СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социально-педагогические проблемы образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социально-педагогические проблемы образования

Просмотр содержимого документа
«Социально-педагогические проблемы образования»

Выступление по теме «Социально-педагогические проблемы образования»



Социально-педагогической проблемой современной школы является агрессивное поведение учащихся, проявляющееся в отчуждении от образовательной деятельности, дестабилизации межличностных отношений "ученик-учитель", нарушении ученического взаимодействия, нарушении взаимодействия учителя и семьи ребенка, снижении уровня самоконтроля учащихся, проявлении физической и эмоциональной агрессии и др.

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов, врачей, психологов, но и для общества в целом. Число детей с агрессивным поведением стремительно растет. Психологи выделяют несколько видов агрессии: физическая агрессия ( физические действия против кого-либо); раздражение ( вспыльчивость, грубость); косвенная агрессия ( направленная - сплетни, злобные шутки; ненаправленная- крики, топанье); негативизм ( оппозиционная манера поведения).

Это вызвано целым рядом неблагоприятных факторов:

-увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в состоянии здоровья детей;

-влиянием СМИ;

-ухудшением социальных условий жизни;

-глубокий психический дискомфорт, вызванный неблагополучием семейных отношений и не сложившимися отношениями со сверстниками.

-кризисом семейного воспитания;

-неорганизованность досуга ребенка (наличие свободного времени в которое к ребенку, его окружению и его занятиям никто не проявляет должного внимания);

Существует непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и сти­лями воспитания в семье. Так, если ребенка стро­го наказывать за любое проявление агрессив­ности, то он учится скрывать свой гнев в при­сутствии родителей, но это не гарантирует по­давления агрессии в любой другой ситуации. Пренебрежительное, попустительское отноше­ние взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрес­сивных черт личности. Дети часто используют аг­рессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Малыши, родители ко­торых отличаются чрезмерной уступчивостью, не­уверенностью, а иногда и беспомощностью в вос­питательном процессе провоцируют ребен­ка на капризы и вспышки гнева. Следует заметить, что упал авторитет семьи: неполные семьи, семьи где большим авторитетом пользуется лишь тот, кто хорошо зарабатывает!!!

Основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие:

1. Повышение педагогической культуры родителей – воспитание детей_это самовоспитание родителей!!! Через лектории, беседы, анкетирование, наблюдение, круглые столы и т.д.

2. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям. По мнению

психологов конструктивному поведению родителей в конфликтах с детьми может способствовать

следующее:

¨ всегда помнить об индивидуальности ребенка;

¨ учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;

¨ стараться понять требования ребенка;

¨ помнить, что для перемен нужно время;

¨ противоречия воспринимать как факторы нормального развития;

¨ проявлять постоянство по отношению к ребенку;

¨ чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив;

¨ одобрять разные варианты конструктивного поведения;

¨ совместно искать выход путем перемены в ситуации;

¨ ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и

необходимость;

¨ дать ребенку возможности прочувствовать неизбежность негативных

последствий его проступков;

¨ расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;

¨ использовать положительный пример других детей и родителей;


Коррекционную ра­боту с агрессивными детьми, на мой взгляд, целе­сообразно проводить по следующим направлениям:

-обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме, т.е. советует выражать гнев прямо, словесно и в вежливой форме. Если ре­бенок, который делал все втихаря, вдруг от­крыто заявляет о своих чувствах, это будет ин­дикатором того, что коррекционная работа идет в правильном направлении. Чем больше гне­ва выплеснется в словах, тем меньше его оста­нется, чтобы проявиться потом через ложь, во­ровство, грубость и все другие образцы пассивно-аг­рессивного поведения. Методика «Лестница гнева» - нижние ступеньки демонстрируют негативные способы проявления гнева ( словесные оскорбления, бросание предметов и т.д.) Чем выше ребенок поднимается по ступенькам, тем ярче в его поведении выражены позитивные способы управления гневом. Причем взрослые должны подавать положительный пример и демонстрировать образец правильного поведения. Другой способ выражения гнева – перенос чувств на неопасные предметы ( в арсенале резиновые игрушки, мячики, шарики, спортивный инвентарь, дротики и т.д.). Все эти предметы нужны для того, чтобы ребенок не направлял гнев на людей, а перено­сил его на неодушевленные предметы, выплес­кивал его в игровой форме.

-обучение детей приемам саморегуля­ции, умению владеть собой в различных си­туациях.

Агрессивным детям будут полезны любые релаксационные упражнения (добрые рифмовки в сочетании с действиями и т.д.) В процессе коррекционной работы можно го­ворить с ребенком о том, что такое гнев и ка­ковы его разрушительные действия, можно объяснить ребенку, каким злым и некрасивым становится человек в порыве гнева. Поэтому важно работать над собой, управлять и вла­деть своими отрицательными эмоциями.

-отработка навыков общения в воз­можных конфликтных ситуациях.

Одним из приемов работы с агрессивными детьми может стать ролевая игра. Например, в группе (или в кругу) можно разыграть ситуа­цию часто встречающихся кон­фликтов.

Ролевая игра «Услышать ребенка».

Предлагается следующая ситуация: «Ребенок приходит злой из школы, забрасывает свой портфель в самый дальний угол комнаты и кричит, что не пойдет в школу!!!

Родителям-актерам тихо даются следующие установки к исполнению ролей:

  • «ребенок» злится, дерзит, очень эмоционально протестуети т.д.;

  • «отец» демонстрирует авторитарный стиль поведения (давление на ребенка, крик, угрозы и т.п.);

  • «мать» принимает роль гиперопекающего родителя (постоянно оправдывает ребенка, ругается из-за него с мужем; обвиняет учителей в несправедливости и т.п.);

  • «бабушка» демонстрирует непоследовательный стиль поведения .

Зрителям (остальным родителям) дается задание наблюдать за всем происходящим, отслеживать плюсы и минусы в разговоре родителей со своим ребенком, отметить наиболее распространенные ошибки в общении с детьми.

Проигрывание ролевой игры, в ходе которой педагог помогает участникам более ярко продемонстрировать неконструктивность данных тактик поведения.

Обсуждение ситуации начинается с обращения к «актерам»

Как правильно отреагировать? Что сказать ребенку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами? На ум чаще всего приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список наших ошибок:

  • это приказы, команды, угрозы

  • морали, нравоучения, ведущие к так называемой «психологической глухоте», когда ребёнок просто перестаёт вас слышать;

  • критика, выговоры

  • выспрашивания, расследования, высмеивания, обвинения;

  • «стирание» проблемы и безоговорочное оправдание ребенка во всем без учета особенностей ситуации, позиции учителя;

  • а также предложения готовых решений («Сделай так …», «Скажи завтра учителю это…»), которые ведут к тому, что ребенок не учится самостоятельности. И конечно, такое наше поведение не способствует установлению лучшего контакта, формированию гармоничной личности ребенка и разрешению проблемы. Скорее, раздражение и обида с обеих сторон возрастают ещё более и могут перерасти в конфликт.

Самая распространенная (и совершенно справедливая!) жалоба детей и подростков на своих родителей: «Они меня не слушают!».

Спешка, неумение и нежелание слушать, понять то, что происходит в сложном детском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми.

Упражнение «Идеальный родитель»

«У хороших родителей вырастают хорошие дети» - как часто мы слышим это утверждение, но часто затрудняемся объяснить, какие они – хорошие родители.

Смысл упражнения заключается в том, что каждому из вас предлагается написать на листке, какие качества вы бы хотели видеть в своем супруге как в родителе.

О семье: -модель «близких, дружеских» отношений, где родители прислушиваются к детям, а дети к мнению родителей;

- модель «дружелюбных» отношений, где дети проявляют уважение к старшим, мнение которых остается решающим приоритетным для подростка;

- модель «поверхностных» отношений, где в отношениях родителей к детям приоритетной является материальная сторона, а не духовное развитие личности ребенка. В результате это рождает потребительское отношение подростка к родителям, а в дальнейшем к жизни ( лозунг таких родителей – чтобы «не хуже, чем у других». Классический пример - Митрофанушка и его матушка госпожа Простакова. Итог – «Да отвяжитесь, матушка, ей богу, как навязались!»)



Методика незавершенных предложений, классный-час-беседа «Как приручить своих драконов»

-формирование таких качеств как толерантность, доверие к людям уважение и умение принимать конструктивные решения через диалоги-общения.

На службе у педагогв новые методы обучения и социализации личности - тренинги, проектная деятельность, использование шоу-технологий (основные механизмы: эмоциональное заражение, соревновательность и импровизация), организация коллективных дел и т.д.

Тренинг - это метод психологической коррекции поведения подростков или родителей.

Важной особенностью тренинга является его диагностическая функция, причем речь идет о диагностике особого рода — о са­модиагностике как активной позиции человека, позволяющей ему изменять, корректировать свою деятельность в процессе общения. Существует огромное количество тренингов:

Социально-психологический тренинг поведения на­правлен на изучение социального поведения через отношение че­ловека к окружающему миру и самому себе. Цели тренинга заклю­чаются в развитии личности, готовности ее к творчеству, правильному восприятию социальных отношений в обществе, раз­витии навыков саморегуляции. Основу тренинга - два уровня человеческого поведения: импульсивное и объективное (разрушение выученного поведения и создание новых ориентиров поведения)

Когнитивный тренинг (мыслетренинг) направлен на приобретение человеком умений рационально изменять ход мыслей, негативно влияющих на восприятие им действительности и приводящих по­этому к возникновению отрицательных эмоций, поведенческих труд­ностей

Тренинг навыков межличностного взаимодействия ориентирует на выработку определенной системы коммуникативных навыков, спо­собствующих интерактивному общению.

Тренинг управления конфликтом позволяет скорректировать по­веденческие навыки в конфликтной ситуации, осознать и принять стратегию сотрудничества при решении инцидента, увидеть, пре­дупредить конфликт, защитить себя от конфликтной личности.

Обращаться за помощью к профессиональному психологу!!!

Организация досуга подростков: сотрудничество с организациями дополнительного образования. На базе лицея организован кружок современного танца преподаватель – мастер спорта международного класса, секция баскетбола, настольного тенниса, карате

Исторически сложившийся менталитет человечества предполагает бенарность восприятия мира: свой - чужой, чёрный - белый, хороший -плохой. На самом деле мир, в котором мы живем, не настолько прост, чтобы делить его на черный и белый, а людей только на хороших и плохих. Мир, окружающий нас, разноцветен и радужен, а человек, как частичка его, таинственен и многогранен.

Делами доказывать, что подростки - не социальная проблема, а важнейший социальный резерв.

К педагогическим мерам предупреждения агрессивного поведения школьников относится создание условий для:

-построения гуманистического взаимодействия субъектов образовательного процесса;

-включения родителей в образовательный процесс;

- организации свободного времени школьников в соответствии с их интересами;

- самоконтроля собственного поведения;

-повышения познавательной и социальной активности учащихся;

-внедрения в практику инновационных идей воспитательной деятельности.



. Воспитательная работа в школе будет успешной, если она базируется на таких принципах как принцип гуманизации (в центре педагогического процесса личность ребенка), принцип совместной деятельности педагога, ученика и родителей, принципы связи школы с жизнью, учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Испытывая трудности с организацией воспитательной работы, современный педагог должен помнить, что воспитание – процесс творческий и созидающий, требующий новейших знаний инновационных методик воспитания и применения их на практике.



В условиях модернизации российского образования классный руководитель, несомненно, является важным звеном целостного воспитательного процесса  и у него необычная миссия: не только руководить и воспитывать, но и направлять, защищать воспитанника, быть его наставником и помощником, выступать в роли посредника между детьми и их родителями.

Поэтому современный классный руководитель нуждается в научно-методической поддержке( курсы, факультативы, семинары-тренинги, практикумы, образовательные модули и т.д.).

Только успешный классный руководитель может воспитать успешную личность. Современный этап развития воспитания и образования характеризуется возрастающей творческой активностью учителя. Мы являемся участниками своеобразного «взрыва» педагогических идей, решений, способствующих развитию позитивной «Я - концепции» ученика.