СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Социальные статусы и роли". Обществознание. 8класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Социальные статусы и роли". Обществознание. 8класс»

















Урок обществознания в 8 классе

«Социальные статусы и роли»











Цель: познакомить учащихся с понятиями «социальный статус» и «социальная роль», определить какие факторы влияют на социальный статус личности и социальную роль.

Планируемые результаты:

Предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий социальная роль, гендерные различия, гендерные установки, раскрывать сущность социального статуса и социальных ролей; выделять позиции, определяющие статус личности; различать предписанные и достигаемые статусы; описывать ролевой репертуар личности; объяснять причины ролевых различий по гендерному признаку; описывать основные социальные роли старших подростков; Метапредметные УУД :

1) коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;

2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

3)познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения;

4) личностные УУД: формирование и развитие познавательного интереса к обществоведческим проблемам; выражение собственного мнения к проблемам взаимоотношения поколений; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.









«Социальные статусы и роли»

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Добрый день, ребята, давайте поприветствуем нашу гостью на сегодняшнем уроке, Ирину Васильевну, а также друг друга. Сегодня у нас урок обществознания, мы постараемся узнать много нового. Улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки мне, ведь улыбка всегда располагает к общению и плодотворной работе. Спасибо.

Какую сферу общества мы начали изучать на предыдущем уроке?

Сколько всего сфер общества? Какие это сферы?.

Назовите тему предыдущего урока вашим домашним заданием был пар. 13.

Что такое социальная структура общества? (Взаимосвязь основных элементов этой группы(классов, соц. слоев, профессиональных групп, межэтнических групп)) Или Совокупность устойчивых связей между людьми, занимающими определенные статусы, между социальными группами.

Что такое страта? (слой), стратификация (расслоение общества)

Какую графическую модель используют для современных экономически развитых стран? Ромб (существенную долю занимает средний слой общества более 60%).

О чем свидетельствует неравномерное расположение социальных групп в обществе? О социальном неравенстве.

Как объясняют это социологи? (Неодинаковый доступ к основным (экономическим ресурсам)

Что относят к основным критериям разделения общества на страты? (доход, власть, образование, престиж)

Что такое социальная мобильность? (перемещение людей или групп в рамках социальной системы (страты)).

Назовите виды социальной мобильности (Вертикальная , горизонтальная(в пределах страты))

Что означает слово конфликт? (столкновение интересов)

Виды конфликтов? (Локальные- отдельные стороны жизни (работник работодатель), масштабные- несколько сфер жизни (социальные революции), глобальные- государства (война))

II. Мотивационный этап. Постановка целей урока.

Учитель предлагает представить различные ситуации.

Ситуация №1. Врач на приёме. К нему пришла бабушка, жалуется на различные недомогания (боли в спине, ломота в суставах, давление высокое). Врач её полностью игнорирует, слушает музыку в наушниках, пританцовывает.

Ситуация №2. Сын пришёл домой из школы, а мама, вместо того, чтобы сварить еду, прибрать в квартире, целый день играет в компьютерную игру (стрелялки какие-нибудь). На просьбы сына покормить его, отмахивается, предлагает самому что-нибудь приготовить.

Ситуация № 3.Девушка подбегает к полицейскому в слезах, просит его задержать грабителей, которые отобрали у неё сумочку. Полицейский отвечает, что он их сам боится, и вообще пусть попросит кого-нибудь из прохожих.

Обсуждение:

- Что Вам показалось странным в этих ситуациях? (люди вели себя не так как положено);

- Очень часто мы слышим в обществе следующие выражения: «Твой статус не позволяет тебе себя так вести» или «Ты выбрал не ту роль».

Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

Ответы ребят……… «Социальные статусы и роли»

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС «Кто и что нас может ограничивать в нашей деятельности?»

- Запишите тему урока «Социальные статусы и роли»

III. Усвоение новых знаний.

— Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «социальный статус»? (Ученики называют ассоциации)

Социальный статус

Общество Человек Место Престиж Авторитет Деньги Машина

Еще один пример статусной ситуации. Давайте разберем положение, позиции, которые занимает один из вас на сегодняшний день в обществе на примере Летунова Ивана. Кем ты являешься по отношению к своим родителям, сестре, бабушке, России, школе, нашему хутору Лихому, к ребятам своего класса?

Хорошо. Продолжите фразу: являясь гражданином России Иван обладает …….

Являясь учеником школы Иван обладает. Скажите, а мои права и обязанности отличаются от Ваниных? Что нас отличает?

- Попробуйте дать определение понятию социальный статус.


Социальный статус – социальное положение человека в обществе с вытекающими из него правами и обязанностями, в соответствии с возрастом, полом, профессией, образованием и т.д.(запись в тетрадях)


- Как вы понимаете выражение положение человека в обществе?

- Отчего оно зависит? (доход, власть, образование, престиж)

Краткий рассказ о социальной структуре общества (если учащиеся затрудняются ответить)

Вы уже знаете, что такое социальная структура общества- это взаимосвязь основных элементов к которым относят классы, социальные слои, нации и т.д. и что все общество поделено на страты-слои.

Что является основными критериями разделения общества? доход, власть, образование, престиж)


Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Найди место». Детям предлагается разделить различные социальные статусы на две группы: брат, хирург, сын, итальянец, режиссер, президент компании, бродяга, мальчик. (Дети записывают на доске)

Обсуждение: почему так разделили статусы?

Должны выйти на понятия предписанный статус и достигаемый.

Предписанный (приписанный) статус: брат, сын, итальянец, мальчик

Достигаемый статус: хирург, режиссёр, президент компании, бродяга.

- Назовите свой социальный статус.

- Почему называем не один? (потому что каждый человек обладает статусным набором)

Например: гражданин Н. может являться преподавателем, человеком средних лет, кандидатом наук, членом профсоюза, членом партии, православным, избирателем, мужем, отцом, сыном и т.д.

Опрос – Что такое социальный статус? (проверка усвоения понятия)


Большую роль в формировании социального статуса играют понятия:

1) престиж (влияние, уважение) (кого из людей здесь присутствующих вы считаете влиятельным человеком, заслуживающим уважения?)— оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми;

2) авторитет - степень признания группой людей или обществом личных и деловых качеств определенного человека.

— Социальный статус человека дает ему определенные права, накладывает обязанности и предполагает соответствующее поведение.


Работа в парах. Задание «Престижно или авторитетно?» (обсудите со свои соседом по парте что престижно, а что авторитетно и заполните таблицу.

а) быть студентом известного столичного ВУЗа?

б) добиться крупного успеха в предпринимательской деятельности?

в) стать лидером футбольной команды?

г) быть в числе постоянных клиентов популярного ресторана?

д) быть человеком способным дать дельный совет в определённой области знаний?

е) ежегодно отдыхать на всемирно известном курорте?

ж) иметь влияние на принятие важных политических решений?


престижно

авторитетно

А г е

Б в д ж


Что может быть престижно и кто может быть авторитетным?

Вывод. Престижным может быть место, а авторитетным – человек.

Общество придумало внешние знаки отличия, позволяющие распознать обладателей различных статусов. Например, воинские звания и знаки отличия на погонах в армии. А как обстоит дело со статусными символами гражданского населения?

Известны ли вам знаменитые строки Шекспира? Подумайте о чем пойдет речь дальше?

Весь мир — театр.

В нем женщины, мужчины — все актеры.

У них есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет роль.

- О чем эти строки?

Действительно, каждый человек играет несколько социальных ролей. Общество выдвигает определенные требования к личности, имеющей тот или иной статус, и ожидает от нее соответствующего поведения.

Какие у вас есть роли? (обсуждение) на примере Вани.

Социальная роль - модель поведения, ожидаемая обществом от человека в соответствии с его социальным статусом.

(запись в тетрадях)

IV. Первичное закрепление материала.

- В начале урока мы выясняли какие статусы занимает Ваня? А что произойдёт, если ученик Иван нарушит правила поведения в школе, т.е. его социальный статус и социальная роль не совпадут? ( к нему будут приняты соответствующие меры или могут последовать санкции- меры поощрения или наказания)

- Познакомьтесь с ситуацией и ответьте на вопросы.

Рабочий материал

В морозное утро на автобусной остановке стояли двое. Несмотря на то, что на улице было очень холодно, оба ждущих были без шапок. Когда сидящая на остановке женщина спросила у них, почему они без головного убора, один ответил: «Мне совершенно не холодно», а другой «Я испорчу прическу».

Вопросы классу:

- Скажите, кто из них - девочка, а кто - мальчик?

- Как вы определили пол наших героев?

В каких профессиях вы не представляете женщин, в каких мужчин?

Вывод существует разделение общества по половой принадлежности, которые определяются обществом. Это различие называется гендерным. (гендер в переводе означает социальный пол)

А сейчас вспомним наш проблемный вопрос «Кто и что нас может ограничивать в нашей деятельности?». Вы можете дать ответ? Предполагаемые ответы учеников: Ограничивать нас могут наш статус, мнение общества и роли, которые мы должны выполнять соответственно нашему статусу, и если перепутаем роли, то столкнемся с осуждением окружающих.





V. Рефлексия

Сегодня придя домой вас, встретят родители. Какой вопрос вы от них слышите каждый день? Как ответите на него вы сегодня? Как вы думаете, что из материала урока вам пригодится в будущем?


Оценивание за урок: Давайте обсудим, кто у нас на уроке достоин похвалы? Почему?


VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Пар. 14, ответить на вопросы в конце параграфа.


Выполнение творческих заданий

Задание 1

Подумайте, какие роли в обществе вы выполняете?

Задание 2

Проанализируйте свой собственный статусный набор. Выделите предписанные и достигаемые статусы. Какой из своих статусов вы считаете главным?




















Приложение


Работа в парах. Задание «Престижно или авторитетно?» (обсудите со свои соседом по парте что престижно, а что авторитетно и заполните таблицу.

а) быть студентом известного столичного ВУЗа?

б) добиться крупного успеха в предпринимательской деятельности?

в) стать лидером футбольной команды?

г) быть в числе постоянных клиентов популярного ресторана?

д) быть человеком способным дать дельный совет в определённой области знаний?

е) ежегодно отдыхать на всемирно известном курорте?

ж) иметь влияние на принятие важных политических решений?


Престижно

авторитетно










Работа в парах. Задание «Престижно или авторитетно?» (обсудите со свои соседом по парте что престижно, а что авторитетно и заполните таблицу.

а) быть студентом известного столичного ВУЗа?

б) добиться крупного успеха в предпринимательской деятельности?

в) стать лидером футбольной команды?

г) быть в числе постоянных клиентов популярного ресторана?

д) быть человеком способным дать дельный совет в определённой области знаний?

е) ежегодно отдыхать на всемирно известном курорте?

ж) иметь влияние на принятие важных политических решений?


Престижно

авторитетно












Рабочий материал

В морозное утро на автобусной остановке стояли двое. Несмотря на то, что на улице было очень холодно, оба ждущих были без шапок. Когда сидящая на остановке женщина спросила у них, почему они без головного убора, один ответил: «Мне совершенно не холодно», а другой «Я испорчу прическу».

Вопросы классу:

- Скажите, кто из них - девочка, а кто - мальчик?

- Как вы определили пол наших героев?


Рабочий материал

В морозное утро на автобусной остановке стояли двое. Несмотря на то, что на улице было очень холодно, оба ждущих были без шапок. Когда сидящая на остановке женщина спросила у них, почему они без головного убора, один ответил: «Мне совершенно не холодно», а другой «Я испорчу прическу».

Вопросы классу:

- Скажите, кто из них - девочка, а кто - мальчик?

- Как вы определили пол наших героев?


Рабочий материал

В морозное утро на автобусной остановке стояли двое. Несмотря на то, что на улице было очень холодно, оба ждущих были без шапок. Когда сидящая на остановке женщина спросила у них, почему они без головного убора, один ответил: «Мне совершенно не холодно», а другой «Я испорчу прическу».

Вопросы классу:

- Скажите, кто из них - девочка, а кто - мальчик?

- Как вы определили пол наших героев?


Рабочий материал

В морозное утро на автобусной остановке стояли двое. Несмотря на то, что на улице было очень холодно, оба ждущих были без шапок. Когда сидящая на остановке женщина спросила у них, почему они без головного убора, один ответил: «Мне совершенно не холодно», а другой «Я испорчу прическу».

Вопросы классу:

- Скажите, кто из них - девочка, а кто - мальчик?

- Как вы определили пол наших героев?


Рабочий материал

В морозное утро на автобусной остановке стояли двое. Несмотря на то, что на улице было очень холодно, оба ждущих были без шапок. Когда сидящая на остановке женщина спросила у них, почему они без головного убора, один ответил: «Мне совершенно не холодно», а другой «Я испорчу прическу».

Вопросы классу:

- Скажите, кто из них - девочка, а кто - мальчик?

- Как вы определили пол наших героев?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!