СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальная мобильность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Социальная мобильность»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Баршамайская средняя общеобразовательная школа им.Качмасова А.Р.»







Открытый урок по обществознанию


по теме:




«Социальная мобильность»






Провела учитель

истории и обществознания

МКОУ «Баршамайская СОШ им.Качмасова А.Р.»

Абдуркеримовой Г.К.













с.Баршамай 2024 год









Конспект урока: «Социальная мобильность»



Тип урока: изучения нового материала

. Цели урока:

Личностные:

  • Формировать мотивированность и направленность на активное участие в будущем в общественной жизни;

  • Формировать заинтересованность в личном успехе учащихся;

  • Формировать ценностные ориентиры учащихся.

Метапредметные:

  • Развивать умения сознательно организовать свою познавательную деятельность;

  • Развивать умения объяснять явления и процессы социальной действительности;

  • Развивать способности анализировать реальные социальные ситуации;

  • Развивать умения выполнять познавательные и практические задания;

  • Развивать умения работать в парах, уметь договариваться.

Предметные:

  • Актуализировать знания учащихся о социальной стратификации, социальном статусе, социальной мобильности, социальных «лифтах» людей в современном обществе.

Оборудование урока:

, компьютер,

  • мультимедийное оборудование.

Ход урока

  1. Организационный момент.

На прошлом занятии мы с вами изучили профессиональное разделение труда, многообразие и непрерывность процесса разделения труда, термины профессия, специальность, квалификация. А сегодняшний урок я хочу начать с просмотра фрагмента мультфильма.

  • Просмотр фрагмента мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке» («Не хочу быть черной крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой!»)

  • О чем данный фрагмент? (О том, что старуха была крестьянкой, а стала дворянкой, и изменился ее образ жизни)

  • Какое явление общественной жизни показано? (Изменение социального статуса человека)

  • Какой социологический термин употребляется, применительно к этому явлению? (Социальная мобильность)

  • Как вы думаете, о чем мы сегодня поведем разговор? Какая тема сегодняшнего урока? (Социальная мобильность)

  • Попытайтесь дать определение этому понятию. (Это перемещение людей в структуре общества, изменение их социального статуса)

Сегодня нам предстоит познакомиться с такими понятиями, как социально-профессиональная мобильность, способность к перемене труда, социально-профессиональные перемещения

2.Изучение нового материала.

На первый взгляд и сегодня нет равенства, люди не схожи своим образом жизни, благосостоянием, образованием.

Равенство нельзя понимать как “одинаковость” всех людей. Во все времена были люди старые и молодые, сильные и слабые, здоровые и больные, толстые и тонкие, брюнеты и блондины, мужчины и женщины. Такое неравенство (объективное) неустранимо, и все попытки сделать людей похожими кончались провалом.

В то же время, в современных демократических странах все граждане равноправны, т.е. равны перед законом, хотя различных социальных несправедливостей в законодательстве разных стран много. Путь к равноправию очень медленный, извилистый, но человечество продвинулось по нему довольно далеко.

Само слово стратификация” образовано от латинских существительного stratum и глагола fasere. Стратификация – stratum (лат.) – слой fasere (лат.) – делать, что в переводе на русский означает – расслоение общества. Термин “стратификация” пришел из геологии, где он означает расположение пластов Земли по вертикали. Социология уподобила строение общества строению Земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Основанием служит лестница доходов.

Возможные варианты примеров к каждому виду социальной мобильности:

  • Вертикальная восходящая – Повышение работника в должности;

  • Вертикальная нисходящая – Увольнение работника;

  • Горизонтальная – Переход человека из одного гражданства в другое;

  • Групповая – В результате революции старый класс уступает господствующее положение новому классу;

  • Индивидуальная – Один человек независимо от других перешел из старого класса в новый;

  • Межпоколенная – Сын шахтера становится инженером;

  • Внутрипоколенная – Токарь становится инженером, потом начальником цеха, а затем директором завода.

  • Давайте проверим, какие виды социальной мобильности вы смогли вспомнить. (На доске постепенно заполняется кластер «Виды социальной мобильности»)

  • Прочтите примеры, которые вы дописали в свой кластер.

Те, кто не смог привести примеры или не вспомнил какой-либо вид социальной мобильности, дописывают их в рабочую карту при проверке. Рабочая карта должна быть заполнена у каждого (обязательно!), материал необходим для подготовки к ЕГЭ.

Работа с понятием «социальные лифты» («каналы социальной мобильности»)

  • Посмотрите еще раз на наш кластер. На схеме есть еще один элемент, который мы не отметили, но который очень важен для социальной мобильности. На кластере – это линии, которые соединяют ячейки. А в общественной жизни они называются «социальные лифты» или «каналы социальной мобильности». Кто может дать определение этому понятию? (Социальные «лифты» - это пути, по которым происходит перемещение человека в социальной структуре общества, изменение его социального статуса. Социальными «лифтами» могут быть: вступление в брак, получение образования, смена места жительства, физические и умственные способности человека, армейская служба и др.)

Обращение к учащимся.

  • Давайте помечтаем и представим себя 11 октября 2026 года. Опишите в нескольких предложениях себя, свою жизнь, свои достижения на тот момент. (Учащиеся в свободной форме на листочках записывают, какой видят свою жизнь через 10 лет)

  • А теперь, глядя на свои записи, напишите, как вы этого достигли, какими каналами («лифтами») воспользовались. (Учащиеся дописывают пути достижения желаемого будущего)

  • А вы знаете, что наши мысли материальны? Если человек чего-то хочет, у него есть цель, он постепенно непреклонно идет к своей цели.

Богатые занимают верхнюю ступеньку, зажиточные группы – среднюю, а бедняки – низшую. Верхняя ступенька – высший класс, средняя ступенька – средний класс, а на низшей ступеньке – низший класс. Так сформировалось представление о трех классах общества. Но ведь есть еще и рабочий класс. Рабочий класс составляет самостоятельную группу, которая занимает промежуточное между средним и низшим классами положение. Основы теории социальной стратификации были заложены в последней трети XIX в. Максом Вебером (1864 – 1920). Немецкий ученый выявил главные компоненты неравенства (собственность, или доход, престиж, образование, власть) и ввел понятие статусаСтатус – положение и место человека в обществе. Статус выступает обобщенным показателем стратификации.

Высший класс представляет социальная элита - относительно небольшой слой богатых людей, выполняющих главным образом функции управления экономической, политической и культурной жизнью общества.

Средний класс занимает в современных обществах особое положение. Во-первых, он там имеет значительный и все более возрастающий удельный вес (в диапазоне 60-80%). А во-вторых, он служит своеобразным стержнем, опорой порядка и стабильности в обществе.

Рабочий класс развитых обществ в условиях современной НТР уже совершенно не похож на обездоленный пролетариат, подвергавшийся жестокой эксплуатации в эпоху раннего капитализма. Сегодня это квалифицированные рабочие и работники, занятые в основном механизированным и автоматизированным трудом, и не только на заводах, фабриках, стройках или сельскохозяйствен­ных предприятиях, но и в стремительно растущем секторе управления и услуг. Современные работники - это и аккуратные продавцы-консультанты в сверкающих супермаркетах, водители комфортабельных грузовиков, работники ремонтных служб, оснащенных новейшей техникой, операторы сложнейших пультов управления и компьютеров, программисты и многие другие.

Низший класс, если не делить его на подклассы, являет собой картину весьма пеструю. Тут и неквалифицированные рабочие (грузчики, уборщики, подсобные рабочие), и безработные, и неимущие, и вовсе опустившиеся на дно люди - так называемые люмпены (бродяги, нищие, уголовные элементы). Большинство представителей этого класса объединяет то, что их доходы (когда они есть) находятся на грани или ниже уровня бедности.

Маргинал – человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей и т.д. от лат. margo — край.

Сущность социальной мобильности

Каждый человек перемещается в социальном пространстве, в обществе, в котором он живет. Иногда эти перемещения легко ощущаются и идентифицируются, например, при переезде индивида из одного места в другое, переход из одной религии в другую, изменение семейного положения. Это меняет позицию индивида в обществе и говорит о его перемещении в социальном пространстве. Однако существуют такие перемещения индивида, которые трудно определить не только окружающим его людям, но и ему самому. Например, сложно определить изменение положения индивида в связи с ростом престижа, увеличением или уменьшением возможностей использования власти, изменением дохода. Вместе с тем такие изменения в позиции человека в конечном итоге сказываются на его поведении, системе отношений в группе, потребностях, установках, интересах и ориентациях. П.Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную.

Горизонтальная мобильность – это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит, или социального статуса. Наиболее важным процессом является вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение, существенное улучшение благосостояния или переход в более высокий социальный слой, на другой уровень власти.

Социальная мобильность это изменение положения индивида в стратификационной системе. Социальная мобильность может быть индивидуальной и групповой.

1.Индивидуальная социальная мобильность связана с переходом отдельных людей из одной общности в другую. По отношению к индивидуальной мобильности Питирим Сорокин выделил вертикальную и горизонтальную социальные мобильности. Вертикальная социальная мобильность - это изменение социального положения индивида, которое сопровождается повышением или понижением его статуса. Переход человека к более высокому классовому положению называют восходящей социальной мобильностью. (Молодая женщина начинает работать низкооплачиваемой секретаршей, а затем достигает должности директора фирмы). Переход к более низкому социальному статусу - нисходящей социальной мобильностью. (Банкротство директора крупной фирмы, который после этого вынужден стать страховым агентом). Горизонтальная социальная мобильность - это изменение социального положения индивида, которое не приводит к повышению или понижению его статуса. (Смена профессии на равную по престижу).

Каналами индивидуальной социальной мобильности являются армия, церковь, школа, политические и профессиональные организации, институты, производящие и распределяющие ценности, семья и брак

2. Групповая социальная мобильность осуществляется тогда, когда в обществе меняются сами критерии стратификации (Например, в СССР, чтобы осуществить социальную карьеру нужно было вступить в КПСС, а в современной России нужно разбогатеть, чтобы получить необходимые стартовые возможности для повышения своего статуса).

Общество, где допускаются свободные переходы людей вниз и вверх по социальной лестнице, называют открытым. Если же переход из одной страты в другую запрещен, то общество – закрытое.


Верхушка высшего класса. Это элита общества, “пропуском” в нее служат унаследованное богатство и социальная известность семьи. Эти люди не выставляют свое богатство напоказ, но тратят деньги, не испытывая стеснения. Они составляют менее 1% населения.

  1. Высший класс. В него входят профессионалы в сфере экономики (менеджеры, финансовые консультанты), лица свободных профессий (известные спортсмены, актеры, художники) и бизнесмены, получающие чрезвычайно высокий доход. Они не унаследовали свое положение в обществе, а заняли его благодаря личным усилиям. Для их потребления характерна демонстративность, подчеркивающая статус. Именно эти люди покупают самые большие дома, самые роскошные автомобили и иные символы престижного потребления. В составе населения таких людей 2 -5%

  2. Верхушка среднего класса. Это люди, активно и успешно делающие карьеру в бизнесе, науке, политике, областях высоко – профессиональной деятельности. Очень требовательно относятся к качеству своей жизни, образованию детей, активно участвуют в культурной жизни, гражданских делах. Составляют около 15 % населения.

  3. Низший средний класс. Это типичные американцы, пример добросовестности, верности нормам и стандартам, “американскому образу жизни”. К этому слою относятся рядовые служащие, мелкие предприниматели. Фермеры, имеющие возможность нанять работников, инженерно – технические служащие предприятий, средний медицинский персонал, учителя. Они предпочитают жить в “приличном” районе, желательно в собственном доме. Доля этого класса в численности населения США – 35-40%

  4. Верхушка низшего класса. К ней относятся мелкие служащие и “люди, работающие в касках” - строители, квалифицированные и полуквалифицированные рабочие предприятий. Они, как правило, имеют общее среднее образование и профессиональные навыки. Труд их лишен творчества, жизнь довольно однообразна. Проживают в небольших домах или квартирах в непристижных районах города. Составляют 30% населения.

  5. Низший класс. Неквалифицированные рабочие, люди, живущие на пособия, случайные заработки, сезонные рабочие на сельскохозяйственных предприятиях. Проживают в “трущобных” районах, многие из них имеют проблемы с законом. Основную часть доходов тратят на питание. Их доля – 15%.



Закрепление нового материала:

Слайды презентации

1.Разминка:

  • Рассмотренные ранее типы стратификации создаются на основе правовых и религиозных норм. А какой признак лежит в основе классового деления?

  • Браки между представителями разных классов возможны?

  • А переход из одного класса в другой?

  • Назовите высшие сословия феодального общества?

  • Какой титул присвоил “Кот в сапогах” своему хозяину?

Демонстрация фрагмента мультфильма «Кот в сапогах»


2.« Встречают по одёжке…»

У каждого класса свой стиль одежды в соответствии со статусом. Даны три фигуры представителей высшего, среднего и рабочего классов и список вещей, в которые их можно одеть. Вам надо подобрать гардероб для всех трех классов.

Слайды презентации








Рефлексия:

Мне было интересно (не интересно) на уроке, потому что…

Какой этап урока понравился и почему?

На каком этапе было труднее всего работать и почему?

Получили ли Вы удовлетворение от работы в группе?

  • Домашнее задание. Чтобы ваши мечты стали еще более четкими, осознанными, а в будущем – воплотились, домашнее задание будет творческим!

  • Домашнее задание: составить коллаж на альбомном листе (или даже формат ватмана/полуватмана) из журнальных и газетных вырезок на тему «Мое будущее. Я в 2026 году».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!