Министерство образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования для детей
«Дом детского творчества»
Доклад выступление на педагогическом совете школы – сад №16
Театр и театрализованная игра как фактор развития эмоциональной и социальной сферы ребёнка.
Подготовил педагог
дополнительного образования
Орлова Тамара Геннадьевна
Г. Байкальск
2011 г
Театрализованная игра как фактор развития эмоциональной сферы ребёнка.
Актуальность темы данной работы заключается в необходимости изучения развития эмоциональной сферы ребёнка, через ролевую, сюжетно - ролевую, театрализованную игру, что создает базу для осмысленного усвоения ребенком социально - педагогических знаний, а это впоследствии обеспечит эффективность их применения. Эмоциональная и социальная сфера ребенка нуждается в развитии с первых лет жизни. Воспитание чувств, начиная с первых лет, является важнейшей социально - педагогической задачей. Ибо то, как будут усваиваться эти знания и умения и как, ради достижения каких целей они будут использованы в дальнейшем, решающим образом зависит от эмоционального отношения субъекта к окружающим людям и к окружающей предметной действительности.
Чувства
Театрализованную деятельность можно назвать гимнастикой чувств. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся окружающим миром через образы, краски, звуки.
Дети должны уметь проявлять свои чувства и понимать чувства других. Те или иные чувства выражаются мимикой. Если человек улыбается, значит, он радуется; сдвинутые брови и вертикальные складки на лбу свидетельствуют о недовольстве, гневе. Имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет психопрофилактический характер. Благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций.
Процесс творчества – он всегда насыщен яркими положительными эмоциями. И благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой притягательной силой для детей, познавших радость первых своих пусть маленьких, но открытий, удовольствие от своих новых рисунков, построений.
Яркие, положительные эмоции - основа формирования острой потребности детей в том, или ином виде творчества. Иначе говоря, именно на основе творчества мы имеем возможность управлять формированием духовных потребностей, обогащать и развивать личность ребенка.
Условия для развития эмоциональной сферы и творческой активности.
Прежде всего, задача педагога:
Всячески поощрять исполнительское творчество.
Развивать у ребенка способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении.
Побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций.
Театрализованная деятельность – это мощный инструмент открытия и шлифовки многих человеческих способностей, и в первую очередь способности познавать себя, окружающий мир, развития навыков взаимодействия с другими людьми, а также коррекции некоторых негативных состояний и проявлений. В театрализованной игре каждый ее участник проявляет свою инициативу, свои желания и представления. Но от каждого требуется и умение согласовывать свои действия с действиями других участников, с определенными правилами. Таким образом, совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений (сенсорики), чувств и эмоций. Она развивает у детей мышление, воображение, фантазию и внимание, память, волю, а также многие другие умения и навыки. Поэтому очевидно, что на основе театрализованной деятельности можно реализовывать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей. Содержание, формы и методы проведения занятий должны преследовать одновременное выполнение трех основных целей:
Развитие речи и навыков театрально – исполнительской деятельности;
Создание атмосферы творчества;
Социально-эмоциональное развитие детей.
Ни в коем случае, нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо совершенствовать театрализованную деятельность детей. Одно из главных условий:
* предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя или исполнителя воли педагога. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти “на сцену”, боялись ошибиться. Недопустимо деление на “артистов” и “зрителей”, то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как “играют” другие.
В соответствии с этим перед педагогом встают две основные задачи:
понять, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны;
помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства, создать особые условия, в которых может развернуться его содействие персонажам произведения
Влияние игры на эмоциональную сферу ребенка
Позитивное влияние игры на эмоциональную сферу детей обусловлено ее особыми свойствами (инсценирование движений, характерных для эмоционального состояния героя, воображаемая ситуация и др.). Организуя такие игры - их назвали эмоционально - экспрессивными, педагог должен учитывать:
* специфику моторного профиля каждой эмоции. В этом случае в контекст игры включается содержание, провоцирующее детей на демонстрацию эмоционального состояния - радости, грусти, страха, удивления и т.д.;
* последовательность в усложнении игр, способов их организации, т.е. разыгрываются игры, предполагающие повторение действий по образцу; включающие в себя завершение действий, начатых взрослым; провоцирующие к самостоятельным импровизациям как с предметами (реальными и воображаемыми), так и без предметов;
* последовательность введения составляющих экспрессивной стороны эмоций, начиная с компонентов, наиболее подвластных управлению и самоконтролю, - жеста, мимики. Затем включать содержание, побуждающее к выразительности речевой интонации, и пластики.
Театрализованная игра (деятельность) является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. Основа эмпатии – в умении распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Эмпатия - как процесс, включает в себя четыре компонента:
1) сопереживание - в его основе лежит механизм идентификации (переживание эмоционального состояния другого как собственного) и эмоционального заражения (эмоциональное взаимовлияние);
2) сочувствие – ослабление или полное исчезновение идентификации и включение когнитивных компонентов (установление причинно – следственных связей, понимание позиции объекта, эмпатии, что связано с уровнем развития ценностных ориентации, морального сознания и т.д.);
3) импульс к содействию или внутреннее содействие, желание оказать помощь, поддержку;
4) реальное содействие, оказание помощи.
Изучение эмпатийной цепочки, приводит к заключению: результативность разрешения эмпатогенных ситуаций зависит от того, овладел ли ребенок механизмом идентификации, умением понимать позиции объекта эмпатии, выражать сочувствие и др. Отсюда: развитие эмпатии - это многоэтапный процесс. Он включает в себя расширение представлений об эмоциональном состоянии, адекватных и неадекватных способах выражения эмоций в ситуациях «Я и другие»; умения выражать сострадание другому конкретными действиями.
Театрализованная игра помогает развить творческий потенциал ребенка, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшем определит потребность каждого ребенка обращаться к театру как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия.
Очевидно, что в будущем не каждый ребенок станет художником или актером. Но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а как бы вызревают в его художественной деятельности.
Поэтому, работа с детьми в театрализованной деятельности, не должна ограничиваться развитием только исполнительского творчества. Нужны такие формы работы, которые в первую очередь доставляли бы детям радость и способствовали бы их общему и художественному развитию.
При этом мера, собственной активности ребенка может быть очень разной.
Для одних спектаклей они могут всё сделать сами:
– продумать содержание спектакля;
– определить в нем роль для себя;
– на основе собственных представлений изготовить для спектакля куклу или сделать для себя костюм.
В других – выступать только в роли костюмеров и исполнителей.
В третьих – быть просто зрителями и участниками спектакля, который для них подготовят педагоги и родители; и страх перед выступлением могут преследовать ребенка достаточно долго и доставлять ему много неприятностей в течение всей жизни.
Театр – одна из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни и социализации ребёнка.
С древних времён различные формы театрального действия служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственности. Театр даёт детям образец для подражания. Велика сила воздействия на личность ребёнка этих самостоятельно добытых истин.
Театр – лучшая школа жизни, потому что он выступает в качестве источника информации о мире, о жизни, дающего повод для работы мысли. Таким образом, одна из важнейших функций театра – это познавательная функция. Благодаря ней осуществляется передача социального опыта от одного поколения к другому, от одних стран и народов к другим. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. Сказка является неиссякаемым источником самых разнообразных эмоций, ярких образных описаний взаимоотношений персонажей, их действий в разных ситуациях, влияние положительных и отрицательных поступков на эмоциональное состояние действующих лиц вызывают у детей непосредственный отклик. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а, играя, познает окружающее.
Театр - искусство коллективное по своей природе, в наиболее предметной форме имитирующее межличностные контакты, в значительно большей степени, чем любое другое искусство, привлекающее людей к сопереживанию и сотрудничеству, дает человеку возможность каким - то образом слиться с другой личностью, установить с ней наиболее глубокие, наиболее тесные и разнообразные отношения. Специфика же собственно театрального творчества, подразумевающего деятельность ребенка в роли актера – исполнителя, актера – творца рассматривается как отражение социальной жизни людей, чем - то похожей на театр, со всеми присущими ему атрибутами типа сценариев, масок и декораций. Ролевое познание мира, освоение навыков сосуществования со сверстниками и взрослыми, навыков партнерства, умения действовать в предлагаемых жизнью обстоятельствах.
Театр со всей присущей ему зрелищностью – это, прежде всего искусство действия. «Действие», «акт» – движение заложено уже в самой структуре пьесы. Даже герои названы «действующими лицами». Что хотят они, к чему стремятся, как добиваются поставленной задачи? На эти вопросы ребята ищут ответы вместе с героями пьес. А это развивает в них активную жизненную позицию. Они становятся более энергичными, любознательными, раскрепощёнными. Театр помогает решить важную проблему в социальной адаптации – обучение социальному опыту. Участвуя в театральных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски и звуки. Довольно сильный воспитательный эффект возникает, когда ребёнок сопереживает герою, но он значительно усиливается, когда ему даётся возможность влиять на события своими поступками, предрешать исход борьбы. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Театр открывает перед ребенком возможность активного проявления себя в самых различных видах деятельности в жизни. Причем роли иногда резко отличаются от нашего характера. Актеры часто ищут на сцене того, что им не дано в жизни». Также и дети. Роль может раскрыть в ребенке то, что в нем скрыто, заторможено. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно, то есть от лица, какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе. В этом заключается коррекционное свойство театрализованной деятельности.
Занятие театральной деятельностью воспитывают и театральную дисциплину. В театральной деятельности детского коллектива важно выработать художественную этику и дисциплину. Под «художественной этикой и дисциплиной» надо понимать чёткую организацию коллектива, уважение к труду товарища, взаимную помощь и ответственное отношение к взятым на себя обязательствам. Такие условия нужны в каждом культурном обществе. Восприятия внешнего выражения (жесты и мимика) являются также и невербальными средствами общения. Общение – эта сфера общества, где соприкосновение с театром теснее всего. Воспитание коммуникативных способностей – стержень их социальной адаптации. Научить общаться, понимать эмоциональное состояние других, адекватно реагировать на него – вот задача воспитания, которую проще и интереснее решать в процессе театрализованной деятельности.
Театральная постановка – продукт совместной деятельности, который требует концентрации сил каждого участника. Каждый участник совместного театрального творчества вносит свой вклад, понимая при этом, что и от его усилий зависит общий успех. Нельзя, говоря о воздействии театральной деятельности на детей, не говорить о развитии творчества. Действительно, как можно действовать в вымышленной ситуации и не развивать воображение? По определению К.С.Станиславского, «творчество начинается с «если бы», т.е. с допущения, которое переводит актёра из условий реальной жизни в условия вымысла. Что бы я делал, если бы предложенный вымысел оказался действительностью? Этот вопрос даёт толчок работе воображения, вызывает отклик в действии».
И, наконец, развитие речи – важный этап развития наших детей. У некоторых детей есть проблемы с техникой речи: торопятся, «глотают» буквы, речь невыразительна и монотонна, изобилует вводными словами, не умеют делать логических ударений и т.д. В процессе подготовки спектаклей легче помочь детям сформировать правильное четкое произношение, научить точно и выразительно передавать мысли автора, развивать воображение, умение представить то, о чем говорится, расширять словарный запас. Важную роль в развитии техники речи играет тренировка интонаций.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно - эстетического воспитания. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, тем самым решает вопросы развития социальных навыков у детей.