким образом, социальная коммуникация – это взаимодействие двух и более социальных субъектов, содержание и результат которого составляет перемещение информации (социально значимых смыслов в закодированной форме) от одного субъекта (субъектов) к другому (другим). Обязательный атрибут коммуникации — совместное наличие фактов передачи и приема информации (сообщения). Объектом социальной коммуникации в данном случае будет выступать социально (или индивидуально) значимая информация, процессом социальной коммуникации – процессы, связанные с динамикой данной информации в ходе ее движения от одних субъектов к другим (создание сообщения, кодирование, передача, декодирование, восприятие, реакция, обратная связь и т.п.). Субъектами социальной коммуникации могут выступать люди, их общности, социальные организации и социальные институты.
Проблемное обучение
Теорию о проблемном обучении первым изложил американский философ Джон Дьюи. В 1894 году этот учёный основал специальную школу в г. Чикаго. В ней классический план учёбы заменили играми и трудом. Учёный в своём методе преподавания опирался на инстинкты детей. То есть привычные занятия чтением, счётом и письмом проходили лишь тогда, когда ученики самостоятельно приходили к решению, что эти знания им необходимы.
В Советском Союзе уроки на основе идеи американского учителя были впервые проведены в 1923 году. Прежнюю систему обучения при этом объявили отжившей и заменили лабораторно-бригадной. В 1932 году Центральный комитет ВКП (б) объявил указанный способ преподавания прожектёрством и официально отменил.
Современное проблемное обучение — это организация уроков, предполагающая создание учителем проблемных ситуаций, для решения которых учащимся необходимо провести активную самостоятельную работу. Такой процесс позволяет детям творчески овладеть профессиональными знаниями и умениями, развить мышление. Проблемное обучение характеризуется как учебно-воспитательный процесс, который строится на полном взаимодействии преподавателя и обучающихся детей. Его цель в том, чтобы ученики не только усвоили готовый научный материал, но и сумели овладеть способами получения этой информации.
Проблемная ситуация представляет собой один из видов взаимоотношений учителя и ученика, при которой у учащегося возникает психическое состояние, побуждающее его найти, изобрести или освоить новые знания и способы действия, необходимые для выполнения поставленного преподавателем задания. Она возникает в результате учебных или практических действий, которые содержат известные и неизвестные обучаемому ребёнку факторы. Подобная ситуация характеризуется наступлением у ученика состояния интеллектуального затруднения, вызывающего у него желание выйти из возникшего затруднения. Это положение обычно возникает в случаях, когда у задачи с ограниченной первоначальной информацией существует несколько вариантов решения. Для того чтобы использование технологии проблемного обучения привело к положительному результату учителю необходимо создать наиболее благоприятные условия обучения, т.е. учебный материал должен удивлять детей и вызывать у них любопытство. Задачи следует ставить так, чтобы их было интересно решать. И все это предполагает использование рекламных роликов на уроках. Мы выделили следующие преимущества использования рекламы:
Максимальное количество информации при минимальном объеме текста;
Общедоступность и простота изложенного материала;
Емкость, краткость, убедительность.
Также существуют и отрицательные стороны использования социальных роликов - сила воздействия строится на сильных отрицательных эмоциях, поскольку речь идет о важных и не всегда приятных проблемах социума.
Социальную рекламу можно использовать на любом этапе урока, для развития коммуникативных навыков. Проведение уроков предусматривает не только использование английского языка, но и родного языка в частности. В интернет сети существует огромное количество видео материалов, которые можно использовать, учителю необходимо знать этапы построения урока и знать рамки тем, на которые он может говорить с учащимися.
Работа с социальной рекламой строится по этапам работы с видео-уроком. Рассмотрим, что же понимают под термином видеоурок.
Под термином "видео" (от лат. video – смотрю, вижу) понимают широкий спектр технологий записи, обработки, передачи, хранения и воспроизведения визуального и аудиовизуального материала на мониторах. Когда в быту говорят "видео", то обычно имеют в виду видеоматериал, телесигнал или кинофильм, записанный на физическом носителе (видеокассете, видеодиске и т. п.). Видеоматериалы, используемые в процессе обучения, понимаются как один из видов технических средств обучения, обеспечивающий функцию передачи информации, а также получения обратной связи в процессе ее восприятия и усвоения с целью последующего развития у учащихся тех или иных навыков и компетенций на уроках английского языка. Введение видео в процесс обучения меняет характер традиционного урока, делает его более живым и интересным, способствует расширению общего кругозора учащихся, обогащению их языкового запаса и страноведческих знаний. Использование видеозаписей на уроках английского языка способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых. Специфика видеоматериалов, как средства обучения английскому языку обеспечивает общение с реальными предметами, стимулирующими почти подлинную коммуникацию: ученики как бы становятся участниками всех обыгрываемых с их помощью ситуаций, играют определенные роли, решают "настоящие", жизненные проблемы. При использовании видеофильмов на уроках иностранного языка развиваются два вида мотивации: самомотивация, когда видео материал интересен сам по себе, и мотивация, которая достигается тем, что ученику будет показано, что он может понять язык, который изучает. Это приносит удовлетворение и придает веру в свои силы и желание к дальнейшему совершенствованию. Необходимо стремиться к тому, чтобы ученики получали удовлетворение от фильма именно через понимание языка, а не только через интересный и занимательный сюжет.
Видеоурок - это процесс, состоящий из трех этапов:
1) предпросмотрового (pre-viewing)
Цели этапа:
1. Мотивировать учащихся, настроить их на выполнение задания, сделав активными участниками процесса обучения;
2. Снять возможные трудности восприятия текста и подготовить к успешному выполнению задания. Первый этап просмотра видеофильма может включать в себя упражнения на прогнозирование того, о чем пойдет речь в фильме: по заголовку, ключевым словам или фразам, наводящим вопросам. Затем вводятся новая лексика, необходимая для понимания фильма и имена собственные, которые встретятся в фильме. Ученики знакомятся с заданиями постпросмотрового этапа.
2) демонстрационного (while-viewing)
Цель этапа: обеспечить дальнейшее развитие языковой, речевой или социокультурной компетенций учащихся с учетом их реальных возможностей иноязычного общения. На этапе восприятия видео материала используются задания, направленные на поиск, фиксирование, трансформацию определенного языкового материала: лексики, грамматики, фонетики. В данном случае не столько формулировка задания, сколько содержание упражнения обеспечивает ту или иную степень эффективности и оправданности выполнения задания. Обучаемые могут также делать записи к тексту фильма, которые понадобятся при выполнении заданий на постпросмотровом этапе.
3) постпросмотрового (post-viewing).
Цель этапа: обеспечить дальнейшее развитие языковой, речевой или социокультурной компетенций учащихся с учетом их реальных возможностей иноязычного общения.
Предпросмотровой этап включает в себя различные виды речевой деятельности:
мозговой штурм;
прослушивание музыкального отрывка, беседы, дискуссии;
чтение текста;
заполнение таблицы;описание картинок/ иллюстраций/ фото;
расположение иллюстраций в правильном порядке;
высказывание предположений относительно содержания видео-отрывка;
вопросно-ответная форма интерактивного взаимодействия;
ассоциации;
отработка и знакомство с новой лексикой.
Демонстрационный этап включает в себя следующие задания:
заполнение таблицы;
беззвучный просмотр;
просмотр с паузой;
поисковый просмотр;
направляемый просмотр;
свободные записи и заметки;
записи и заметки по заданной схеме;
расположение предложений/ картинок/ абзацев в правильном порядке;
расположение эпизодов просматриваемого отрывка в правильном порядке;
классификация информации;
поиск символов;
сопоставление слов и словосочетаний.
Постпросмотровой этап базируется на следующих заданиях:
дискуссия;
викторина;
оценка просмотренного;
обмен мнениями;
создание проекта/ постера/ плаката;
написание объявления/ доклада;
ролевая игра;
описание;
создание окончания истории;
решение проблемы;
написание отзыва.
Использование всех этапов видеоурока в контексте проблемного обучения можно увидеть в конспекте урока с использованием социальной рекламы. (см. Приложение 1)
С примером разработки упражнений с использования видеоролика можно ознакомиться в приложении 2.
Выводы
Таким образом, можно сделать выводы, что использование социальной некоммерческой рекламы в рамках проблемного обучения на уроках английского языка отвечает всем современным требованиям ФГОС, способствует повышению мотивации к иноязычному общению, развитию коммуникативных и социальных навыков обучающихся.
Приложение 1
Конспект урока
Учитель: Антипова А.В.
Класс: 10б
Тема: «Социальная реклама»
Цель: обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.
Задачи урока: повысить мотивацию обучения, повысить эффективность процесса обучения, способствовать активизации познавательной сферы обучающихся.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, колонки, раздаточный материал.
Ссылка на видео: https://youtu.be/LaV_iWvaif0
Ход урока:
Постановка учебной задачи.
Ranking.
How unacceptable are the following?
Rank them from1-6 (1 is the most unacceptable)
Raffling a stranger’s hair.
Throwing sand in a child’s face.
Knocking things off someone’s trolley.
Lifting up someone’s skirt in public.
Flicking a newspaper while someone’s is reading it.
Pushing someone’s hat off their head.
II. Предпросмотровой этап
- Discuss the following questions with a partner
1) How important is it for people to feel they are liked?
2) Can you think of a situation when you felt alone or excluded?
3) How did you deal with the situation?
- Here is someone speaking about being alone. Read what he says and answer the questions below.
“ I think I was always misunderstood. People just didn’t seem like me. I think I annoyed them. I got on their nerves. I don’t know why. That’s just the way it was. Yeah, may be I was too intense. Maybe I came on too strong. I don’t know, I really can’t say. Yeah, it was lonely, really lonely, but you, you get used to it, after a while.”
-What would you predict about the speaker’s age, sex, character, life-style?
-Here is the speaker again. What job do you think he might have found?
“And then, one day, everything changed, somebody friendly accepted me for what I am. Since I’ve learnt this job life is completely different. I finally feel useful, good something”
III. Просмотровой этап
- You are going to hear the speaker. Listen to the advert and see if you were right about his job.
- Work with a partner and make a list of the annoying things Mr W does in the advert (don/t look at #1)
IV. Постпросмотровой этап
- Use the phrases below to talk about things that are annoying.
For example:
What gets on my nerves is the way the wind ruffles my hair.
XX gets on my nerves.
What I really hate\dislike is (the way)…
What annoys me is…
The thing I can’t stand is…
V. Рефлексия.
«Три М»
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
Приложение 2
Ссылка на видео: https://youtu.be/0flD0EDTzH4
Commercial worksheet
The girl has cut her hair
Pre-watching task
Have you got any brothers or sisters?
How well do you deal with them?
Are you a big or a little in your family?
While-watching tasks
Answer the question
What is the girl going to do?
Why is she doing it?
After –watching task
Use the phrases below to talk about your feelings
amazed, calm, cheerless, depressed, despondent, doleful, sad, upset,
I feel…because…
Write the answers to these questions
What is this commercial trying to sell us?
Does the commercial tell a story? If so, what is it?