Выступление по теме «Социально-педагогические проблемы образования»
Социально-педагогической проблемой современной школы является агрессивное поведение учащихся, проявляющееся в отчуждении от образовательной деятельности, дестабилизации межличностных отношений "ученик-учитель", нарушении ученического взаимодействия, нарушении взаимодействия учителя и семьи ребенка, снижении уровня самоконтроля учащихся, проявлении физической и эмоциональной агрессии и др.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов, врачей, психологов, но и для общества в целом. Число детей с агрессивным поведением стремительно растет. Психологи выделяют несколько видов агрессии: физическая агрессия ( физические действия против кого-либо); раздражение ( вспыльчивость, грубость); косвенная агрессия ( направленная - сплетни, злобные шутки; ненаправленная- крики, топанье); негативизм ( оппозиционная манера поведения).
Это вызвано целым рядом неблагоприятных факторов:
-увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в состоянии здоровья детей;
-влиянием СМИ;
-ухудшением социальных условий жизни;
-глубокий психический дискомфорт, вызванный неблагополучием семейных отношений и не сложившимися отношениями со сверстниками.
-кризисом семейного воспитания;
-неорганизованность досуга ребенка (наличие свободного времени в которое к ребенку, его окружению и его занятиям никто не проявляет должного внимания);
Существует непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье. Так, если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации. Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе провоцируют ребенка на капризы и вспышки гнева. Следует заметить, что упал авторитет семьи: неполные семьи, семьи где большим авторитетом пользуется лишь тот, кто хорошо зарабатывает!!!
Основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие:
1. Повышение педагогической культуры родителей – воспитание детей_это самовоспитание родителей!!! Через лектории, беседы, анкетирование, наблюдение, круглые столы и т.д.
2. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям. По мнению
психологов конструктивному поведению родителей в конфликтах с детьми может способствовать
следующее:
¨ всегда помнить об индивидуальности ребенка;
¨ учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;
¨ стараться понять требования ребенка;
¨ помнить, что для перемен нужно время;
¨ противоречия воспринимать как факторы нормального развития;
¨ проявлять постоянство по отношению к ребенку;
¨ чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив;
¨ одобрять разные варианты конструктивного поведения;
¨ совместно искать выход путем перемены в ситуации;
¨ ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и
необходимость;
¨ дать ребенку возможности прочувствовать неизбежность негативных
последствий его проступков;
¨ расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;
¨ использовать положительный пример других детей и родителей;
Коррекционную работу с агрессивными детьми, на мой взгляд, целесообразно проводить по следующим направлениям:
-обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме, т.е. советует выражать гнев прямо, словесно и в вежливой форме. Если ребенок, который делал все втихаря, вдруг открыто заявляет о своих чувствах, это будет индикатором того, что коррекционная работа идет в правильном направлении. Чем больше гнева выплеснется в словах, тем меньше его останется, чтобы проявиться потом через ложь, воровство, грубость и все другие образцы пассивно-агрессивного поведения. Методика «Лестница гнева» - нижние ступеньки демонстрируют негативные способы проявления гнева ( словесные оскорбления, бросание предметов и т.д.) Чем выше ребенок поднимается по ступенькам, тем ярче в его поведении выражены позитивные способы управления гневом. Причем взрослые должны подавать положительный пример и демонстрировать образец правильного поведения. Другой способ выражения гнева – перенос чувств на неопасные предметы ( в арсенале резиновые игрушки, мячики, шарики, спортивный инвентарь, дротики и т.д.). Все эти предметы нужны для того, чтобы ребенок не направлял гнев на людей, а переносил его на неодушевленные предметы, выплескивал его в игровой форме.
-обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
Агрессивным детям будут полезны любые релаксационные упражнения (добрые рифмовки в сочетании с действиями и т.д.) В процессе коррекционной работы можно говорить с ребенком о том, что такое гнев и каковы его разрушительные действия, можно объяснить ребенку, каким злым и некрасивым становится человек в порыве гнева. Поэтому важно работать над собой, управлять и владеть своими отрицательными эмоциями.
-отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.
Одним из приемов работы с агрессивными детьми может стать ролевая игра. Например, в группе (или в кругу) можно разыграть ситуацию часто встречающихся конфликтов.
Ролевая игра «Услышать ребенка».
Предлагается следующая ситуация: «Ребенок приходит злой из школы, забрасывает свой портфель в самый дальний угол комнаты и кричит, что не пойдет в школу!!!
Родителям-актерам тихо даются следующие установки к исполнению ролей:
«ребенок» злится, дерзит, очень эмоционально протестуети т.д.;
«отец» демонстрирует авторитарный стиль поведения (давление на ребенка, крик, угрозы и т.п.);
«мать» принимает роль гиперопекающего родителя (постоянно оправдывает ребенка, ругается из-за него с мужем; обвиняет учителей в несправедливости и т.п.);
«бабушка» демонстрирует непоследовательный стиль поведения .
Зрителям (остальным родителям) дается задание наблюдать за всем происходящим, отслеживать плюсы и минусы в разговоре родителей со своим ребенком, отметить наиболее распространенные ошибки в общении с детьми.
Проигрывание ролевой игры, в ходе которой педагог помогает участникам более ярко продемонстрировать неконструктивность данных тактик поведения.
Обсуждение ситуации начинается с обращения к «актерам»
Как правильно отреагировать? Что сказать ребенку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами? На ум чаще всего приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список наших ошибок:
это приказы, команды, угрозы
морали, нравоучения, ведущие к так называемой «психологической глухоте», когда ребёнок просто перестаёт вас слышать;
критика, выговоры
выспрашивания, расследования, высмеивания, обвинения;
«стирание» проблемы и безоговорочное оправдание ребенка во всем без учета особенностей ситуации, позиции учителя;
а также предложения готовых решений («Сделай так …», «Скажи завтра учителю это…»), которые ведут к тому, что ребенок не учится самостоятельности. И конечно, такое наше поведение не способствует установлению лучшего контакта, формированию гармоничной личности ребенка и разрешению проблемы. Скорее, раздражение и обида с обеих сторон возрастают ещё более и могут перерасти в конфликт.
Самая распространенная (и совершенно справедливая!) жалоба детей и подростков на своих родителей: «Они меня не слушают!».
Спешка, неумение и нежелание слушать, понять то, что происходит в сложном детском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми.
Упражнение «Идеальный родитель»
«У хороших родителей вырастают хорошие дети» - как часто мы слышим это утверждение, но часто затрудняемся объяснить, какие они – хорошие родители.
Смысл упражнения заключается в том, что каждому из вас предлагается написать на листке, какие качества вы бы хотели видеть в своем супруге как в родителе.
О семье: -модель «близких, дружеских» отношений, где родители прислушиваются к детям, а дети к мнению родителей;
- модель «дружелюбных» отношений, где дети проявляют уважение к старшим, мнение которых остается решающим приоритетным для подростка;
- модель «поверхностных» отношений, где в отношениях родителей к детям приоритетной является материальная сторона, а не духовное развитие личности ребенка. В результате это рождает потребительское отношение подростка к родителям, а в дальнейшем к жизни ( лозунг таких родителей – чтобы «не хуже, чем у других». Классический пример - Митрофанушка и его матушка госпожа Простакова. Итог – «Да отвяжитесь, матушка, ей богу, как навязались!»)
Методика незавершенных предложений, классный-час-беседа «Как приручить своих драконов»
-формирование таких качеств как толерантность, доверие к людям уважение и умение принимать конструктивные решения через диалоги-общения.
На службе у педагогв новые методы обучения и социализации личности - тренинги, проектная деятельность, использование шоу-технологий (основные механизмы: эмоциональное заражение, соревновательность и импровизация), организация коллективных дел и т.д.
Тренинг - это метод психологической коррекции поведения подростков или родителей.
Важной особенностью тренинга является его диагностическая функция, причем речь идет о диагностике особого рода — о самодиагностике как активной позиции человека, позволяющей ему изменять, корректировать свою деятельность в процессе общения. Существует огромное количество тренингов:
Социально-психологический тренинг поведения направлен на изучение социального поведения через отношение человека к окружающему миру и самому себе. Цели тренинга заключаются в развитии личности, готовности ее к творчеству, правильному восприятию социальных отношений в обществе, развитии навыков саморегуляции. Основу тренинга - два уровня человеческого поведения: импульсивное и объективное (разрушение выученного поведения и создание новых ориентиров поведения)
Когнитивный тренинг (мыслетренинг) направлен на приобретение человеком умений рационально изменять ход мыслей, негативно влияющих на восприятие им действительности и приводящих поэтому к возникновению отрицательных эмоций, поведенческих трудностей
Тренинг навыков межличностного взаимодействия ориентирует на выработку определенной системы коммуникативных навыков, способствующих интерактивному общению.
Тренинг управления конфликтом позволяет скорректировать поведенческие навыки в конфликтной ситуации, осознать и принять стратегию сотрудничества при решении инцидента, увидеть, предупредить конфликт, защитить себя от конфликтной личности.
Обращаться за помощью к профессиональному психологу!!!
Организация досуга подростков: сотрудничество с организациями дополнительного образования. На базе лицея организован кружок современного танца преподаватель – мастер спорта международного класса, секция баскетбола, настольного тенниса, карате
Исторически сложившийся менталитет человечества предполагает бенарность восприятия мира: свой - чужой, чёрный - белый, хороший -плохой. На самом деле мир, в котором мы живем, не настолько прост, чтобы делить его на черный и белый, а людей только на хороших и плохих. Мир, окружающий нас, разноцветен и радужен, а человек, как частичка его, таинственен и многогранен.
Делами доказывать, что подростки - не социальная проблема, а важнейший социальный резерв.
К педагогическим мерам предупреждения агрессивного поведения школьников относится создание условий для:
-построения гуманистического взаимодействия субъектов образовательного процесса;
-включения родителей в образовательный процесс;
- организации свободного времени школьников в соответствии с их интересами;
- самоконтроля собственного поведения;
-повышения познавательной и социальной активности учащихся;
-внедрения в практику инновационных идей воспитательной деятельности.
. Воспитательная работа в школе будет успешной, если она базируется на таких принципах как принцип гуманизации (в центре педагогического процесса личность ребенка), принцип совместной деятельности педагога, ученика и родителей, принципы связи школы с жизнью, учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Испытывая трудности с организацией воспитательной работы, современный педагог должен помнить, что воспитание – процесс творческий и созидающий, требующий новейших знаний инновационных методик воспитания и применения их на практике.
В условиях модернизации российского образования классный руководитель, несомненно, является важным звеном целостного воспитательного процесса и у него необычная миссия: не только руководить и воспитывать, но и направлять, защищать воспитанника, быть его наставником и помощником, выступать в роли посредника между детьми и их родителями.
Поэтому современный классный руководитель нуждается в научно-методической поддержке( курсы, факультативы, семинары-тренинги, практикумы, образовательные модули и т.д.).
Только успешный классный руководитель может воспитать успешную личность. Современный этап развития воспитания и образования характеризуется возрастающей творческой активностью учителя. Мы являемся участниками своеобразного «взрыва» педагогических идей, решений, способствующих развитию позитивной «Я - концепции» ученика.