Социальное проектирование в практике работы общеобразовательной организации
Смбатян Наталья Николаевна, зам. директора по воспитательной работе МБОУ «СОШ №19» г. Курска, Почетный работник сферы образования РФ,
natali.smbatyan@gmail.com
Аннотация: В статье рассматривается аспект формирования социального проектирования у обучающихся, как современная социальная технология, развития, обучения и воспитания. Особое внимание автор уделяет внедрению интеграции образовательной организации в местное сообщество, развитию добровольчества, демократизации воспитательного процесса в общеобразовательной организации.
Представлена методика поэтапного планирования социального проекта.
Ключевые слова: социальный проект; местное сообщество; инициатива; молодежь; поэтапное планирование социального проекта.
Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 № 1288 (ред. от 24.06.2021) «Об организации проектной деятельности в Правительстве РФ» (вместе с «Положением об организации проектной деятельности в Правительстве РФ») нормативно закрепляет реализацию проектной деятельности, в том числе в системе образования.
Общеизвестно, что метод проектов был разработан американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником Уильмом Килпатриком в начале 20 века с целью ориентирования на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. В отечественной и зарубежной педагогике метод проектов получил широкое распространение и развитие (особенно в 20-х - 30-х годах прошлого столетия) в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в современной деятельности обучающихся. Слово «проект» (от лат. Projectus) и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаз» [2].
В настоящее время метод проектов активно внедряется в общеобразовательные организации Курской области. Социальный проект – это пусть маленький, но просчитанный и продуманный «шаг» вперед в решении конкретных социальных проблем школы и микрорайона.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ № 19» на протяжении более 10 лет активно проектирует и реализует социальные проекты («Гимнастический городок», «Музыкальная группа», «Граффити», «Родина начинается со школьного двора», «Фотоаппарат в руках детей», «Театр», клуб русско-армянской дружбы «Аревик», «Возродим былое» и др.). Реализация названных проектов позволила достичь следующие результаты: построена спортивная площадка; разукрашено более десяти кв. метров стены, окружающей школу; обустроена площадка для отдыха; разбиты клумбы на территории школы; создан музыкальный коллектив; ежегодно более 100 молодых людей получают опыт работы по технологиям социального проектирования; ежегодно более 350 членов местного сообщества вовлекаются в разработку и реализацию проектов; заключение договоров с городской службой занятости населения помогает ежегодно трудоустроить более 100 старшеклассников на время реализации проектов.
Таким образом, от реализации проектов выигрывают все: общеобразовательная организация, обучающиеся, местное сообщество, муниципалитет.
Реализация социальных проектов позволила скорректировать цель программы развития школы:
создание в микрорайоне единого образовательного и воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка;
формирование здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса и жителей микрорайона;
-совершенствование досуговой деятельности по месту жительства через интеграцию общего и дополнительного образования, здравоохранения, культуры и спорта, правоохранительных органов, общественных организаций, т.е. интеграция образовательной организации в местное сообщество: открытость населению, взаимодействие с социальными партнерами и внешней средой.
Для достижения этой цели необходимо развитие общеобразовательной организации как гражданского центра микрорайона, центра социального партнерства учителей, обучающихся, их родителей (законных представителей), местных жителей, властей и организаций, коммерческих и некоммерческих. Это позволит создать оптимальные условия для регулярного участия молодежи в решении социальных проблем.
Этот подход поможет молодым людям развивать уверенность в себе и своих силах, разрабатывать и реализовывать инициативы, которые им интересны и нужны, дает возможность молодежи помогать обществу, а обществу – поддерживать молодежь.
Из школы во взрослую жизнь выходит 17-18 летний человек со сформированными в школьном обществе компетенциями. Что должен знать, уметь, помнить, чувствовать выпускник школы, чтобы мы, взрослые, были уверены, что какие бы трудности ни встретились на его жизненном пути, он сможет достойно выйти из любой ситуации?
Опыт работы показал, что чем раньше молодой человек или девушка вовлекаются в общественно-полезную активность, тем более успешными они становятся в жизни, не говоря о том, что такие дети редко попадают в группу риска. Применение таких подходов позволяет сформировать активные гражданские, личные, социальные и профессиональные навыки у молодых людей, развить такие личностные компетенции, которые позволяют им вносить существенный вклад в развитие общества и препятствует возникновению у них деструктивного поведения. Благодаря участию в социальных проектах значительно повышается уровень вовлеченности молодых людей в жизнь общества, их роль в решении социальных вопросов стала более значимой.
Обучающиеся школы высоко оценивают значимость социальных проектов. Например, Попов Николай, ученик 11 класса МБОУ «СОШ №19», участник социального проектирования считает, что социальный проект «Музыкальная группа» позволил старшеклассникам через проведение ток-шоу выговориться, узнать больше о таких глобальных проблемах, как СПИД, наркомания, от компетентных специалистов в данной отрасли, приглашенных на мероприятие.
Сазонов Семен, ученик 10 класса МБОУ «СОШ№19» высказал следующее мнение: «Работа в проекте для меня – определенный шаг в жизни, помимо опыта – рост, сам могу привлекать молодежь в проектную деятельность. Благодаря участию в проекте, я стал более ответственно относиться ко всему, что делаю. Проект учит искать выход из необычной ситуации, мыслить нестандартно».
Опыт проектирования и реализации социальных проектов был высоко оценен на межрегиональной конференции «Программы поддержки молодежных инициатив» в г. Москве. Новаков Владислав, выпускник МБОУ «СОШ №19» поделился яркими впечатлениями от участия в названной конференции: «Представляя опыт оформления спортивной площадки в своей школе, используя новое направление в искусстве «Граффити», выступили с программой нашей музыкальной группы, исполнили даже три произведения на «бис», но самое важное, остались яркие впечатления от обмена опытом с ребятами из Сибири, Краснодарского края, Республики Карелии, от яркой полезной дискуссии «Будущее зависит от меня».
Участие в разработке социальных проектов направлено также и на повышение профессиональной компетентности учителей школы. Педагоги не только приобретают опыт проектной деятельности, но и по-новому выстраивают работу с обучающимися на основе продуктивного сотрудничества.
Первоначально, необходимо познакомить обучающихся с основами социального проектирования. Это поможет школьникам изложить свои идеи в виде четкой последовательности действий (шагов), свидетельствующих о возможности практической реализации проектного предложения в данных конкретных условиях. В дальнейшем, научить обучающихся представлять модель проекта: или в виде словесного описания (вербальная модель), или графического изображения (чертежей, схем), или изложения расчетов (числовых показателей, цифр, формул и т.д.), или комбинированный вариант с использованием первых трех моделей.
Анализ научной литературы [1; 2; 3; 4; 5; 6] позволил МБОУ «СОШ №19» в практической деятельности использовать методику поэтапного планирования социального проекта «Шаг за шагом», которая представлена последовательным выполнением следующих шагов.
Шаг № 1. Изучение общественного мнения. В таблице 1 представлены задачи, ожидаемые результаты и примеры изучения общественного мнения.
Таблица 1 – Основные задачи, ожидаемые результаты и примеры изучения общественного мнения
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты | Примеры |
1 | Изучить социальную ситуацию в местном сообществе | Объективное представление о социальной ситуации в местном сообще- стве | Инициативной группой был проведен опрос учащихся, учителей и родителей, населения микрорайона (500 чел.) о необходимости возведения жизненно-важного объекта для детей местного сообщества. Результаты опроса показали 50% считают, что данная проблема является актуальной, так как в микрорайоне нет детских площадок. на школьном дворе в данных момент отсутствует гимнастический городок, для спортивных занятий, для досуга детей групп продленного дня и детей проживающих в микрорайоне: 30% считают, что в микрорайоне школы нет детских создав, центров досуга для детей младшего возраста и надо изготовить ширму и де- |
2 | Составить подробный отчет о проведенном исследовании | Систематизированные материалы отчета |
3 | Сформулировать выводы на осно- | Конкретные и ясные |
| ве изучения полученного материала | выводы о путях изменения ситуации в данном местном сообществе | корации, чтобы устраивать представления театрального коллектива школы «Непоседы»: 15% говорят о необходимости ремонта в комнате детской организации «Город мастеров»: 10% констатируют о необходимости помощи ветеранам ВОВ в благоустройстве из быта: 5% не задумываются над данной проблемой. |
Шаг №2. Формулировка актуальной социальной проблемы. В таблице 2 представлены задачи, ожидаемые результаты и некоторые примеры социальной проблемы.
Таблица 2 – Основные задачи, ожидаемые результаты и примеры актуальной социальной проблемы
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты | Примеры |
1 | Сформулировать социальную проблему (или проблемы) в решении которой может принять участие молодежный клуб, региональное отделение детской организации. | Четкая формулировка проблемы (или нескольких проблем). | На территории нашей школы имелась спортивная площадка, но после строительства городскими электросетями подстанции площадка была разрушена: уничтожен рукоход, баскетбольные щиты. Инициативной группой был проведен опрос учащихся, учителей и родителей, населения микрорайона (500 чел.) о необходимости возведения жизненно-важного объекта для детей местного сообщества. Результаты опроса показали: 50% считают, что данная проблема является актуальной, так как в микрорайоне нет детских площадок, на школьном дворе в данный момент отсутствует гимнастический городок для спортивных занятий, для досуга детей групп продленного дня и детей проживающих в микрорайоне. |
2 | Определить причины существования данной социальной проблемы. | Перечень причин появления проблемы. |
Шаг №3. Определение целей и задач проекта. В таблице 3 примеры цели и задачи одного из социальных проектов школы
Таблица 3 – Примеры определения цели и задач социального проекта
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты | Примеры |
1 | Определить «аудиторию» проекта (социальная группу, которая является носителем данной социальной проблемы и на которую будет направлен | Список лиц и организаций, носителей проблемы, с которыми будет проходить основное взаимодейтсвие в рамках реализации | Координатор; заместитель директора по ВР Руководитель проекта: обучающиеся 10-11 класса Испольнители проекта: инициативная группа обучающихся, волонтеров, членов местного сообщества. |
| социальный проект) | проекта | |
2 | Софрмулировать основную цель социального проекта. | Четкая формулировка цели проекта | Цель: через создание спортивного гимнастического городка, благоустроить пришлокльную территорию, обеспечить условия оздоровления детей посещающих ГПД и досуговую деятельность детей микрорайона, совершенствование спортивных навыков и физического развития обучающихся. |
3 | В соответствии с определенной целью сформилировать конкретные задачи, раскрывающие содержание работы по решению социальной проблемы. | Перечень конкретных задач, решение которых приведет к достижению поставленной цели. | Задачи: Провести информационную кампанию с жителями микрорайона, обучающимися, родителями, учителями. Провести обучение участников данного проекта. Научить самостоятельно проектировать спортивные гимнастическое городки. Наладить систему партнерских взаимоотношений с поставщиками товаров и услуг. Построить спортивный гимнастический городок включающий наклонную и вертикальную листницы, канаты и шесты для лазания, кольца и перекладины. |
Шаг №4. Составление плана работы. Основные задачи составленяи плана: определить перечень основных мероприятий по осуществлению цели и задач проекта; установить время проведения как подготовительных, так и основных мероприятий проекта; определить ответственных за каждый пункт плана. Ожидаемые результаты представлены письменно оформеленным документом – планом работы, точным графиком выполнения плана, а также списком ответственных за реализацию каждого пункта плана. В таблице 4 представлен фрагмент плана работы по социальному проекту «Гимнастический городок».
Таблица 4 – Примерный план работы по проекту «Гимнастический городок»
№ | Основные этапы | Сроки | Место и адрес реализаци и | Ответственные исполнители |
1 | Сбор актива детской организации | феврал ь | Школа № 19 | Автор проекта. |
2 | Информационная кампания: изготовление листовок, газеты, привлеение СМИ. | феврел ь-март | территория микрорайо на школы | Инициативная группа, волонтеры. |
3 | Проведение мастер класса по разработке макетов проектов. | март | школа № 19, ул. Павлуновс | Привлечение специалистов. |
4 | Презентация лучшего проекта | апрель | Автор проекта, инициативная |
| на общешкольном собрании. | | кого, 99 | группа. |
5 | Изготовление каркаса гимнастического городка. | апрель -май | территория микрорайо на школы | Волонтеры, специалисты. |
6 | Бетонирование и дополнительное укрепление. | май | Волонтеры, специалисты. |
7 | Закрепление гимнастических колец и канатов для лазания. | май | Волонтеры, специалисты. |
8 | Покраска спортивного городка. | майиюнь | Бригада старшеклассников по благоустройству школы. |
9 | Подвидение итогов, торжественное открытие на общешкольной линейке. | июнь | Аминистрация, школы, автор проекта, инициатиативная группа, члены местного сообщества. |
Шаг №5. Определение обязанностей и их распределение в группе.
Шаг №6. Определение ресурсов и источников их получения. Основные задачи при определении ресурсов проекта включают составление списка необходимых ресурсов (материальных, финансовых и людских), определение объема необходимых ресурсов, а также составление списка источников получения ресурсов. Ожидаемые результаты включают подготовленный список необходимых ресурсов, перечень ресурсов с указанием объема, а также список источников получения каждого вида ресураса.
Шаг №7. Составление бюджета. Основные задачи составления бюджета: определить источники поступления денежных средств (доходов); составить список предстоящих расходов; определить разницу между доходами и расходами. Ожидаемые результаты представлены конкретным переченем источников доходов с указанием сумм по каждому из них, перечнем предполагаемых расходов с указанием из величины, а также рассчетом величины дефицита (недостатка денежных средств) или профицита (превышение доходов над расходами).
Шаг №8. Поиск делового партнера. Основные задачи данного шага являются: определение списка организаций и лиц, способных помочь в реализации проекта; сбор информации о предполагаемых деловых партнерах; установление адресов, телефонов, предполагаемой даты переговоров. Ожидаемые результаты представлены списком организаций и лиц, информацией о деловых партнерах Шаг №9. Получение необходимых ресурсов и корретировка бюджета.
Последующие шаги (их может быть несколько) представлены непосредственной реализацией проекта.
Заключительный шаг – это анализ результатов работы по проекту, бехгалтерские документы, презентационная папка, освещение в СМИ.
Социальные проекты могут иметь некоторые риски, «подводные камни». Среди них, провозглашение идеи без дальнейших усилий по ее реализации; отсутствие реальных источников материально-технического обеспечения и финансирования проекта; переоценка своих сил и возможностей организации; отсутствие информации о реализованных социальных проектах. Названные риски следует учтывать при осуществлении соцального проектирования.
Таким образом, социальные проекты позволяют решить пусть небольшие, но конкретные проблемы муниципалитета, видеть и анализировать результаты работы, систематизировать работы по изучению проблем, привлечению добровольцев, поиску и привлечению партнеров.
61