СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальная сфера

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа по теме «Социальная сфера». 8 класс. УМК Боголюбов

 

Просмотр содержимого документа
«Социальная сфера»

Контрольная работа по теме «Социальная сфера». 8 класс. УМК Боголюбов

Вариант 1

Часть А. Из предложенных вариантов выберите только один правильный ответ.

А1. Любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям, называется

1)социальной группой 2)конфликтной группой 3)классом 4)репрезентативной группой

А2. Место человека в социальной структуре общества называется

1)социальной стратой 2)социальной сферой 3) социальной группой 4)социальным статусом

А3. Верны ли суждения о социальной мобильности?

А. Социальное падение, как и восхождение, могут совершать целые социальные группы.

Б. Вертикальная социальная мобильность связана с изменениями социального положения в пределах одной и той же страты.

1)верно только А 2) верно только Б 3)оба суждения верны 4)оба суждения неверны

А4.Переход людей из одних общественных групп в другие называется

1)социальной стратификацией 2)социальной дифференциацией

3) социальной мобильностью 4)социальной нестабильностью

А5.Положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и т.п. и предполагающее определённые права и обязанности, называется

1)Социальным статусом 2)национальным статусом

3)личной независимостью 4)правовым статусом

А.6 Предписанным статусом не является

1)пол 2)расовая принадлежность 3)образование 4)возраст

А.7 Оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми, называется

1)статусом 2)признанием 3) престижем 4)достижением

А.8 Процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств, называется

1)модификацией 2)социализацией 3)нострификацией 4)адаптацией

А.9. Устойчивая группа людей, осознающих свою принадлежность к одной этнической общности, разделяющих общее название и элементы культуры, говорящих на одном языке, называется

1)расой 2) народом 3) племенем 4)гражданством

А.10. Наименование принадлежности лица к какой-либо этнической группе определяется термином

1) народ 2) племя 3) национальность 4)нация

А.11. Проповедь национальной исключительности и национального превосходства, направленная на разжигание национальной вражды и натравливание одной нации на другую в интересах одной нации, - это

1) ксенофобия 2) ассимиляция 3) дискриминация 4)национализм

А.12.Большая группа людей, территориально оторванная от своего народа и поселившаяся в другой стране, - это

1) диаспора 2) идиома 3) этнос 4) племя

А.13. Правило поведения с этическим содержанием, обладающее значимостью для общества, социального слоя, отдельного человека, называется

1) правовой нормой 2) обычаем 3)моральной нормой 4) религиозной нормой

А.14.Субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным нормам называется

1) совестью 2) самоконтролем 3) санкцией 4)самооценкой

А.15. Поведение, не согласующееся с общественными нормами, называется

1) девиантным 2) демонстративным 3) дезинтеграционным 4) деструктивным

А.16. К социальным нормам не относится

1) запрещение переходить улицу на красный сигнал светофора

2) запрещение разбирать электроприбор, если он подключён к электричеству

3)обязанность здороваться, когда человек входит в помещение

4) обязанность заботиться о престарелых родителях


Часть В. Внимательно прочитайте задания и выполните их так, как указано в задании.

В.1. В приведённом списке указаны элементы этнической структуры общества и элементы, относящиеся к классовой структуре общества. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера элементов этнической структуры общества, а во вторую колонку – порядковые номера основных классов общества.

1)нация 2) пролетариат 3) народность 4) буржуазия

В.2. Вставьте пропущенное понятие: «Конфликт между государствами, происходящий в форме боевых действий между вооруженными силами, называется_______________».

В.3. Ниже приведён перечень терминов. Все они за исключением одного, характеризуют понятие « социальный статус».

Предписанный, природный, достигаемый, приписываемый, прирождённый.

Найдите и выпишите термин, относящийся к другому понятию.

В.4. Установите соответствие между понятиями и примерами к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ПОНЯТИЯ

А) Япония 1) моноэтническое государство

Б) Бельгия 2) многонациональное государство

В) Вьетнам

Г) Индия

Д) Армения

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

В.5. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором прощен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В подавляющем большинстве люди добровольно выполняют социальные___(1). Поведение, которое не согласуется с социальными нормами, принятыми в ______(2), называется отклоняющимся поведением. К нему можно отнести алкоголизм, наркоманию, религиозный фанатизм,терроризм,рассовую нетерпимость и др. Особенно опасным для общества являются такие социальные______(3), которые признаются в обществе правонарушением. Правонарушение - это общественно опасное, виновное, противоправное ____(4) (действие или бездействие), наносящее вред общественным____(5) и влекущее за собой юридическую ____(6).»

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чес вам потребуется для заполнения пропусков.

А) норма Б) общество В) труд Г) отклонение Д) деяние Е) отношение Ж) ответственность

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранную вами слову.



Часть С. Прочитайте внимательно текст и выполните задание С1 и С2.

Прочитайте отрывок из повести Г.Блых и Л.Пантелеева «Республика ШКИД».

«…Путь, но которому двигался Громоносцев к Шкиде, был длинный путь беспризорного. Пяти лет он потерял отца, а позже и мать. Без присмотра, живя у дальних родственников, исхулиганился, и родственники решили сплавить юнца поскорее с рук, сдав его в Николо-Гатчинский институт.

Родственники получили облегчение, но институт не обрадовался такому приобретению. Маленький шкетик Колька развернулся вовсю: дрался, ругался, воровал и неизвестно чем закончил бы свои подвиги, если б в это время институт не расформировался.

Но Колька – сирота, и его переводят в другое заведение, потом в третье. Колька так много сменил казенных крыш, что и сам не мог их перечислить, пока наконец воровство не привело его в Александро-Невскую лавру.

Когда-то лавра кишела черными монашескими скуфьями и клобуками, но к прибытию Кольки святая обитель значительно изменила свою физиономию. Исчезли монахи, а в бывших кельях поселились новые люди.

Тихие кельи превратились в общие и одиночные камеры, в которых теперь сидели несовершеннолетние преступники.

Лавра была последней ступенью исправительной системы. Отсюда было только две дороги: либо в тюрьму, либо назад в нормальный детдом.

Попасть в лавру считалось в те годы самым большим несчастьем, самым страшным, что могло ожидать молодого правонарушителя. Провинившихся школьников и детдомовцев пугали Шкидой, но если уж речь заходила о лавре – значит, дело было швах, значит, парень считался конченным.

И вот Колька Громоносцев докатился-таки до лавры. Три месяца скитался он по камерам, наблюдая, как его товарищи по заключению дуются самодельными картами в "буру", слушал рассказы бывалых, перестукивался с соседями, даже пытался бежать. В темную зимнюю ночь он с двумя товарищами проломили решетку камеры и спустились на полотенцах во двор. Поймали их на ограде, через которую они пытались перелезть. Отсидев тридцать суток в карцере, Колька неожиданно образумился. Однажды, явившись к заведующему, твердо заявил:

– Люблю математику. Хочу быть профессором.

Категорическое заявление Кольки подействовало. Громоносцева перевели в Шкиду…»


С1. Данная повесть рассказывает о проблеме беспризорности в первые годы после революции 1917г. Количество беспризорных детей резко увеличилось после Первой мировой и Гражданской войн. В 1921 году в России насчитывалось 4,5 млн беспризорников, что неизбежно вело к росту преступности. 27 января 1921 года было создана Комиссия по улучшению жизни детей – Детокомиссия ВЦИК во главе с Феликсом Дзержинским. Были организованы детские воспитательные учреждения интернатного типа – детские дома, школы-колонии, школы-коммуны, детские городки. Одной из таких школ и была школа им.Ф.М.Достоевского в Петрограде, в которой учились авторы.

Найдите в тексте не менее двух названий исправительных учреждений для детей и молодёжи.


С2.Используя текст, напишите три проявления отклоняющегося поведения у Громоносцева.



Контрольная работа по теме «Социальная сфера». 8 класс. УМК Боголюбов

Вариант 2

Часть А. Из предложенных вариантов выберите только один правильный ответ.

А.1. Совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества, называется

1) социальной группой 2)социальной структурой 3)социальной стратой 4)структурой экономики

А.2.Большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли общественной организации труда, а следовательно, по способам получения той доли общественного богатства, которой они располагают, называется

1) стратами 2) классами 3) маргиналами 4) люмпенами

А3. Верны ли следующие определения понятия семья?

А. Семья- это группа лиц, живущих вместе на одной жилплощади.

Б. Семья – основанная на браке и кровном родстве социальная группа, члены которой связаны общностью быта.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А.4.Человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм и ценностей, называется

1) вождём 2) «человеком в футляре» 3) маргиналом 4) люмпеном

А.5.Перемещение в обществе, изменение социального статуса

1) социальная адаптация 2)социальная стратификация 3)социализация

4)социальная мобильность

А.6.Достигаемым статусом не является

1) работа 2) образование 3) возраст 4) хобби

А.7. Признание группой людей или обществом личных и деловых качеств какого-либо из их членов называется

1) статусом 2) авторитетом 3) престижем 4) достижением

А.8 Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и духовных ценностей называется

1) модификацией 2) социализацией 3)нострификацией 4) адаптацией

А.9.Надэтническая общность граждан одного государства, то есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории и определённых черт социальной психологии (национального характера, интересов, самосознания и др.), проявляющаяся в особенностях её культуры и быта, называется

1) расой 2) племенем 3) народом 4) нацией

А.10. Этносоциальная общность эпохи Первобытности, основанная кровнородственных связях и состоящая из родов

1) раса 2) племя 3) народ 4) гражданство

А.11.Терпимость к чужим мнениям, верованиям, чужому образу жизни называется

1) ксенофобией 2) толерантностью 3) ассимиляцией 4) этногенезом

А.12.Что из перечисленного можно назвать межнациональным конфликтом?

1)события в конце XX века в Нагором Карабахе

2)Февральская революция в России 1917 года

3)восстание декабристов в Петербурге

4)противостояние нестяжателей и иосифлян в XVI веке

А.13.Традиционно установившиеся правила общественного поведения называются

1)обычаем 2)правом 3) порядком 4) моралью

А.14 Мера, принимаемая против стороны, нарушившей правила поведения, называется

1) фикцией 2) презумпцией 3) деликтом 4) санкцией

А.15.Элементом механизма самоконтроля не является

1) коммуникация 2) общественное мнение 3)санкция 4) индивидуальное сознание

А.16 Виновно совершённое общественно опасное деяние,запрещённое Уголовным кодексом под угрозой наказания, называется

1) проступком 2) преступлением 3) девиацией 4) деликвенцией


Часть В. Внимательно прочитайте задания и выполните их так, как указано в задании.

В1. Ниже приведён перечень терминов. Все они за исключением одного, характеризуют понятие « социальная группа».

Большая, первичная, вторичная, неформальная, доктриальная.

Найдите и выпишите термин, относящийся к другому понятию.

В2.Найдите в приведённом списке основные социальные роли человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Работник 2) друг 3) семьянин 4) гражданин 5) шахматист-любитель

В3. Вставьте пропущенное слово: «Вид отклоняющегося поведения, которое провоцируется патологическим пристрастием к наркотикам и выражается в аморальных и криминальных действиях, называется_______________».

В4. Установите соответствие между социальной позицией и социальным статусом человека: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС

А) образование 1) предписанный статус

Б) национальность 2) достигаемый статус

В) материальное положение

Г) пол

В.5. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором прощен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией и другими показателями и предполагающее определённые права и обязанности, называется социальным_____(1). Каждая личность в обществе выполняет определённые социальные_________(2): для школьника и студента – это учёба, для солдата – служба, для профессора – преподавание. И у каждой личности таких функций множество. Человек может быть одновременно школьником, спортсменом, сыном и т.д. Один статус личность приобретает по _____(3) и его называют предписанным(например, если родители родившегося ребёнка являются гражданами России, он тоже сразу является_______(4) России также предписанным является статус мужчины, статус национальности и т.д.) Другие статусы приобретаются в течение жизни и называются достигаемыми. К ним можно отнести статус руководителя предприятия, статус чемпиона мира по плаванию, статус учителя и т.д. Принятая в обществе_____(5) статусов является основной социальной_____(6)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чес вам потребуется для заполнения пропусков.

А) функция Б) статус В) рождение Г) иерархия Д) гражданин Е) стратификация

Ж) социализация

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранную вами слову.




Часть С. Прочитайте внимательно текст и выполните задание С1 и С2.

Прочитайте отрывок из повести Г.Блых и Л.Пантелеева «Республика ШКИД».

«…Путь, но которому двигался Громоносцев к Шкиде, был длинный путь беспризорного. Пяти лет он потерял отца, а позже и мать. Без присмотра, живя у дальних родственников, исхулиганился, и родственники решили сплавить юнца поскорее с рук, сдав его в Николо-Гатчинский институт.

Родственники получили облегчение, но институт не обрадовался такому приобретению. Маленький шкетик Колька развернулся вовсю: дрался, ругался, воровал и неизвестно чем закончил бы свои подвиги, если б в это время институт не расформировался.

Но Колька – сирота, и его переводят в другое заведение, потом в третье. Колька так много сменил казенных крыш, что и сам не мог их перечислить, пока наконец воровство не привело его в Александро-Невскую лавру.

Когда-то лавра кишела черными монашескими скуфьями и клобуками, но к прибытию Кольки святая обитель значительно изменила свою физиономию. Исчезли монахи, а в бывших кельях поселились новые люди.

Тихие кельи превратились в общие и одиночные камеры, в которых теперь сидели несовершеннолетние преступники.

Лавра была последней ступенью исправительной системы. Отсюда было только две дороги: либо в тюрьму, либо назад в нормальный детдом.

Попасть в лавру считалось в те годы самым большим несчастьем, самым страшным, что могло ожидать молодого правонарушителя. Провинившихся школьников и детдомовцев пугали Шкидой, но если уж речь заходила о лавре – значит, дело было швах, значит, парень считался конченным.

И вот Колька Громоносцев докатился-таки до лавры. Три месяца скитался он по камерам, наблюдая, как его товарищи по заключению дуются самодельными картами в "буру", слушал рассказы бывалых, перестукивался с соседями, даже пытался бежать. В темную зимнюю ночь он с двумя товарищами проломили решетку камеры и спустились на полотенцах во двор. Поймали их на ограде, через которую они пытались перелезть. Отсидев тридцать суток в карцере, Колька неожиданно образумился. Однажды, явившись к заведующему, твердо заявил:

– Люблю математику. Хочу быть профессором.

Категорическое заявление Кольки подействовало. Громоносцева перевели в Шкиду…»


С1. Данная повесть рассказывает о проблеме беспризорности в первые годы после революции 1917г. Количество беспризорных детей резко увеличилось после Первой мировой и Гражданской войн. В 1921 году в России насчитывалось 4,5 млн беспризорников, что неизбежно вело к росту преступности. 27 января 1921 года было создана Комиссия по улучшению жизни детей – Детокомиссия ВЦИК во главе с Феликсом Дзержинским. Были организованы детские воспитательные учреждения интернатного типа – детские дома, школы-колонии, школы-коммуны, детские городки. Одной из таких школ и была школа им.Ф.М.Достоевского в Петрограде, в которой учились авторы.

Найдите в тексте не менее двух названий исправительных учреждений для детей и молодёжи.


С2.Используя текст, напишите три проявления отклоняющегося поведения у Громоносцева.



Ответы

Вариант 1

Часть А

1-1

2-4

3-3

4-3

5-1

6-3

7-3

8-4

9-2

10-3

11-4

12-1

13-3

14-1

15-1

16-2

Часть В

В1 – 13,24

В2- войной

В3 – природный

В4 – 12121

В5 – АБГДЕЖ


Вариант 2

Часть А

1-2

2-2

3-2

4-3

5-4

6-3

7-2

8-2

9-4

10-2

11-2

12-1

13-1

14-4

15-1

16-2

Часть В

В1 – доктриальная

В2 – 1,3,4

В3 – наркоманией

В4 – 2121

В5 - БАВДГЕ




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!