СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья»

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья  на уроках географии и биологии

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья  на уроках географии и биологии

.                                              « Каждый ребёнок пришёл в этот мир не случайно: он рождается, потому что должен был родиться; Он пришёл как бы на зов людей… У него своя жизненная миссия, которой мы не знаем - может быть, великая… И для того он наделён величайшей энергией духа, а наш долг - помочь выполнить её

.                                             

« Каждый ребёнок пришёл в этот мир не случайно: он рождается, потому что должен был родиться; Он пришёл как бы на зов людей…

У него своя жизненная миссия, которой мы не знаем - может быть, великая… И для того он наделён величайшей энергией духа, а наш долг - помочь выполнить её" 

Эрнст Легуве

Успех социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями интеллекта напрямую зависит от глубины и качества знаний, умений и навыков, получаемых в школе. Чем выше уровень сформированных знаний, тем легче ребёнку приспособится к условиям современного общества, найти в нём свою «нишу», почувствовать собственную значимость.

Успех социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями интеллекта напрямую зависит от глубины и качества знаний, умений и навыков, получаемых в школе. Чем выше уровень сформированных знаний, тем легче ребёнку приспособится к условиям современного общества, найти в нём свою «нишу», почувствовать собственную значимость.

Таким образом, специальная (коррекционная) школа VIII вида призвана средствами образования обеспечить активное участие каждого учащегося в жизни общества, помочь ему в социальной адаптации, обеспечить достаточный уровень качества жизни.

Таким образом, специальная (коррекционная) школа VIII вида призвана средствами образования обеспечить активное участие каждого учащегося в жизни общества, помочь ему в социальной адаптации, обеспечить достаточный уровень качества жизни.

Без творческого подхода педагога и профессионального коррекционного воздействия на развитие психических процессов, детям не удается самостоятельно выйти из зоны низкого уровня интеллектуальности.

Без творческого подхода педагога и профессионального коррекционного воздействия на развитие психических процессов, детям не удается самостоятельно выйти из зоны низкого уровня интеллектуальности.

Разработать комплекс упражнений для уроков географии и биологии, направленный на повышение качества обучения, развитие познавательного интереса учащихся, способствующий успешной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Цель:   Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие  задачи : Поиск и отбор научно-методической литературы. Разработка  и апробация комплекса упражнений  для уроков географии и биологии. Создание условий для преодоления недостатков развития познавательного интереса. Корректирование  рабочих программ, учебно-тематических планов.   Организация ситуаций применения полученных знаний в разнообразно меняющихся условиях современной действительности.

Разработать комплекс упражнений для уроков географии и биологии, направленный на повышение качества обучения, развитие познавательного интереса учащихся, способствующий успешной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель:

 

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие  задачи :

  • Поиск и отбор научно-методической литературы.
  • Разработка  и апробация комплекса упражнений  для уроков географии и биологии.
  • Создание условий для преодоления недостатков развития познавательного интереса.
  • Корректирование  рабочих программ, учебно-тематических планов.
  •   Организация ситуаций применения полученных знаний в разнообразно меняющихся условиях современной действительности.
           «… Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо результатов…». Для решения задач необходимо длительное время, целенаправленная работа и осознанное стремление ученика справиться с имеющимися проблемами. Ожидаемый результат:

          «… Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо результатов…».

Для решения задач необходимо длительное время, целенаправленная работа и осознанное стремление ученика справиться с имеющимися проблемами.

Ожидаемый результат:

В результате занятий с применением упражнений, которые являются основой развивающего обучения, у учащихся  снимается   чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая инициатива,  повышается интерес к учебному материалу.

В результате занятий с применением упражнений, которые являются основой развивающего обучения, у учащихся  снимается   чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая инициатива,  повышается интерес к учебному материалу.

Упражнение: «Лови ошибку».  Даются формулировки как правильные, так и неправильные. Задача - найти неправильные, доказать их неверность и заменить на правильные. Игра  «Лови ошибку географа»: а) учитель (ученик) показывает на карте географический объект и специально делает ошибку в названии, учащиеся их исправляют, б) ученик у карты показывает географические объекты, изученные на предыдущем уроке, специально делает ошибку, показывая объекты еще не изучавшиеся или изучавшиеся ранее. Причем ошибки не осуждаются, а устраняются опытным путем.

Упражнение: «Лови ошибку».  Даются формулировки как правильные, так и неправильные. Задача - найти неправильные, доказать их неверность и заменить на правильные.

Игра  «Лови ошибку географа»:

а) учитель (ученик) показывает на карте географический объект и специально делает ошибку в названии, учащиеся их исправляют,

б) ученик у карты показывает географические объекты, изученные на предыдущем уроке, специально делает ошибку, показывая объекты еще не изучавшиеся или изучавшиеся ранее.

Причем ошибки не осуждаются, а устраняются опытным путем.

Упражнение:    « Вред или польза»   Показываются ученикам на слайде примеры использования природных ресурсов человеком, приносящие вред (осушение болот, заготовка лекарственных растений, добыча полезных ископаемых и т.д.)       Необходимо доказать, чего в этих проявлениях больше: вреда или пользы.

Упражнение:    « Вред или польза»   Показываются ученикам на слайде примеры использования природных ресурсов человеком, приносящие вред (осушение болот, заготовка лекарственных растений, добыча полезных ископаемых и т.д.)  

    Необходимо доказать, чего в этих проявлениях больше: вреда или пользы.

  Метод противоречия В окружающем мире много противоречий. Познакомить детей с противоречиями мы можем, предложив найти в окружающей обстановке предметы, обладающие противоречивыми свойствами. Такой метод помогает формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения Например: Противоречия можно вместе с детьми найти в пословицах, например: «Мороз не велик, а стоять не велит», «Любишь кататься – люби и саночки возить»; в загадках, например:  «Без рук, без ног, а рисовать умеет», «Не лает, не кусает, а в дом не пускает».

  Метод противоречия

В окружающем мире много противоречий. Познакомить детей с противоречиями мы можем, предложив найти в окружающей обстановке предметы, обладающие противоречивыми свойствами.

Такой метод помогает формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения

Например:

Противоречия можно вместе с детьми найти в пословицах, например: «Мороз не велик, а стоять не велит», «Любишь кататься – люби и саночки возить»; в загадках, например:  «Без рук, без ног, а рисовать умеет», «Не лает, не кусает, а в дом не пускает».

Метод «проб и ошибок» используется в 7-9 классах. Суть его заключается в последовательном выдвижении и рассмотрении всевозможных вариантов решения: если выдвинутая идея оказывается неудачной, ее отбрасывают, а затем выдвигают новую. Правил выдвижения идей нет, в принципе, может быть выдвинута любая идея, даже самая нелепая.   Каждый с детства твёрдо знает: Ангара в Байкал впадает. ( Не впадает, а вытекает.)   Шесть океанов на планете. Согласны с этим все ли, дети? (Нет, их четыре.)   Край снегов, морозов, вьюг Называем словом юг. ( Не юг, а север.)

Метод «проб и ошибок» используется в 7-9 классах.

Суть его заключается в последовательном выдвижении и рассмотрении всевозможных вариантов решения: если выдвинутая идея оказывается неудачной, ее отбрасывают, а затем выдвигают новую. Правил выдвижения идей нет, в принципе, может быть выдвинута любая идея, даже самая нелепая.

  Каждый с детства твёрдо знает:

Ангара в Байкал впадает.

( Не впадает, а вытекает.)

 

Шесть океанов на планете.

Согласны с этим все ли, дети?

(Нет, их четыре.)

 

Край снегов, морозов, вьюг

Называем словом юг.

( Не юг, а север.)

Прием «Нравится - не нравится».  При изучении темы «Зима» в 5классе задаю вопрос: «Чем вам нравиться и чем не нравится климат умеренного пояса (жаркого пояса)?»  Дети высказывают свою точку зрения. «Зима нравится тем, что можно кататься на санках, на коньках; но не нравится, что бывают сильные морозы, меньше гуляем на улице, мало солнца».             Прием - игра    «Незаконченное предложение».   Закончить  предложение:   Муссоны – это… Ориентироваться – это значит… Линия горизонта -  это…

Прием «Нравится - не нравится».  При изучении темы «Зима» в 5классе задаю вопрос: «Чем вам нравиться и чем не нравится климат умеренного пояса (жаркого пояса)?»  Дети высказывают свою точку зрения. «Зима нравится тем, что можно кататься на санках, на коньках; но не нравится, что бывают сильные морозы, меньше гуляем на улице, мало солнца».

            Прием - игра    «Незаконченное предложение».  

Закончить  предложение:   Муссоны – это… Ориентироваться – это значит… Линия горизонта -  это…

Результативность :   у большинства учащихся формируется  положительная мотивация к изучению географии, биологии;   возросший интерес к предмету заставляет учащихся больше читать дополнительной  литературы по предмету;   более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся: формируется умение творческого, нестандартного подхода к решению учебных задач, активная позиция учащихся в учебном труде.

Результативность :

  •   у большинства учащихся формируется  положительная мотивация к изучению географии, биологии;
  •   возросший интерес к предмету заставляет учащихся больше читать дополнительной  литературы по предмету;
  •   более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся: формируется умение творческого, нестандартного подхода к решению учебных задач, активная позиция учащихся в учебном труде.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!