СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Социально – нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

---

Просмотр содержимого документа
««Социально – нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»»

Доклад для педагогов

«Социально – нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»

Автор: Смирнова Светлана Петровна воспитатель МБДОУ “Детский сад №5 комбинированного вида г. Бокситогорска”.

Дошкольный возраст - важный этап в развитии ребенка. Именно в этот период ребенок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребенок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Где закладывается основы системы социально-нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его представлениям во всем многообразии.

В процессе ознакомления с окружающим у детей воспитывается любовь к своей стране, взрослым, к их труду, товарищеские отношения со сверстниками, умение дружно работать и «играть», формируются чувства справедливости, стремление ко всему доброму, к прекрасному, нетерпимость ко всему плохому.

И сильнейшее воздействие на чувства ребенка его нравственные представления оказывает – художественная литература. Литература влияет на детей не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания.

Поэтому одной из основных целей является

«Нравственное воспитание детей по средствам прочтения и анализа детской литературы»

Исходя из этой цели можно выделить задачи:

  • Приобщать детей к истокам народной культуры

  • Способствовать формированию нравственных качеств личности ребенка

  • Формировать бережное отношение к моральным этическим , ценностям

  • Воспитывать у детей эстетический художественный вкус, любовь и уважение к художественному слову





В работе с детьми по ознакомлению с художественной литературой я использовала некоторые виды народного фольклора: песенки и потешки, пословицы и поговорки, загадки народные игры, народные праздники и сказки.



С помощью народных песен и потешек у детей воспитывается положительные отношения к режимным моментам. Таким как

«Водичка умой мое личико»

«Расти коса до пояса, не вырони ни волоса» и др.



Сказки - особая фольклорная форма. Они переходят из поколения в поколение. Их пересказывают дети и взрослые, показывают в театре. Они привлекают в себе внимание тем, что произведение рассказывают детям о добре и зле, воспитывают в ребенке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность, справедливость и научат смекалке.

Большое воспитательное внимание оказывают сказки А.С.Пушкина, Г.Х.Андерсена, Братья Грим., Ш. Перро и других авторов. Уничтожать и побеждать самое страшное зло нравятся маленьким детям и это безгранично убеждает их превосходстве добра. Дети предпочитают сказочную ситуацию «обычным» потому, что сказочный мир им ближе и понятнее.


Восхищение, удивление и уважение вызывают у детей рассказы о различных профессиях, особенно тех с которыми они еще не были знакомы в своей повседневной жизни – полярники, путешественники, ученые, военные, пожарные, космонавты. Знания о различных возможностях проявить свое мужество и героизм, вдохновляют детей, воспитывают в них стремление овладеть «героической» профессией, служить людям и Отечеству (дети хотят быть летчиками, космонавтами, военными и т д)

Рассказы о природе – изучается с целью ознакомления детей с природой (что является частью формирования патриотического отношения к родному краю). Великими мастерами рассказов о природе были Г. Паустовский, В. Бианки, М. Пришвин, Н. Сладков, Г. Скребицкий. Рассказы богаты яркими зарисовками из жизни натуральной природы и ее обитателей. Все эти рассказы и сказки полны не только сведениями о природе, но и добротой, ненавязчивой поучительностью.

Стихи о Великой Отечественной войне - являются важной составляющей патриотического воспитания. Рассказывают о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе что является высоко художественным средством воспитания.

Рассказы о Великой Отечественной войне знакомят современных детей о детях подростках учувствовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их прабабушек и прадедушек. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля. А. Митяева, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность к простым людям, негодуют против фашизма, нападения мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей.



Рассказы о столице России и о родном городе – отдельный вид специальной детской литературы для нравственно – патриотического воспитания дошкольников. Дети знакомятся с достопримечательностями, достоинствами и особенностями родного края, города. В них развивается чувство гордости за свой край и свое Отечество, Родину. Например, читая книгу С. Баруздина «Страна, где мы живем». Дети как бы совершают небольшое путешествие над Сибирью, Крайним Севером. Они получают первые представления о красоте богатстве, о силе и могуществе нашей страны. И такие емкие слова «Наша Родина», «Наша Россия» становится для них более понятным, наполненными конкретными представлениями.



Для закрепления впечатления от прочитанного, а так же для контроля усвоения детьми материала, воспитанникам даётся возможность творчески выразить впечатления с помощью изобразительной деятельности, конструирования, лепки.

Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленное и систематическое использование произведений художественной литературы является благоприятным средством которое способствует нравственному воспитанию дошкольников.