Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию
обучающихся начальных классов общеобразовательной школы
Социальная акция «Открытка добра»
для обучающихся 4 класса
Автор:
Тарасова Елена Ивановна,
учитель начальной школы,
классный руководитель 4 класса
МБОУ «Центр образования села Марково»
Цель: создание условий для формирования духовно–нравственных ценностей через вовлечение обучающихся в волонтерскую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
ознакомить с волонтерской деятельностью;
привлечь к волонтерской деятельности через участие в социальной акции.
Развивающие:
формировать творческие способности, воображение обучающихся по изготовлению открыток с применением инфографики;
способствовать развитию внимания, памяти, мышления, умения анализировать и делать выводы.
Воспитательные:
пробуждать интерес к волонтёрству;
оказывать поддержку людям, нуждающимся в доброте, внимании и заботе;
воспитывать чувства взаимопомощи, милосердия, сострадания.
Ожидаемые результаты:
Предметные:
сформулировать понятие волонтёр;
получить навыки волонтерской деятельности;
научиться применять формы, методы и приёмы учебной деятельности, способствующие формированию информационной грамотности обучающихся;
учить применению инфографики как одного из методов визуализации информационного материала.
Метапредметные:
научиться планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
развивать умение искать, анализировать и перерабатывать информацию, получая новые знания;
учиться быть умелым пользователем информационно–коммуникационных технологий и современных технических средств;
развивать навыки работы в сотрудничестве;
учитывать разные мнения, интересы и обосновывать свою позицию.
Личностные:
привлечь внимания к людям, нуждающимся в поддержке и понимании.
развивать положительную мотивацию к внеклассной деятельности;
воспитывать социально–нравственные ценности обучающихся.
Форма проведения мероприятия: мастер–класс по изготовлению открытки, выполненной посредством применения информационных технологий.
Материальное обеспечение мероприятия: учебный кабинет, интерактивный дисплей, индивидуальные ноутбуки обучающихся, доступ к сети Интернет.
Содержание методической разработки
Актуальность социальной акции состоит в формировании духовно–нравственных ценностей через вовлечение обучающихся в волонтерскую деятельность. Волонтерская деятельность связана, как правило, с благотворительностью и милосердием, что, в свою очередь, повышает социальную активность обучающихся, в том числе и через творческую деятельность.
От современного классного руководителя требуется находить и применять формы, методы и приёмы внеклассной деятельности, максимально способствующие формированию информационной грамотности обучающихся. Информационная компетентность занимает особое место в образовательном процессе, является результатом отражения процесса отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации. Эффективное использование информационных средств, информации, телекоммуникации повышает интерес к внеклассной деятельности.
Социальная акция призвана учить делиться добротой с теми, кто нуждается в ней. Учитывая то, что в школьном возрасте складываются способности к свободному мышлению и самостоятельности, социально значимая деятельность, в том числе и творческая, становится реальной личностной потребностью, которую возможно реализовывать самостоятельно.
Поступки, совершенные с добротой, чистым сердцем и заботой, могут обладать невероятной целебной силой, могут иметь эмоциональный отклик в сердцах людей.
Таким образом, сложилась потребность вовлечения обучающихся в социально значимую деятельность и повышение социальной активности, в том числе через творческую деятельность.
Обучающиеся в ходе социальной акции приобретают практический опыт, который подразумевает изготовление тематической открытки, выполненной посредством применения информационных технологий. Данный вид деятельности усиливает социальную и информационную компетентность, интерес к социально значимой деятельности.
Проведение мастер–класса по изготовлению открытки организовано для обучающихся 4 класса. Ребята создают открытку, применяя инфографику как одного из методов визуализации информационного материала в процессе творческой деятельности.
Основная цель инфографики — информирование. При этом данный инструмент выступает в качестве дополнения к текстовой информации, которая охватывает тему в полном объеме и содержит некоторые пояснения. Стиль передачи информации может быть очень разным. Все зависит в первую очередь от того, какую цель преследует составитель.
В процессе создания инфографики обучающиеся самостоятельно должны добывать необходимые сведения и также самостоятельно их обрабатывать, систематизировать факты, наглядно представлять результат творческой деятельности. Полезно, чтобы обучающиеся не только использовали готовую инфографику, но и создавали собственную: рисовали, придумывали символы к идеям.
Таким образом, инфографика позволяет представить информацию в организованном виде, который будет удобен для просматривающего.
В открытках дети пишут пожелания для адресата открытки. Прежде чем написать пожелание или обращение, участнику надо подумать, что написать, почитать высказывания известных людей, либо самому сформулировать фразу. Затем в рамках акции или другого мероприятия, которое приурочено к знаменательной дате, вручают открытки тем, кому они адресованы.
В результате социальной акции обучающиеся получают навыки волонтерской деятельности, новые знания, определенные умения и навыки в творческой деятельности, повышают рост социально значимой и общественной активности, стремления к общению, учатся быть добрыми и совершать добрые поступки. «Открытка добра» приносит тепло и радость, согревает душу, делает людей добрее.
Данная методическая разработка может быть использована классными руководителями обучающихся 2 – 5 классов.
Ход мероприятия
Рефлексия настроения.
Звучит музыка. Музыка замолкает. Дети читают стихотворение.
Добрым быть совсем просто,
Доброта не зависит от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Вступление.
– Здравствуйте, дорогие ребята. Вы прослушали стихотворение, пожалуйста, предположите, о чем мы будем говорить сегодня на нашей встрече?
– Сегодня мы поведем речь о доброте, о добрых людях и о добрых поступках.
Основная часть.
– Пожалуйста, посмотрите видеосюжет, и обратите внимание, кто нуждается в доброте, кого можно назвать добрыми людьми, кто может совершать добрые поступки.
«Каждый день я просыпаюсь с мыслями о том, что могу сделать Мир лучше. Пускай это не что-то масштабное. Возможно, этого даже никто не заметит. Но для кого-то… Это ощутимая помощь. И мне не нужно от них громких слов. Я всё вижу в их глазах, в их улыбках».
| |
| |
Возможно, этого даже никто не заметит | |
| |
| В их улыбках |
| Гиперссылка |
– Пожалуйста, выскажите своё мнение, кто нуждается в добре, кто может совершать добрые поступки.
– Как называют людей, которые помогают людям, могут сделать Мир лучше?
– Кто такой волонтер?
– Как стать волонтером?
– Чем занимаются волонтеры?
– Волонтер – это доброволец, человек, который имеет привычку заботиться о людях, помогая им добровольно и без выгоды (корысти).
– Волонтером можно стать только в 14 лет и к этому нужно себя готовить, но бывают и исключения, волонтерами становятся ребята младшего возраста, то есть никаких возрастных ограничений для того, чтобы стать волонтером, нет.
– Какими качествами должен обладать человек, который занимается волонтерством?
– Сегодня волонтерство привлекает к себе все новых и новых участников. Чтобы помогать безвозмездно людям, необходимо быть доброжелательным, чутким и заботливым по отношению к людям. Волонтер должен уметь находить общий язык с людьми, иметь сознательное отношение к жизни, быть ответственным, понимать ценности общества.
– Кто нуждается в волонтерах? Кому нужна помощь?
Практическая часть.
– Сегодня мы с вами побываем в роли волонтеров, чтобы понять суть волонтерской работы, будем учиться приносить добро и радость людям.
– Как вы видите, на Платформе для добрых дел предлагаются различные акции, в которых могут принять участие все желающие.
– Например, московские школьники запустили подкаст для поднятия настроения жителям. – Предлагаю и нам принять участие в волонтерской деятельности.
– Организуем социальную акцию, назовем ее «Открытка добра», подарим хорошее настроение тем, кто нуждается в доброте, во внимании и заботе. Для этого мы с вами изготовим открытку, выполненную посредством применения информационных технологий. Открытка – универсальный подарок и самый простой способ выразить внимание по любому поводу и даже без повода.
– Открытка – это изображение. Одно грамотное изображение стоит 1000 слов. Оно способно упростить смысл и в то же время передать всю нужную информацию.
– Изображения делают информацию более привлекательной и убедительной. Уникальный, оригинальный образ привлекает внимание большого числа зрителей.
– Одной из популярных форм распространения идей при помощи визуальных способов является инфографика. Мы воспользуемся данным универсальным инструментом для создания открытки.
– Вы могли уже видеть инфографику в книгах, журналах, инструкциях. Этот инструмент действительно активно используется. Визуально инфографика может быть представлена в разных формах. Например, в качестве карикатуры, диаграммы, иллюстрации, эмблем или простых рисунков. Любой образ подходит, если он эффективно работает для передачи данных, выполняя конкретные цели, поставленные составителем инфографики.
– Основная цель инфографики – информирование. При этом часто данный инструмент выступает в качестве дополнения к текстовой информации.
– Инфографика включает в себя визуальные элементы и тексты, которые поясняют эти визуальные элементы.
– Создать открытку вам предстоит на ноутбуках.
– Как создать собственную открытку?
Подумайте, какой может быть идея, которая будет отражена в инфографике?
Сформулируйте цель и задачи инфографики.
Разбейте выбранную тему на части, пункты.
Подберите образы, картинки.
Подберите текст, который будет сопровождать инфографику.
Прежде чем написать пожелание или обращение, подумайте, что написать, почитайте и выберите высказывания известных людей, или сами сформулируйте фразу.
Создайте инфографику с помощью сервиса easel.ly, piktochart.com, Make–DP.
Например, онлайн конструктор Make-DP | http://make-dp.com/designer/postcard/ |
| |
| |
– Прежде чем приступить к работе, вспомним правила работы с компьютером.
Рефлексия
– Дорогие ребята, вы хорошо потрудились, подходит к концу наша встреча.
– Предлагаю продемонстрировать ваши открытки. Для этого прошу вас передать информацию со своих ноутбуков на интерактивный дисплей посредством приложения.
– Кому бы хотели вручить открытку?
– Как это можно сделать?
– Открытку можно вручить собственноручно, распечатав ее на цветном принтере, можно преподнести на праздничном мероприятии, посвященном знаменательной дате, можно отправить по сети Интернет всем, кто нуждается в доброте, внимании и заботе.
Подведение итогов. Заключительная часть
– О чем мы говорили?
– Скажите, вас можно назвать волонтерами?
–
Игра «Волшебная палочка». Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять.
Быть человеком, которого любят.
Иметь много денег.
Иметь самый современный компьютер.
Иметь верного друга.
Мне важно здоровье родителей.
Иметь возможность многими командовать.
Иметь много слуг и ими распоряжаться.
Иметь доброе сердце.
Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
Иметь то, чего у других никогда не будет.
– Ответьте сами себе на вопрос: готовы ли вы стать волонтером? Дети отмечают себе на листочках номера выбранных ответов. Интерпретация: номера отрицательных ответов: № 2, 3, 6, 7, 10. Пять положительных ответов – готов быть волонтером!
Список использованной литературы:
Желязны Д. Говори на языке диаграмм. М.: – Манн, Иванов и Фербер, 2012.– 320 с.
Лаптев В. Изобразительная статистика. М: – Эйдорс, 2012.– 180 с.