Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии и биологии
.
« Каждый ребёнок пришёл в этот мир не случайно: он рождается, потому что должен был родиться; Он пришёл как бы на зов людей…
У него своя жизненная миссия, которой мы не знаем - может быть, великая… И для того он наделён величайшей энергией духа, а наш долг - помочь выполнить её"
Эрнст Легуве
Успех социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями интеллекта напрямую зависит от глубины и качества знаний, умений и навыков, получаемых в школе. Чем выше уровень сформированных знаний, тем легче ребёнку приспособится к условиям современного общества, найти в нём свою «нишу», почувствовать собственную значимость.
Таким образом, специальная (коррекционная) школа VIII вида призвана средствами образования обеспечить активное участие каждого учащегося в жизни общества, помочь ему в социальной адаптации, обеспечить достаточный уровень качества жизни.
Без творческого подхода педагога и профессионального коррекционного воздействия на развитие психических процессов, детям не удается самостоятельно выйти из зоны низкого уровня интеллектуальности.
Разработать комплекс упражнений для уроков географии и биологии, направленный на повышение качества обучения, развитие познавательного интереса учащихся, способствующий успешной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель:
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи :
- Поиск и отбор научно-методической литературы.
- Разработка и апробация комплекса упражнений для уроков географии и биологии.
- Создание условий для преодоления недостатков развития познавательного интереса.
- Корректирование рабочих программ, учебно-тематических планов.
- Организация ситуаций применения полученных знаний в разнообразно меняющихся условиях современной действительности.
«… Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо результатов…».
Для решения задач необходимо длительное время, целенаправленная работа и осознанное стремление ученика справиться с имеющимися проблемами.
Ожидаемый результат:
В результате занятий с применением упражнений, которые являются основой развивающего обучения, у учащихся снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая инициатива, повышается интерес к учебному материалу.
Упражнение: «Лови ошибку». Даются формулировки как правильные, так и неправильные. Задача - найти неправильные, доказать их неверность и заменить на правильные.
Игра «Лови ошибку географа»:
а) учитель (ученик) показывает на карте географический объект и специально делает ошибку в названии, учащиеся их исправляют,
б) ученик у карты показывает географические объекты, изученные на предыдущем уроке, специально делает ошибку, показывая объекты еще не изучавшиеся или изучавшиеся ранее.
Причем ошибки не осуждаются, а устраняются опытным путем.
Упражнение: « Вред или польза» Показываются ученикам на слайде примеры использования природных ресурсов человеком, приносящие вред (осушение болот, заготовка лекарственных растений, добыча полезных ископаемых и т.д.)
Необходимо доказать, чего в этих проявлениях больше: вреда или пользы.
Метод противоречия
В окружающем мире много противоречий. Познакомить детей с противоречиями мы можем, предложив найти в окружающей обстановке предметы, обладающие противоречивыми свойствами.
Такой метод помогает формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения
Например:
Противоречия можно вместе с детьми найти в пословицах, например: «Мороз не велик, а стоять не велит», «Любишь кататься – люби и саночки возить»; в загадках, например: «Без рук, без ног, а рисовать умеет», «Не лает, не кусает, а в дом не пускает».
Метод «проб и ошибок» используется в 7-9 классах.
Суть его заключается в последовательном выдвижении и рассмотрении всевозможных вариантов решения: если выдвинутая идея оказывается неудачной, ее отбрасывают, а затем выдвигают новую. Правил выдвижения идей нет, в принципе, может быть выдвинута любая идея, даже самая нелепая.
Каждый с детства твёрдо знает:
Ангара в Байкал впадает.
( Не впадает, а вытекает.)
Шесть океанов на планете.
Согласны с этим все ли, дети?
(Нет, их четыре.)
Край снегов, морозов, вьюг
Называем словом юг.
( Не юг, а север.)
Прием «Нравится - не нравится». При изучении темы «Зима» в 5классе задаю вопрос: «Чем вам нравиться и чем не нравится климат умеренного пояса (жаркого пояса)?» Дети высказывают свою точку зрения. «Зима нравится тем, что можно кататься на санках, на коньках; но не нравится, что бывают сильные морозы, меньше гуляем на улице, мало солнца».
Прием - игра «Незаконченное предложение».
Закончить предложение: Муссоны – это… Ориентироваться – это значит… Линия горизонта - это…
Результативность :
- у большинства учащихся формируется положительная мотивация к изучению географии, биологии;
- возросший интерес к предмету заставляет учащихся больше читать дополнительной литературы по предмету;
- более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся: формируется умение творческого, нестандартного подхода к решению учебных задач, активная позиция учащихся в учебном труде.
Спасибо за внимание!