Особенности социального окружения школьника и его значение для воспитания личности
В работе учителя физкультуры крайне важно формировать не только навыки здорового образа жизни, любовь к спорту, трудолюбие, но также не завывать и о культуре обобщения в различных ситуациях и социальном окружении. Это связано с тем, что часто спортивная жизнь в школе расширяет и социальное окружения школьников – через участие в соревнованиях, кружках, спортивных мероприятиях различного уровня.
Воспитание личности ребенка в современной школе – одна из приоритетных задач ФГОС. Особенно сильно на ребенка влияет его социальное окружение.
Социальное окружение –это система отношений, идей и ценностей, которые способствуют развитию ребенка и формированию его личности. В данном обществе учащийся формирует нормы и ценности общества, учится ставить личные цели и троить модель поведения, а также определяет критерии оценки своих действий и действий окружающих людей.
К социальному окружению можно отнести семь, школьный коллектив, СМИ, любой иной коллектив.
Семья – основной влияющий на личностные качества и развитие социальный институт. Крайне важно, чтобы родители и все члены семьи осознавали то, насколько сильно их образ жизни, поведение и ценности влияют на ребенка.
Второй по значимости социальный институт – это школьный коллектив. Коллектив – это свободная группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других и, прежде всего классного коллектива он становится в силу определенных условий.
В своем окружении учащийся принимает те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому, или иному коллективу, это его обитания и освоения опыта, накопленного предшествующими поколениями, формирует гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость.
Средства массовой информации (телевидение, радио, пресса, интернет) как компоненты социального окружения играет немаловажную роль в воспитании подрастающего поколения. Но только правильно организованная информация о значимых событиях, процессах, явлениях в обществе воспитывает у подрастающего поколения сознательное, ответственное отношение к жизни, способствует его духовному обогащению, формированию активной жизненной позиции.
В любом социальном окружении важно:
· создавать условия для нормального развития организма;
· необходимо проявлять интерес к личности каждого;
· учить самостоятельности,
· быть примером для подражания;
· учить коммуникации: грамотно решать конфликты, быть толерантным;
· формировать стремление к здоровому образу жизни.
Процесс воспитания
Понятие «социальное окружение» включает в себя следующие аспекты:
- общественный строй,
-система производственных отношений,
-материальные условия жизни,
характер протекания производственных, социальных процессов др.
На формирование личности воздействуют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. Об этом важно помнить при организации учебного, воспитательного процесса, а главное учиться доносить эту информацию до родителей.