СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Социальные проблемы труда"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать представление  об основных признаках деятельности: предмете, цели, орудию и условию труда; выработать умения

Просмотр содержимого документа
«"Социальные проблемы труда"»

Конспект

Дата проведения:________

Тема: Социальные проблемы труда

Цели:

- Формировать представление об основных признаках деятельности: предмете, цели, орудию и условию труда; выработать умения классифицировать профессии по вышеназванным признакам.

- Познакомить с классификацией профессий по характеру труда, в соответствии с отраслями экономики, по отношению к материальному производству, по уровню квалификации;

- Воспитывать понимание научных основ человеческого труда, а не моды которая становится основой выбора профессии.

Ход занятия:

  1. Вводная часть.

- Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона.

Что такое труд и каково его значение для человека?

Что такое разделение труда и почему оно произошло?

Происходит ли в наше время разделение труда? Приведите примеры.

Чем отличаются понятия «профессия» и «специальность», «должность» и «квалификация»? Можно ли сказать: «Работаю в должности медицинской сестры»?

Что изменилось в профессиональной деятельности человека за последние 100 лет?

Стоит ли готовиться к выбору профессии?

какой темперамент присущ каждому из вас?(рассказ о себе)
Разделение труда есть обособление видов деятельности.

Уровень развития производительных сил общества обнаруживается в развитии разделения труда. В той или иной форме разделение труда существует на всех уровнях: от мирового хозяйства до отдельного вида деятельности. Совершенствование разделения труда ведет к росту эффективности общественного труда. Разделение труда на предприятии как элемент организации труда представляет собой обособление видов деятельности работников, установление функций, обязанностей, сферы действий каждого из них, а также для их групп, образующих различные подразделения. Происходящее в результате разделения труда обособление видов работ создает предпосылки для формирования содержания, методов, условий труда и рационального использования кадров.

Оно служит основой для улучшения планировки и обслуживания рабочих мест, овладения рабочими навыками по выполнению закрепленных за ними операций, углубления знаний, сокращения затрат времени на вспомогательную работу и обслуживание производственных процессов Разделение труда на предприятии неразрывно связано с его кооперацией.

Кооперация труда является следствием его разделения и обязательным условием организации труда на любом уровне: от предприятий-смежников до цехов внутри каждого предприятия. Чем детальнее и глубже разделение труда, тем сложнее его кооперация.

Под кооперацией труда понимают систему производственных взаимосвязей между отдельными исполнителями и их группами, занятыми выполнением частичных, но взаимосвязанных между собой процессов труда.

Кооперация труда позволяет поддерживать согласованность в работе индивидуальных и коллективных исполнителей, обеспечивать непрерывность производственного процесса, ритмичность выпуска продукции, сокращать производственный цикл, лучше использовать кадры на производстве.

Общее разделение труда является разделением в масштабах всего общества на такие крупные сферы, как производственная и непроизводственная, промышленная, с/х, строительная и т.д.

Частное разделение труда есть углубление процесса обособления труда внутри каждой сферы и отрасли на отдельные специализированные подотрасли и предприятия, организации.

Единичное разделение труда означает обособление различных видов работ внутри предприятия.

Единичное разделение труда возможно:

1) в рамках его структурных подразделений (цех, участок, бригада, отдел);

2) между профессиональными группами работников, внутри групп – между работниками различной квалификации;

3) пооперационное разделение трудового процесса, которое может углубляться до отдельных трудовых приемов.

Функциональное разделение труда отражает обособление отдельных групп работников в зависимости от выполняемых ими производственных функций.

Выделяются следующие группы: служащие; рабочие; младший обслуживающий персонал; ученики; охрана. Профессионально-квалификационное разделение труда состоит в делении работников по профессиям и специальностям и представляет собой распределение работ в зависимости от их сложности между работниками разных квалификационных групп.

Профессия – род деятельности (занятий) человека, владеющего определенными теоретическими знаниями и практическими навыками, полученными в результате профессиональной подготовки.

Специальность – специализация работника в рамках профессии

Уровень квалификации рабочих устанавливается на основе присвоения им квалификационных разрядов.

Уровень квалификации руководителей и специалистов определяется занимаемыми ими должностями. Для специалистов устанавливаются категории.

Основные формы кооперации труда на предприятии

Формы кооперации труда определяются его разделением.

Основными формами кооперации труда на предприятии по территориальному признаку являются:

межзаводская; межцеховая (внутризаводская); внутрицеховая (или межучастковая);

внутриучастковая (или межбригадная) индивидуальная (между отдельными исполнителями).

По видовому признаку выделяют следующие формы кооперации:

функциональную; технологическую; профессионально-квалификационную.

Важными направлениями в развитии разделений и кооперации труда являются:

использование коллективных форм организации труда,

совмещение профессий (функций) и должностей, расширение зон обслуживания,

много­станочное (многоагрегатное) обслуживание.

Игра «Цепочка профессий».Один ученик называет любую профессию, другой – профессию или специальность, чем-то похожую на первую, третий называет близкую второй и т.д. Цель игры – найти общее и различное в профессиях. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство и различие названых профессий

Классификация – это осмысленный порядок вещей, явлений, их разделение по каким – то важным признакам. Вы уже встречались с разными видами классификации при изучении биологии, зоологии. Так и в мире профессий умелое использование классификаций поможет вам выбрать из множества профессий те, с которыми вы хотели бы познакомиться поближе, а также разобраться в современном производстве.

Виды классификации профессий: По первой букве их названия. (но это неудобная классификация, т.к. название профессии чаще всего неизвестно выбирающему)

По характеру труда (преимущественно физического или преимущественно умственного) Однако в настоящее время происходит постепенное стирание различий между ними в связи с автоматизацией и механизацией производства, широким внедрением компьютерной техники, но тем не менее такая классификация актуальна и сегодня.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!