СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальная толерантность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа, написанная на основе личного мнения человека с ограниченными возможностями и других источников по данной проблеме.

Просмотр содержимого документа
«Социальная толерантность»

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Вертуновка

Бековского района Пензенской области




Исследовательская работа:

«Социальная толерантность»








Работу выполнил:

Большакова Виктория, учащаяся 7 класса

МОУ СОШ с. Вертуновка,

Селиванова Алена,

учащаяся 7 класса

МОУ СОШ с. Вертуновка


Руководитель:

Чулкова Виктория Анатольевна









2014



Содержание



Актуальность проблемы. ……………………………………………..… 3

Глава I. Что такое толерантность?

    1. Сказка «Кто важнее?»…………………………………..……….4 - 5

    2. Понятие «толерантность» с разных точек зрения.......................... 5

    3. Понимание толерантности в разных языках…………………..5 – 6

    4. Социологический опрос в школе………………………………….6

Глава II. Социальная толерантность как один из видов толерантности.

2.1. Мнение прессы………………………... …………….....................7 - 8

2.2. Социологический опрос……………………………………...… ..8 – 9

2.1. Примеры социальной толерантности. ……………................... ..9 - 11

Глава III. Роль толерантности в обществе.

3.1. Стихотворение Б. Заходера «Чутье толерантности»….……….11 -12

3.3. Стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете»…………..…12 – 13

Вывод…………………………....…………….……………………………13

Заключение…………………....…………….…………………..………… 13

Литература…………………....……………………………………..……...13







Актуальность проблемы

Проблема толерантности  на сегодняшний день является одной из самых актуальных  в России.  Российское общество  тревожит  рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. К сожалению,  сегодня  нетерпимость в разнообразных проявлениях    проникает в школу и  затрагивает молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.      



Гипотеза: - социальная толерантность - один из видов толерантности;

- толерантность – качество, которое можно сформировать.


Объекты исследования: статистические данные социологических опросов, материалы «Бековского вестника» и «Пензенской правды», повесть В. Железникова «Чучело»,  сборник стихотворений Бориса Заходера, рассказы Кравченко Зои Федоровны, Чулковой Виктории Анатольевны.



Предмет исследования: толерантность.

Цель работы: рассмотреть «толерантность» как понятие и качество.

Задачи исследования:

  1. выяснить, что такое толерантность;

  2. рассмотреть понятие толерантности с разных ключевых позиций;

  3. рассмотреть примеры социальной толерантности;

  4. можно ли сформировать социальную толерантность.



Методы исследования: частично-поисковый, исследовательский.









Глава I. Что такое толерантность?

«Если я чем-то на тебя не похож,

я этим вовсе не оскорбляю тебя,

а, напротив, одаряю».

А. де Сент Экзюпери.



Сегодня мы хотели бы поговорить о человеколюбии. А как иначе мы можем сказать о человеколюбие? 

Толерантность. Не всем, может быть, знакомо это слово, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества.

Впервые неведомое нам слово прозвучало на уроках немецкого языка во 2 классе. В тот момент наш класс еще привыкал к школе. Мы часто вели себя неправильно, и наша учительница призывала нас быть толерантными, т. е. терпимыми друг к другу и окружающим. От нее же мы услышали одну простую сказку «Кто важней?»

В мире и согласии жили друг с другом рот, нос, глаза и брови. Но однажды между ними разгорелся шумный спор. Начал его рот – поборник истины и большой любитель рассуждать. Он решил, что работает больше других, и потому явно незаслуженно находиться ниже всех на лице. Он гневно обратился к носу:

- Эй, ты, нос? Я способен рассуждать о том, что есть ложь и что есть правда ныне и в древние времена, а на что годен ты? И, невзирая на это, ты сидишь выше меня?!

- Хм, - недовольно хмыкнул нос. – Разве не я различаю запах того, что ты ешь и что ты пьешь? Лишь с моего одобрения все это попадает к тебе. Посему я не зря сижу выше тебя.

Глаза, понаблюдав за спором рта и носа, бросили на них презрительный взгляд и сказали с важным видом:

- Эй, вы, двое, а имеете ли вы вообще право спорить о том, кто выше, а кто ниже? Если уж на то пошло, то выше всех мы, глаза! Кончик кисти вблизи и край неба вдали – все видим мы, глаза! Кто из вас сравнится с нами? Именно мы достойны само высокого места.

Так хвастались глаза. Тут они заметили две темные брови, нависшие над ними, и сразу вспыхнули от гнева:

- Эй вы! Все такие же черные и годы вас не берут! Какой от вас прок, почему сидите над нами?

Брови услышали и недовольно нахмурились:

- Пусть от нас вроде бы и нет никакой пользы, но как бы выглядело лицо, если бы не было бровей?

На чьей стороне были бы Вы в этом споре? Что бы Вы сказали рту, носу, глазам и бровям, чтобы прекратить их конфликт? В действительности же можно привести ни один реальный пример конфликта, напоминающего данную ситуацию.

Из учебников по обществознанию мы узнали, что толерантность – это минимальное требование к общественным отношениям не допускать насилия и принуждения. В условиях толерантного общества может быть осуществлено полное раскрытие лучших возможностей человека.

Из интернета мы узнали, как рассматривается понятие «толерантность» с точки зрения ислама, буддизма и христианства.



Библия гласит: "Относись к другому как к самому себе, люби ближнего своего как самого себя". Ведь все люди, независимо от расы, национальности, культуры, обычаев, положения, возраста, пола, – все одинаковы.


Буддизм: Будда (слово это на санскрите значит «просветленный») учил милосердию ко всему живому.

Ислам — самая молодая из мировых религий — включает в себя многие основные положения Библии, о чем говорил и сам ее основатель — Мухаммед, который признавал библейских пророков и относился с уважением к их учению.



Понимание толерантности в разных языках неоднозначно.                                 - В английском – это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь».                                                                                                   - Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, этических и религиозных взглядов».                                                   - В китайском языке быть толерантным - значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других».                                                     - В арабском языке толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, снисходительность, благосклонность, терпение, расположенность к другим».                                                                                     - В персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».  

Нам понравилось высказывание китайского мудреца Конфуция: «Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием".

  

Мы провели в школе свой социологический опрос. Были опрошены учащиеся 6 – 11 классов, учителя и обслуживающий персонал. Всего было опрошено 97 человек. На вопрос «Знаете ли Вы, что такое толерантность (человеколюбие)?» мы получили следующие ответы:

- сострадание;

- уважение прав других;

- милосердие;

- принятие другого таким, какой он есть;

- прощение;

- терпение;

- уважение человеческих достоинств;

- уважение чувств других.

Из полученных результатов опроса мы выложить цветок толерантности.



Сколько людей – столько и мнений, только проблема меньше от этого не становиться. Наверно поэтому неслучайно в 1995 году Генеральная Ассамблея ООН предложила 185 государствам - членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости.



Глава II. Социальная толерантность – один из видов толерантности.

Основными видами толерантности является политическая, религиозная, социальная. О политической толерантности говорить еще рано, т. к. молодежь (не только нашей школы) находится в поиске смысла жизни, своего места в обществе и поэтому имеет незаконченное мировоззрение.

Религиозная толерантность. Национальный состав нашей школы почти однородный. Все учащиеся школы живут дружно.

Нам хотелось бы более подробно остановиться на социальной толерантности.

Социальная толерантность–это терпение, терпимость, человеческое отношение друг к другу.

К сожалению, наш современный мир еще далек от совершенства, люди проявляют нетерпимость друг другу, часто не задумываясь о том, что они делают. 
Яркий примером этому является повесть В. Железникова «Чучело».

Главная тема этого произведения –нетолерантное и толерантное поведение главных героев. Одноклассники  главной героини повести Лены Бессольцевой жестоко унижают ее своим поведением. Но Лена ведет себя терпеливо и не верит в то, что могут быть такие злые люди. К счастью одноклассники осознали свое неправильное поведение к Лене. Урок сей повести в том, что терпимость, человеколюбие спасет мир и человечество от самоистребления.

Мы решили узнать мнение прессы по данному вопросу. Мы просмотрели периодическую печать, газеты «Бековский вестник» и «Пензенская правда», и пришли к выводу, что вопрос социальной толерантности довольно часто освещается в печати. В «Пензенской правде» мы нашли несколько статей :

- об инвалидах из Нижнеломовского дома – интерната Викторе Кочкине и Данииле Анастасьине, победителях телепередачи «Минута славы»;

- Татьяне Кононовой из Сердобска, страдающей ДЦП;

- статьи о правах и проблемах инвалидов, реабилитационных центрах, современных методах лечения детей, страдающих ДЦП.

«Бековсий Вестник» рассказал о жизненных достижениях Инны Барановой, страдающей ДЦП и довольно часто пишет о шахматных достижениях Андрея Терсинцева из с. Сосновка.



Мы провести еще один социологический опрос среди учащихся школы  "Проявляешь ли ты толерантность". Всего было опрошено65 детей.

Образец анкеты:

1. Ты видишь взрослого, который плохо одет.
1. Это неважно.
2. Ты подсмеиваешься над ним.
2. Пожилые работники нашей школы медленно идут по двору.
1.Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
2. Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
3. Твой одноклассник плохо отвечает у доски:.
1. Поднимаешь руку, чтобы ответить самому
2. Ты подсмеиваешься и радуешься его предстоящей «двойке»
4. На твоих глазах  обижают человека
1. Ты пытаешься защитить его.
2. Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
5. Твой сверстник порвал твою тетрадь:
1. Ты его прощаешь.
2. Ты поступаешь также как он.
6. Ты поссорился  со своим другом или подругой.
1. Ты попытаешься объясниться с ним  / ней/.
2. Ты обижаешься и мстишь.
7. Ты недоволен собой.
1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.
8. Ты стесняешься своих близких родственников на улице.
1. Ты идешь с ними гулять.
2. Ты не ходишь с ними гулять и т.д.

Анализ опроса показал, что ребята нашей школы живут дружно. Большинство учащиеся с уважением относятся друг к другу, воспитывается чувство уважения и понимания положения других людей.

По мнению директора и учителей нашей школы образовательный и воспитательный процессы МОУ СОШ с. Вертуновка способствуют подготовке учащихся к успешной социализации  в современном мире после окончания школы. Об этом свидетельствуют результаты успешного поступления выпускников. Хотя конечно же есть, над чем еще работать.


Однажды Виктория Анатольевна, учитель немецкого языка, рассказала нам о впечатлениях об увиденном во время своего первого путешествия по тогдашней социалистической Германии. Кроме достопримечательностей ее поразили люди в инвалидных колясках на улицах городов. Первая мысль В. А. была: «Почему в стране, где медицина на высоком уровне, так много инвалидов?» Одновременно ее внимание привлекли удобные подъемы и спуски (так называемые сегодня пандусы) у магазинов и других общественных зданий, отсутствие высоких бордюрных камней на переходах, переездах через улицу. И тогда она поняла, что все это сделано для людей с ограниченными возможностями, для мам с детскими колясками.

Чуть позже нам в руки попал немецкий букварь. Рассматривая его, мы обратили внимание на то, что основными героями учебника является семья: папа, мама, дети, обязательно бабушка и дедушка, а также домашние животные. Они вместе готовят еду на кухне, работают в саду, проводят свободное время в бассейне, зоопарке, на праздниках. На 12 листа из 65 изображен мальчик в инвалидной коляске: на уроке у доски, у географической карты, в столовой, на игровой площадке, в хороводе вместе с другими детьми, на костюмированном празднике и даже в зоопарке. Везде этот мальчик является активным участником всех действий.

Нам хотелось бы привести еще один пример социальной толерантности. Более 60 лет живет в селе Вертуновка замечательный человек, Кравченко Зоя Федоровна. По воле судьбы в 4 года она стала инвалидом, перенесла несколько операций на больной ноге и всю свою сознательную жизнь ходит с палочкой. О своем детстве Зоя Федоровна рассказывает так. Когда с ней случилось это несчастье, кроме семьи о ней заботилась вся улица, на которой она проживала. Одноклассники, соседские дети по очереди возили ее на санках зимой в школу, т. к. идти было очень далеко, помогали преодолевать весенние лужи и осеннее бездорожье. Несмотря на инвалидность, Зоя Федоровна считала себя полноценным ребенком, и окружающие поддерживали ее в этом.



Шли годы, Зоя Федоровна окончила Пензенский Педагогический Институт и вернулась в свое родное село уже в качестве учителя русского языка и литературы. Более 40 лет утро Зоя Федоровна начинается одинаково – привычной дорогой она идет на работу в школу, и первый ученик, который встречается ей по пути, сам, по собственному желанию, помогает ей нести тяжелую сумку с учебниками и тетрадями. В школе у лестницы на второй этаж Зоя Федоровна всегда оставляет свою палочку, и все дети знают, что на это место не надо вешать портфели, а лучше выбрать место рядом. Наши дети также понимают, что Зоя Федоровна трудно стоять и часто уступают ей место. На этих толерантных отношениях выросло не одно поколение школьников в селе Вертуновка. Кроме З. Ф. в нашем селе есть еще двое мужчин инвалидов – последствие автомобильных катастроф. Они выжили, но не смогли уже больше ходить. Тем не менее, они стараются вести полноценный образ жизни. Их инвалидные коляски можно видеть часто на улицах села. И это никого не шокирует. Люди понимают, что жизнь с инвалидность не заканчивается, и стараются помочь тем, кто волей судьбы оказался человеком с ограниченными возможностями.



По многолетней, настоятельной просьбе жителей села Вертуновка вдоль оживленной, далеко небезопасной трассы летом 2013 года по центральной улице от садика до окраины села была проложена пешеходная дорожка. Теперь по ней могут гулять все желающие, кататься на велосипедах маленькие дети, прогуливаться мамы с колясками. От беды не застрахован никто. Очень приятно видеть, как общество и государство заботятся о своих гражданах.

Глава III. Роль толерантности в обществе.

Толерантность - интегрированное качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям.   В то же время  жизненный опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры,  национальности, иного социального положения. Поэтому задачу формирования толерантного сознания  у молодежи  можно  назвать одной из важнейших  в  современной мире.

О роли толерантности в нашем современном мире Борис Заходер сказал в своем  стихотворении «Чутье толерантности» так:

В голове у меня – пустота, 
Но другую собаку, однако 
Никогда не приму за кота!

Не нужны ни условные знаки, 
Ни слова – потому что чутьем 
Брата кровного в каждой собаке 
Мы и так за версту узнаем!

Ни порода, ни масть, ни размеры 
С толку нас никогда не собьют: 
Даже крошечные тойтерьеры 
В сенбернарах своих признают...

Мы вступаем и в драки и в браки.
Неизменную веру храня;
Что бы ни было – все мы собаки,
Все мы – братья, все мы родня.

Вы же, умные, вашего брата 
Распознать неспособны никак... 
Сразу видно – чутье слабовато. 
В этом вам далеко до собак.

Если брат ваш – не вашей масти, 
Разве в этом он виноват? 
Вы же рвете его на части, 
Словно он вам уже и не брат...

Человеколюбие – есть главная ценность современного общества. Лишь только добротой, терпением и пониманием других мы будем жить в мире. Мы нужны друг другу!

И еще один яркий пример из сборника стихов Бориса Заходера. «Про всех на свете»

Все-все,
Все на свете,
На свете нужны, 
И Мошки
Не меньше нужны,
чем Слоны.

Нельзя обойтись без чудищ
нелепых
И даже без хищников, –
Злых и свирепых.

Нужны все на свете!
Нужны все подряд – 
Кто делает мед
И кто делает яд.

Плохие дела
У Кошки без Мышки, 
У Мышки без Кошки
Не лучше делишки!

И если мы с кем-то
Не очень дружны, 
Мы все-таки очень
Друг другу нужны!

А если нам кто-нибудь 
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется.



Вывод

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, который обладает чувством самоуважения и которого уважают окружающие. Толерантность – это признак высокого духовного и интеллектуального развития человека.

Чтобы научиться понимать людей других стран, других культур, нужно - научиться понимать своих родителей, друзей, одноклассников.

Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить прежде всего себя в лучшую сторону, жить в мире с собой.



Заключение

  1. Толерантность – качество, востребованное в нашем современном обществе.

  2. Толерантное сознание и мирный настрой  можно сформировать, а начинать воспитывать нужно с малого: с семьи, со своего класса, школы, региона и т.д.

  3. Активными участниками процесса формирования толерантности должны быть социум, СМИ, государство.



- Толерантность спасет мир!

- Спешите делать Добро!

- Счастья Вам всем, мира, радости и терпения!







Литература:

1) Учебники по обществознанию для 6 – 11 кл. под редакций Боголюбова Л. Н.  

  1. Сборник стихотворений Бориса Заходера.

  2. Повесть В. Железникова «Чучело».

  3. Газеты «Бековский вестник», «Пензенская правда».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!