СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальный экологический проект.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологический проект может использоваться в разных образовательных предметах. Вызывает огромный интерес у детей. Требует комплесных знаний учебного материала. 

Просмотр содержимого документа
«Социальный экологический проект.»

Нижегородская область

Тонкинский муниципальный район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Пахутинская основная школа»













ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Чистый пруд»





Возраст участников: 14-15лет

Срок реализации:

август – октябрь 2017 г.





Авторы:

Малоземова Ксения – 9 класс

Вилкова Анастасия – 9 класс

Федотова Ирина – 9 класс



Руководитель:

учитель экологии и географии

Прадедов Н.В.







с.Пахутино

2017 г.







Содержание

1. Введение………………………………………………………………………………...3

2. Тема проекта………………………………………………………………………….…4

3. Учебные предметы………………………………………………………………….…..4

4. Тип проекта……………………………………………………………………………...4

5. Цель и задачи…………………………………………………………………………....4

6 Методы теоретического и экспериментального исследования………………..…….4

7. План исследования……………………………………………………………………..4

8. Теоретическая часть проекта…………………………………..………………………5

9. Экспериментальная часть проекта………………………………….…………………7

10.Вывод……………………………………………………………………………….…10

11.Используемая литература…………………………………………………………….15







































Введение



Ясным утром на тихом пруде

Редко ласточки реют кругом,

Опускаются к самой воде,

Чуть касаются влаги крылом.

На лету звонко поют,

А вокруг зеленеют луга,

И стоит, словно зеркало, пруд,

Отражая свои берега.

И, как в зеркале, меж тростников,

С берегов опрокинулся лес,

И уходит узор облаков

В глубину отраженных небес.

Облака там нежней и белей,

Глубина – бесконечна, светла….

И доносится мерно с полей

Над водой тихий звон из села.

(1881) (И.А.Бунин)



Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. Поэтому основной нашей задачей является охрана той местности, которая к нам ближе всего. Наш пруд, является местом отдыха не только местных жителей, но приезжих отдыхающих. Это одно из любимых мест для рыбаков. Популярность пруда обусловлена его удобным месторасположением. Он находится близко к автомобильной дороге. Очень жаль, что когда люди приходят на пруд, они не забирают с собой все вещи, которые приносят с собой из дома. Некоторые жители, прилегающих к пруду улиц, выбрасывают бытовой мусор, а также в овраг, примыкающий к водоему, выведена канализация. В результате чего на берегу скапливается большое количество мусора. Это и пустые бутылки, и полиэтиленовые пакеты, и одноразовая посуда, и многое другое. Постепенно береговая часть превращается в свалку. Проблему эту можно частично разрешить, повышая экологическую грамотность населения, привлекая внимание к этому вопросу и объясняя последствия воздействия такого рода на простом и доступном материале. Решением этой проблемы мы и решили заняться.











Паспорт проекта

  1. Тема проекта:

Охрана и восстановление водных ресурсов.



  1. Учебные предметы, в рамках которых выполняется проект:

Экология, биология, география, химия, технология



  1. Возраст учащихся:

14-15 лет



  1. Тип проекта.

Социально-экологический, межпредметный, групповой, исследовательский.



  1. Цель работы:

Улучшение экологического состояния водоема.

6. Задачи:

-Формировать экологическую культуру обучающихся, через активизацию социально - значимой деятельности по очистке берегов Пахутинского пруда.

-Развивать коммуникативные умения и навыки,умение постановки и самостоятельного решения проблем.



7.Методы теоретического исследования.

- Изучение необходимой литературы. Сбор информации.

8.Экспериментальные методы.

-Ознакомление с методами изучения водоема. Изучение свойств вод водоема.

9.План исследования.

1.Знакомство с историей села

2.Определение объемов работ по берегам водоема.

3.Изучение свойств вод водоема.

4.Проведение природоохранных работ:

  • проведение экологических уроков по сбору мусора по берегам водоема.

  • природоохранная пропаганда среди обучающихся.

5.Ведениепропагандистской работы среди местных жителей с целью привлечения к экологическому оздоравливанию территории села.

6.Размещение и установка экологических знаков.

7. Озеленение береговой линии пруда.

8.Посещение краеведческого музея.

9.Подведение итогов реализации проекта.

10.Оформление материалов о проделанной работе.









Теоретическая часть проекта.

Исследование водоёма проводилось методом рекогносцировочного обследования водоёма.

Рекогносцировка – это предварительное обследование, основанное только на визуальном наблюдении. Результаты наблюдения записываются на месте в полевой дневник.

Методика проведения описаний, заполнения бланка проводилась в полевых условиях. Было осуществлено визуальное изучение водоема, описание растительности и животного мира, фотосъёмка.

Методы гидрологических исследований: проведение измерений и описание водоёмов (сост. А.С.Боголюбов) – М: Экосистема, 1996 год.

Органические свойства: температура воды водоёма, цветность воды, интенсивность запаха водоёма определялись по общепринятым методам. Буйволов Ю.А., физико-химические методы изучения качества природных вод. – М.: Экосистема, 1997-17с.

Степень эвтрофированности водоёма определялась согласно классификации типа водоёма. Воробьёв Т.А., исследуем малые реки. – Вологда: ВГТУ – издательство Русь, 1997 год.

Экологический мониторинг исследования Пахутинского пруда проводился согласно методике. Руководство по гидробиологическому мониторингу пресных экосистем (под ред. В.А Абакулова).

Критерии качества природных вод

Качество природных вод определения возможности их использования в отраслях народного хозяйства для нужд человека.

Природные воды всегда содержат примеси органического и минерального происхождения, которые поступают в воду из атмосферы, с атмосферными осадками, вымываются подземными водами из почв и грунтов, смываются поверхностными водами, сбрасываются разными сточными водами и т.д.

Грунтовые воды вносят в водоём в основном растворенные вещества, а с поверхностными водами поступают твердые вещества (пыль, песок и др.), микроорганизмы.

Состав природных вод не постоянен во времени, так как минеральные смеси постепенно осаждаются, а растворимые вещества поглощаются в водоёме. На качество природных вод также влияет объём воды в водоёме и его колебаниям по сезонам года.

По назначению природные воды подразделяют на группы:

1) Питьевая вода – используемая в пищевой промышленности;

2) Технологическая – применяемая в ряде производств;

3) Вода для рыбного хозяйства.

Наиболее высокие требования предъявляются к питьевой воде. Она должна быть безвредна для здоровья человека, приятна на вкус и пригодна для всех хозяйственно-бытовых процессов. Критерии бактериологической оценки воды таковы, если в 1мм. Воды содержится не более 100 безвредных бактерий, то в ней нет и болезнетворных. Ещё в 1937 году в Европе был утверждён стандарт на питьевую воду, определяющий её основные свойства: цвет, вкус, состав, безвредность. Неприятный привкус в воде обусловлен продуктами, содержащими сероводород. Запах воды зависит от состава примесей и растворимых газов. Различают естественные и искусственные запахи. Цветность воды зависит от состава. Вкус, запах, цветность, а также прозрачность относятся к органолептическим свойствам воды.

По качеству воды подразделяются на классы, характеризующие степень её чистоты или загрязнённости, что позволяет оценить реальную потенциальную её пригодность для различных типов водоиспользования.



Характеристика природных вод по наличию взвешенных частиц.

На качество природных вод влияют кислые и щелочные осадки, в результате чего измеряется рН воды.

Загрязненность природных вод выражается в ухудшении их качества и измерении органолептических свойств в результате поступления вредных веществ. Различают природное и антропогенное загрязнение. Непосредственное поступление веществ в воду обуславливает их первичное загрязнение (соединения азота, фосфора, калия и т.д.) и они поглощаются растениями. После отмирания живых организмов вещества, составляющие их тела, поступают в воду и вызывают её вторичное загрязнение.











Экспериментальная часть проекта.

Исследование проводилось в августе месяце и в течение первой учебной четверти 2017 года.

По методике А. С. Боголюбова и Д. Н. Засько мы проводили первичную оценку качества воды в водоеме, определяли органолептические характеристики воды: температуру, мутность, цветность, запах.



а) Температура воды измерялась водным термометром в тени у берега и в некотором удалении от него. Отсчет показаний термометра проводился, не вынимая его нижнюю часть из воды. На глубине 1 метра опускали термометр в воду на верёвке, поднимали и быстро считали показания, не вынимая термометр из воды. Было сделано 16 замеров, начиная с августа и заканчивая октябрем. Температура воды в августе средняя из 6 замеров составила 15,5 градуса. В сентябре было 5 замеров. Средняя температура составила 10,6 градуса, замеры за сентябрь показали среднюю температуру 7,1 градуса. Это говорит о том, что температура в водоеме понижалась. Водоем и его жители готовились к зиме.

б) для определения цвета воды из водоёма наполняли пробирку и оценивали на фоне белого листа бумаги. Определить цветность воды можно двумя способами: сбоку и сверху; Вода становилась все светлее от августа до октября. В октябре вода была намного светлее, чем в августе.

в) запах – отсутствие или наличие.

Если запах есть - его идентифицировали по шкале интенсивности запаха, то есть воду наливали в колбу, встряхивали и быстро определяли характер интенсивности запаха. На наличие запаха были взяты пробы по месяцам. В августе месяце запах в воде присутствовал средний по школе запахов. В сентябре запах уменьшился, а в октябре совсем пропал. Это говорит о том, что многие организмы и вещества, которые были в водоеме, опустились на дно или приготовились к зимовке.

г) Для определения мутности воды мы заполняли пробирки водой до высоты 10–12 см. Определяли мутность воды, рассматривая пробирку сверху на тёмном фоне при достаточном боковом освещении.  Пробы были взяты по месяцам. В августе мутность воды была самая большая, а в октябре самая маленькая.

Определение степени эвтрофированности

В следствие увеличенного поступления в воду биогенов возникают процессы эвтрофирования природных вод – обогащение питательными веществами.

Эвтрофирование приводит к усиленному развитию фитопланктонов, что проявляется в цвете вод, а также в разрастании макрофитов.

По степени эвтрофирования природные воды подразделяют на категории:

    1. Олиготрофные (бедные);

    2. Мезатрофные (средние);

    3. Эвтрофные (богатые);

    4. Дистрофные (отрицания).



Пруд является эвтотрофным. Процесс эвтрофирования может быть вызван природными причинами в результате саморазвития и зарастания водоёмов. В современный период процессы эвтрофирования природных вод усилилисьв результате антропогенного загрязнения.

На основании полученных данных, мы сделали анализ воды пруда села Пахутино по органолептическим характеристикам. Полученные результаты были занесены в таблицу.




Органолептические оценки качества воды

Характеристика


Запах 

Землистый

Характер

Заметный

Интенсивность

(3 балла)

Цветность

Жёлтая

Мутность

Слабо-мутная





Химический анализ воды пруда.


После изучения органолептических характеристик качества воды был исследован химический состав воды по методике Т.Я. Ашихминой. С 4 водоёмов были взяты пробы воды, а затем с использованием различных реактивов проводилось исследование каждой пробы. Мы провели качественный анализ воды на содержание некоторых ионов в исследуемых пруду(,,Mд) и определили жесткость воды.

Жесткость воды может быть временной и постоянной. Временная жесткость воды образуется растворимым гидрокарбонатом кальция.

Сейчас мы проделаем опыты, которые покажут какая вода в нашем пруду.

Опыт 1. Временная жесткость воды образуется наличием солей гидрокарбоната кальция. Если эту воду кипятить на несколько раз в одной и той же посуде, то на стенках посуды должна образоваться накипь серого цвета. Мы кипятили 10 разных порций воды в одной и той же посуде. Это говорит о том, что в нашей воде нет солей гидрокарбонатов кальция. Это доказало, что отсутствуют ионы Са 2+



Постоянная жесткость воды образуется солями кальция и магния – это хлориды магния и кальция, сульфаты магния и кальция. Их можно обнаружить проделав следующие опыты.


 Опыт 2. Определение на сульфат-ион. Известно, что при взаимодействии хлорида бария () с

выпадает белый осадок сульфат бария (BaSO4), который не растворяется в кислотах. Ожидаемый белый осадок обнаружен не был.

Значит в данной порции воды отсутствуют сульфат ионы, придающие воде жесткость.

 Опыт 3. Определение воды на ион хлора.Хлорид – ионы показывают постоянную жесткость воды. Для этого мы в пробирку отбирали 5 мл исследуемой воды и добавляли 3 капли 10%-ного раствора нитрата серебра (AgNO3). Известно, что при взаимодействии нитрата серебра с ионом хлора выпадает белый творожистый осадок хлорид серебра (AgCl). Он нерастворим в азотной кислоте (HNO3), но растворим в растворе гидроксида аммония (NH4OH). Приблизительное содержание хлоридов определяют по осадку или помутнению. В результате нашего опыта в пробах воды белый объемистый осадок не обнаружен. Значит в воде отсутствуют хлорид-ионы, придающие жесткость воде.

Опыт 4. Определение воды на карбонат-ион. Для этого мы в пробирку наливали анализируемую воду и добавляли к ней 5–6 капель фенолфталеина. Если при этом окраска не появляется, то считается, что карбонат-ионы отсутствуют. В нашем опыте цвет воды не изменился.



Вывод: Исходя из данных опытов делаем вывод, что наша вода не содержит ионов, придающих воде жесткость, поэтому наша вода очень мягкая и вней очень хорошо растворяется шампунь, мыло и стиральный порошок.



А сейчас проведем опыты на наличие в воде ионов железа, которые придают воде желтоватый цвет.
Опыт 1. Определение воды на ионы железа (двухвалентного и трехвалентного). Известно, что при взаимодействии двухвалентного железа с железосинеродистым калием (K4[Fe(CN)6]) выпадает синий осадок (Fe3[Fe(CN)6]2), а при взаимодействии трехвалентного железа с гидроксидами натрия и калия (NaOH, KOH), а также с гидроксидом аммония (NH4OH) выпадает красно-бурый осадок гидроксид железа (III) (Fe(OH)3), растворимый в кислотах, но не растворимый в щелочах. В наших пробирках выпал небольшой осадок буроватого цвета. Это говорит о том, что в нашей воде есть небольшое количество солей железа, что придает воде желтоватый цвет. Это мы видели в оценке качества воды.

Опыт 2. Определение кислотности воды. Наиболее характерный интервал значения рН для природных вод составляет 6,0–8,0. При определении рН мы использовали химический стакан, универсальную индикаторную бумагу и шкалу. При этом в стакан с налитой исследуемой водой погружался кончик индикаторной бумаги, после чего полоска бумаги сравнивалась с цветом шкалы: розово-оранжевый цвет – рН около 5; светло-жёлтый – 6; светло-зеленый – 7; зеленовато-голубой – 8. Опыт показал, что кислотность воды слабокислая.





Результаты исследования для сравнения были занесены в таблицу



Химический анализ воды

Определяемые ионы

Ca2+

Не обнаружен

Не обнаружен

Не обнаружен

Не обнаружен

Fe2+/Fe3+

Частично обнаружены

pH

Нейтральный



Вывод:

Сделав небольшие исследования воды нашего Пахутинского пруда, мы пришли к следующему выводу:

1. По физическим показателям вода в нашем пруду в августе месяце была в удовлетворительном состоянии, но к октябрю состояние воды улучшается.

2. По химическому составу вода в нашем пруду хорошая, не содержит солей, придающих воде временную и постоянную жесткость.

3. Состав воды хороший, но необходимо следить за чистотой берегов пруда и прилегающих территорий.

Проведение мероприятий по озеленению берегов водоема.

На берегах пруда детьми совместно с педагогами и родителями было высажено 60 саженцев различных древесных пород.



Были установлены экологические знаки.





















Собран мусор вдоль береговой линии водоема.



























Мы посетили районный краеведческий музей.

























Результаты проекта.

МБОУ «Пахутинская ОШ» расположена в сельской местности, в с.Пахутино Тонкинского района, где экологическая и социальная ситуации не самые благоприятные. В последнее время наблюдается появление скоплений различного мусора на территории села и прилегающей территории. К сожалению, со стороны жителей села наблюдается отсутствие бережного отношения к окружающей природе. В связи с тем, что наблюдается недостаточный уровень природоохранной активности, как у школьников, так и у жителей села, то работа по очистке берегов пруда способствовала улучшению состояния окружающей школу среды, стала эффективным средством формирования экологической культуры школьников.

Содержание экологически ориентированной трудовой деятельности помогла детям усвоить общечеловеческие ценности, выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий природной среды, способствовать развитию познавательной творческой активности.

Успешной реализации проекта способствовали разнообразные формы работы с обучающимися по усвоению экологических знаний, обучению экологически грамотному поведению, а также формирование познавательного интереса и воспитание бережного отношения к окружающей природе и среде.

Подводя итог нашей работы, можно сказать, что проведение экологического проекта и мониторинга водоёма было вызвано тем, что было необходимо определить экологическое состояние, привлечь внимание администрации села, общественности, к проблеме, состояния пруда. Мы обратились с заявлением в сельскую администрацию, и наш юный экологический коллектив обратился к главе сельской администрации с просьбой оказания посильной помощи в благоустройстве местного водоема. Цель нашей работы была достигнута.

.Ожидаемые результаты можно рассматривать как социальный эффект:

  • повышение экологической культуры обучающихся, воспитанников,

  • улучшение экологической обстановки в селе,

  • укрепление связей с социумом.



К долгосрочным результатамотносим:

  • появление у участников проекта навыков практической природоохранной работы;

  • качественное улучшение экологического состояния и эстетического облика села,

  • повышение уровня экологической и общей культуры населения села;

  • формирование личностных качеств у обучающихся, чувства коллективизма и др.

  • развитие трудовых навыков;

  • организация внеурочной занятости обучающихся, воспитанников;

  • профилактика правонарушений.



Социальный эффект проекта:

повышение общей и экологической культуры обучающихся, а также жителей села.



Качественные показателями проекта:

- территория села становится более экологически чистой;

- происходит повышение природоохранной активности у школьников и жителей села.





















Литература.



1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии: Учебное пособие / Под ред. С.В. Алексеева. – М.: АО МДС, 1996. – 192 с.

2. Козлова Т.А., Сивоглазов В.И. Растения водоёма: учебное методическое пособие для младших школьников и средних классов. – М.: Эгмонт Россия Лтд; 2000. – 54с.

3. Коробейникова Л.А., Воробьев Г.А. и др. // Изучаем водоемы: как исследовать озера и пруды – Вологда: ВГПИ, изд-во Русь, 1994. – 148с.

4. Лапиров А.Г. Экологические группы растений водоемов // Гидроботаника: методология, методы: Материалы Школы по гидроботанике (п. Борок, 8—12 апреля 2003 г.). — Рыбинск: ОАО «Рыбинский Дом печати», 2003. — С. 5—22.

5. Методика рекогносцировочного обследования малых водоёмов: Методическое пособие / А.С. Боголюбов, Д.Н. Засько. – М.: Экосистема, 1998. – 13с.

6. Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1985. – 239с.


Использование информации интернета.























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!